Вопрос 1465: 5 т. Какие Ваши отношения с новым епископом Алтайской епархии Максимом (Дмитриевым)? Что он за человек? Лучше или хуже епископа Антония, который был здесь и умер в возрасте 41 года?

Ответ: Встречался с новым епископом только один раз. У нас была хорошая встреча с ним. Но дальше не заладилось. Он такой оградой себя окружил, что за год так и не смог к нему пробраться. С епископом Антонием дело было проще, он и обедал у меня на дому, и я в любое время мог к нему прийти и часами беседовать. Но вот стали поступать сведения, прямо ошеломляющие. Другие случаи, о которых писалось в газетах, «страсти по-Максиму» – не знаю, насколько верно.

«Церковь. Страсти по Максиму»

В Алтайской Епархии не утихают страсти. Владыка Максим вслед за Знаменским женским монастырем «опечатал» Свято-Никольский храм. Причем Знаменский подвергли «ревизии» на Знаменье, a копилки Никольского проштампованы епархиальной печатью 18 декабря, накануне Николина дня, – это, похоже, вместо престольных служб в этих храмах. Сразу после праздника, 20 декабря, в Никольский храм пришли с описью.

Проверка проводилась под руководством отца Алексея (племянника епископа); как-либо прокомментировать происходящее он отказался, после долгой паузы сказав: «Без благословения не буду». В храме находились и другие священники, но и они не могли ничего сказать: для некоторых священнослужителей ситуация и вовсе оказалась откровением – сами были удивлены. Подобные ситуации, как правило, разъясняют прессе секретари епархии, но теперь эти должности свободны. Епископ же на просьбу объяснить свои действия и тем самым пресечь слухи отвечает молчанием.

Все средства из самых посещаемых храмов города поступают напрямую в епархию. Строительство в монастыре и в Никольском храме остановилось. Говорят, что все средства владыка собирался направить на завершение здания духовного училища, но нет на этой стройке никакого оживления. A, пo слухам, деньги владыка отправил в Москву или в Тобольск (место его прежней службы) – за епископство.

Монахини в Знаменском, а там в основном старушки живут, теперь бедствуют. Уехал из Барнаула отец Феодорит, священник Знаменского монастыря: ему было назначено жалование 1000 рублей (так что он даже и квартиру снять не в состоянии). Поговаривают, хотел владыка снять крест с отца Михаила Капранова, но не сделал этого: то ли потому, что появилось письмо в защиту отца Михаила, подписанное известными в Барнауле людьми, то ли, и вправду, звонок из Синода был. За что он снял наперсный крест с настоятельницы Знаменского первый раз? За то, что не встретила его, опоздавшего к службе. Был подобный случай и с прежним, покойным теперь, епископом Антонием – тоже опоздал: тихо вошел в боковую дверь, переоделся и вышел на службу.

Неприятно писать о дрязгах в епархии, хотелось бы хоть здесь видеть доброе и чистое». («МК на Алтае» №52 25.12.02-01.01.03г.)

 

Но вот этот случай, задевает близкого мне человека. Вот как о. Павел рассказал о. Нафанаилу, и какой материал из этой статьи получился.

 

«Новогодний «подарок» епископа Максима»

«Накануне Рождества Христова в алтайское представительство «ЧС» поступило письмо от иеромонаха Нафанаила (Судникова), священника Русской Православной Церкви за рубежом, которое редакция посчитала необходимым опубликовать с незначительными сокращениями.

