Вопрос 2277: 9 т. В Новом Завете Господь Иисус Христос говорил много притчами. А в Ветхом Завете были ли притчи, какие-то аллегорические изречения?

Ответ: На фоне новозаветных притч действительно на первый взгляд кажется, что в Ветхом Завете всё было расписано до мелочей, просто и понятно. Мф.13:34  – «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им». Но когда вникнешь в суть ветхозаветного, то там было всё так зашифровано, что ничуть не яснее, чем в православном богослужении. У Израиля был закон, данный Моисеем, и они думали, что они его досконально исполняют, до самой последней мелочи.  Иоан.7:19 – «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» Но Господь их просветил, охладил, что на самом деле они закон этот не исполняют, а только надмеваются, как во многих течениях старообрядцев,  которые упрекают «никоньян» за нарушения стоглавого Собора,  а сами  сплошь и рядом нарушают каноны вселенских и поместных соборов и святых отцов. Деян.7:53 – «Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».

  Все жертвоприношения, обряды омовений, очищений  были указаниями на их подлинный смысл только во Христе. Древние  поэты в своих акафистах-мемуарах столько туману напустили, что две тысячи лет не разгадают мудрецы новозаветные. Не хватает ни аристидов толкователей,  ни вальсомонов и  евсевиев историков. Чего стоит только несколько стихов из одного псалма Давида. Пс.73:13-15 – «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;  Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским];  Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки». И читают тысячи лет, миллион раз повторяют эти стихи, совершенно ни буковки не понимая в них. Знающим закон Моисеев ясно, что для правоверного иудея есть пища чистая и недозволенная; понятно, что Левиафана, будь то крокодил или кит, или иное чудовище - есть его категорчески запрещено. Да и в пустыне эти животные не живут. Так о чем же речь? Если слово «змии» применять к акту расторжения силою Божиею моря Чермного, тогда эти стихи понять можно только по отношению к фараону и Египту, сражённых в водах. Никакие реки Бог не иссушал, а только  мелководный Иордан однажды остановился  при переходе евреев в обетованную землю. Конечно, и здесь нужно понимать силу Божию над потоками врагов. Златоуст советует при толковании псалтири все места, где говорится о врагах, понимать, как об исконном враге – диаволе. Ис.28:2 – «Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных  вод, с силою повергает его на землю».  Иер.12:5 – «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?»  1Кор.13:12 – «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда  познаю, подобно как я познан».

 Притчи имели очень широкий диапазон и потому  к ним обращались пророки и вожди. Чис.24:15 – «И произнёс притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком».  В притчах, как в баснях Эзопа или Крылова, тот, кому симпатизировал автор притчи, выглядел мужественным и победителем, а противник всегда низвергнутым и осмеянным. Втор.28:37 – «И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь [Бог]».  1Цар.24:14 – «Как говорит древняя  притча: «от беззаконных исходит беззаконие». А рука моя не будет на тебе». Притчам учили и в иносказании могли скрыть свои подлинные намерения, чтобы не враз могли привлечь за оскорбление вельможных.  2Цар.14:20 – «Чтобы притчею дать делу такой вид, раб твой Иоав научил меня; но господин мой [царь] мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле». В Ветхом Завете есть даже две книги притч. Сколько же ещё было утеряно – это никак не меньше поговорок, собранных В.И.Далем. 3Цар.4:32 – «И изрёк он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» . Иов.17:6 – «Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него». Цари съезжались и загадывали притчи друг другу – это был  уже высший форум притч. 3Цар.10:1,3 – «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его  загадками.  И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей». Пс.48:5 – «Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою».  Составлять или даже пересказывать притчи, как и популярные анекдоты – для этого нужен был талант. Прит.26:9 - «Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов».   Притчи были настолько узаконенной и не греховной формой научения и обличения, что Сам Иегова поощрял избранников Своих к поучению народа притчами, которые Сам же ему и подсказывал.  Иез.17:2 – «Сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу к дому Израилеву».   В Ветхом Завете слово «притча» встречается 49 раз, а Новом – 46. Притча хлёстко высмеивала противника,  надолго закреплялась в головах простых людей.

 

«На помощь Господу!» – «А разве Он бессиленСуд.5:23

Но иначе как храбрых отличить,                   Втор.20:8

Героев веры от тепло-пассивных,                   Откр.3:16

Чьи изукрашенные по стенам мечи?               1Цар.21:9

       Дух закалить и страх преобороть,             Суд.8:21

       Схватившись с недругом тысячекрат сильнейшим,Быт.32:7

       С душой от страха расстаётся плоть,         Исх.2:14

       И страх остаток сил ещё уменьшит.         1Цар.28:5

Бойцы и  мученики из когорты зрелых -         2Цар.23:16

Им выстоять досталось на роду;                    2Цар.16:6

Из свалки той не каждый выйдет целым,          2Цар.17:8

Удержит символ веры, как  редут.                   Деян.24:14

       Защитники! На вас Отчизна смотрит,          Суд.11:32

       Отечество небесное рассудит,                     Евр.11:35

       Кто патриот, а кто лишь званье портит -     2Макк.12:40

       Канонизацией не тешатся пусть люди.         1Кор.4:5

На поле брани столько не явилось,                Матф.22:5

Причислили себя до сонма боязливых;            Суд.7:3

Иной без боя сдался, просит милость               1Цар.11:2

У крохоборов алчных и сопливых.                 1Ездр.4:3

       Господь  на проповедь вселенскую выводит, Иоан.21:22

       Он ищет благовестников надёжных;          Ис.6:8

       В саду заросшем или в огороде,                 Матф.20:1

       Молниеносно меч сверкнёт из ножен.          Деян.5:5

На помощь ослабевших и уставшим!                Деян.16:9

Ряды прореженные срочно заполняйте!             1Макк.4:35

На целину – не на чужую пашню!                    Ос.10:12

Неверующим будьте доброй нянькой!                1Фесс.2:7

       От оползней из слов вбивайте сваи,             Прит.15:18

       Пустыню обводнить, создать оазис,               Ис.48:21

       В проломы встать Дух Божий призывает,       Иез.22:30

       Не только юношей, но  и вступивших в  старость. Пс.91:15

Для нас  свершается посев, полив и жатва -        Иоан.4:37

Свершает труд  Господь наш Иегова;                2Кор.5:20

И нас  зовёт на помощь и на завтра;                Мф.11:28               

А ныне тех, кто  осиян был  Словом. 6.7.04. ИгЛа 1Фесс.5:4

Hosted by uCoz