«30 декабря 2002 г. произошел необычный случай в Барнаульском епархиальном управлении. Был запрещен в священнослужении священник Павел Ермоленко из города Камень-на-Оби, в ведении которого находилось четыре прихода Каменского благочиния. Запрещение в священнослужении со времени назначения на Барнаульскую кафедру нового епископа Максима (Дмитриева) – факт довольно обычный, но необычна причина, по которой был запрещен отец Павел: священнику был поставлен в вину подрыв авторитета Патриарха, поскольку некоторым православным он прочитал информацию о явлении Патриарху 28 октября 2002 г. святого Феодосия Печерского (информация о видении помещена в Интернете на сайте АРИ - Агентство Русской Информации). По сообщению этого агентства, Патриарх Алексий передал дословно то, что он услышал от старца-игумена: «Отпали от Бога – ты и многие братья твои, и к диаволу припали, – произнес святой, – и правители Руси не правители уж суть, а кривители. И церковь потворствует им. И не стоять вам по правую руку от Христа. И ждет вас мука огненная, скрежет зубовный, страдания бесконечные, аще не опомнитесь, окаянные. Милость Господа нашего безгранична, но слишком долог для вас путь к спасению через искупление бесчисленных грехов ваших, а час ответа близок». После этих слов видение исчезло, оставив совершенно оцепеневшим Ридигера, который никогда ничего подобного не испытывал, более того, всегда со скептицизмом относился к сообщениям о всякого рода чудесах.

Вскоре после этого Патриарху якобы сделалось плохо. Те, кто оказывал ему первую помощь, утверждают, что больной едва слышно шептал: «He может быть, не может быть!»... Алексий рассказал о своем видении, пребывая в состоянии крайней подавленности. По версии источника, позже, немного придя в себя, Патриарх заявил, что де у него были галлюцинации, сообщает сайт http://www.ari.ru/doc/lid=1410#555.

Поскольку никаких опровержений на появившуюся информацию не поступало, отец Павел понял, что так оно и было. Однако епископ Максим решил отстоять честь любимого Патриарха и наказать крамольника. И хотя отец Павел готов был даже публично покаяться, если будет официальное опровержение, но... поздно. Несмотря на все просьбы отца Павла объяснить его вину, привести православные каноны, которые он нарушил, объяснить причину беззаконного физического насилия, никто ничего внятно сказать не мог. Между тем, вопиющей была и сама «воспитательная» процедура в отношении священника Павла: eго тут же, в епархии, вопреки всякой законности, раздел лично сам епископ, и, несмотря на то, что о. Павел пытался сопротивляться, не позволил уйти; силой отобрал личные вещи о. Павла – старинный наперстный серебряный крест, рясу, диктофон. Неприятное зрелище происходило при трех свидетелях: протоиерее Александре Войтовиче, священниках Константине Метельницком и Николае Гордиенко. Отец Апександр Войтович даже, напротив, убеждал о. Павла не противиться процедуре раздевания и отбирания личных вещей епископом.

Но главная причина наказания все-таки другая. Статью о Патриархе, которая послужила поводом к расправе, о. Павел прочитал своим прихожанам всего за несколько дней до разбирательства, епископ же несколько раз повторил благочинному о. Николаю Гордиенко, что наказать непокорного нужно было раньше. За что? Вот за что: отец Павел осмелился пойти против общего мутного потока Московской Патриархии и начал приводить церковную жизнь на своих приходах в соответствие с Библией и православными канонами: начал учить прихожан Священному Писанию, крестить только полным троекратным погружением, все таинства и требы совершать бесплатно и только для верующих, запретил всякую торговлю в церковной ограде, то есть стал делать то, в чем присягает каждый епископ и священник перед рукоположением на Кресте и Евангелии. Но если все священники, зажатые в тесные рамки экономической зависимости от епископа, вынуждены становиться клятвопреступниками ради «послушания епископу», то после семи лет священнослужения у о. Павла совесть проснулась, в его душе произошел переворот, и он решился во всем следовать Евангелию и православным канонам, а не только прихоти начальства. Но... «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12).

Для Барнаульской епархии произошедшее событие исключительной важности, потому что церковная жизнь здесь вращается в основном вокруг финансовых склок между епископом и священниками, которые «не хотят делиться»: то это «битва в Новоалтайске» в 1996, где разошлись интересы епископа Антония и некоторых богатых и «заслуженных» священников, то это мышиная возня вокруг денежных ящиков в Знаменском монастыре и в Никольском храме, о которой недавно писала одна из краевых газет, то это попытка епископа Максима убрать с доходного места настоятеля Никольского храма о. Михаила Капранова.

И в происшедшем случае с о. Павлом мы видим, что удивительно, разногласия не из-за шкурных интересов, a на идейной почве: нужно ли жить честно и исполнять Христовы заповеди или в первую очередь заглядывать начальству в рот, как это повелось на Руси, как это, к сожалению, принято и в Православной Церкви среди «учеников Христовых».

Несмотря на все скорби, о. Павел не унывает – даже если не придется больше служить священником, то y нeго­ останется то, чего отнять не сможет никто: он будет проповедовать о Христе, о Евангелии, об истинном православии во всей его красоте и святости, и помешать ему не смогут ни епископ Максим, ни даже Патриарх с президентом, ни другие враги прямой и честной жизни во Христе. Кто знает, может, и придет такое время, когда Русская Православная Церковь начнет пробуждаться, когда пройдет эпоха корыстолюбивого и трусливого духовенства, выпестованного советской властью в «пробирках» КГБ, и в православных храмах и на просторах России зазвучит смелая христианская проповедь, и начнется истинное покаяние в русском народе, возрождение умирающей русской нации. Ибо «для Слова Божия нет уз».

От редакции: В Барнаульской епархии нам сообщили, что в настоящее время владыка Максим находится в отъезде. Тем не менее, редакция надеется получить комментарий епархии к опубликованному письму отца Нафанаила и изложить противоположную точку зрения на имевшие место события». («Честное слово» №3. 15.01.03г., стр.25)

 

«Вразумления» под новый год от епископа»

«Не будем спорить, разбор внутрицерковных дрязг на миру (а судачат везде: и в храмах, и в редакциях газет, и на улице) наносит огромный ущерб авторитету священников, церкви и самое страшное – подрывает Веру, в общем-то и без того еще зыбкое, возрождаемое в какие-то последние десять лет, религиозное чувство. Но недоумение и растерянность внутри епархии столь велики, что служители культа вынуждены обращаться за помощью и поддержкой в мирские газеты.

 То, что произошло в епархии накануне Нового года, иеромонах Нафанаил (Судников) оценил как «бес­предел». Иеромонах Нафанаил – пер­вый из имеющих церковный сан пожелал говорить открыто, не скрывая своего имени. У него есть защита – зарубежная православная церковь. У служащих в Алтай­ской Епархии, подчиненных вла­дыки Максима, защиты нет.

30 декабря 2002 года в сте­нах епархии произошел еще один «конфуз». Был запрещен в священнослужении священник Павел Ермоленко из Камня-на-Оби, в ве­дении которого находилось четы­ре прихода.

Владыка вменил ему в вину подрыв авторитета патриарха. Отец Павел действительно про­читал своим прихожанам статью, в которой рассказывалось о яв­лении Патриарху Алексию Святого Феодосия Печерского, укорявше­го за отпадение от Бога, потвор­ство правителям и бесчисленность грехов. О своем видении патриарх рассказал нескольким приближенным лицам незадолго до того, как с ним случился удар. Алексий был потрясен, ибо «несмотря на свой высокий цер­ковный сан, воспринимает рели­гию скорее как традицию и риту­ал, нежели на самом деле хоть во что-то верит».

Обратим внимание читателей на «закавыченность» предыдущего предложения. Это цитата из ста­тьи, помещенной в Интернете на сайте Агентства Русской Инфор­мации (АРИ). Информация, как видим, не секретная, общедоступ­ная. За два месяца с момента ее появления опровержения со сто­роны патриарха или его доверен­ных лиц не последовало. Сокращенный вариант интер­нетовской статьи и читал своим прихожанам отец Павел. Священ­ник, кстати, выразил готовность принести публичное покаяние, если эта информация о патриар­хе неверна.

 Владыка Максим взялся, меж­ду тем, защищать достоинство пат­риарха, буквально распиная досто­инство отца Павла. Владыка кричал, срывал со свя­щенника рясу и наперсный сереб­ряный крест. Отбирая личные вещи, владыка обнаружил диктофон и стал еще страшнее в своем гневе: «На кого работаешь?» – собирался вызвать то милицию, то психушку...

Заметка о патриархе стала лишь поводом к расправе с каменским свя­щенником. Суть же конфликта в том, что о.Павел набрался смелости и начал приводить церковную жизнь в сво­их приходах в соответствие с Библи­ей и православными канонами: он на­чал учить прихожан Священному Пи­санию, крестить полным троекратным погружением, все Таинства и требы совершать бесплатно и только для ве­рующих, запретил всякую торговлю в церковной ограде. Ведь церковь – это не коммерческий концерн. И соблю­дать нужно правила православной церкви, а не финансовые указания церковных чиновников.

Но высокое духовное лицо в Ал­тайской Епархии «вразумляет» и «учит» своих пасомых по-иному.

О вовсе не духовной мане­ре общения владыки Максима известно уже давно, но, как го­ворится, выносить сор из избы боялись.

Алтайская епархия ходит нынче, втянув голову в плечи: неизвестно, на кого следующе­го падет гнев епископа. За цер­ковными стенами всё напря­женно и нервно. В епархии вве­дены новые методы уп­равления: докладные, объяснительные, доп­росы по любому пово­ду, поручения собрать компромат на неугод­ных, оскорбления. Како­во? Многие сейчас про­ходят проверку на нрав­ственную прочность: кто-то выдержит, кто-то сломается... И уже ло­маются, сдаются, пре­дают. Кто-то от греха подальше бежит из Ал­тайской Епархии: ушел отец Феодорит, подали заявление о выходе за штат священник Зна­менского монастыря отец Анатолий и насто­ятельница матушка Надежда. Вынуждена была уйти, получив самые не­лепые обвинения, ре­дактор газеты «Алтайс­кая миссия» Вера Вор­сина. Епископ постепен­но формирует штат из родственников и близких из То­больской епархии.

 Но за «наших», признаться, обидно. Их руками и нервами восстанавливались храмы на алтайской земле, их усилия способствовали тому, что люди потянулись к вере. Так за что?

Итога у этой истории может быть два: либо епископ, либо епископа (извините за чисто мирской расклад, это уже стро­ки исключительно от редакции). Но владыка Максим – «боец», судя по всему, в схватках зака­ленный.

Страдающая сторона выиг­рает, на наш взгляд, только если объединится: один иеро­монах Нафанаил из Зарубежной церкви ситуацию не переломит. Вообще же конфликт достиг та­кого накала, что, скорее всего, разрешится только в Москве, в Синоде».

Даша Кузьмина «МК на Алтае» №1-2 (42) 2003 г. стр.12.

 

Вершины в наше время не для всех.

У каждого по рвению житье.

И лезем мы из гордости наверх,

Являя всем исподнее свое.

       Любой бы на пророка был похож,

       Не променяй Служенье на уют.

       И Правду отовсюду гонит ложь,

       Любовь Святую распинает блуд.

Нам стало тесно. Не туда растем.

Что Высота, когда желанна ширь!

И, потрясаем попусту перстом,

Не делая ни шагу для души.

       И вроде проповедуем о том,

       И, кажется, радеем за страну.

       Откуда же Гоморра и Содом?

       Откуда направление ко дну?

От нас! От нас! И только лишь – от нас!

Ведущий и ведомый слеп и глух.

Какая Вечность! Подавай сейчас!

Какое Царство! Плоть попрала Дух!

1 февраля 2001г., Санкт-Петербург, иером. Роман (Матюшин)

 

Hosted by uCoz