Вопрос 835: 2 т. Говорят, что у человека кроме души и тела есть еще и дух. Так ли это?

Ответ: В Библии есть места, которые дают повод так думать. Вар.3:1 «Господи Вседержителю, Боже Израиля! стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе». 3Ездр.5:22 – «Но душа моя прияла дух разумения, и я снова начал говорить пред Всевышним».

3Ездр.6:37 – «Ибо дух мой воспламенялся сильно, и душа моя томилась». Прем.Сол.15:11 – «Ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни». Прем.Сол.16:14 – «Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души».

Сир.9:11 – «Чтобы не склонилась к ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель». 1Цар.1:15 – «И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». Иов.7:11 – «Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей».

Иов.12:10«В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти». Еккл.6:9 – «Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это – также суета и томление духа!» Ис.26:9 – «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде». Дан.3:86«Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки». 1Фесс.5:23 – «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Евр.4:12«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».

Много на эту тему туманного и запутанного написал архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Мне приходилось не раз беседовать со сторонниками его теории трехсоставности человека: священниками, епископами, монахами, и в течении одного часа через наводящие вопросы все до единого согласились, что человек состоит только из двух частей – дуалистичен, у него есть видимое тело и невидимая душа, которая иногда называется духом, что есть одно и то же. Когда же встречаются в одном стихе слова «душа» и «дух», то это означает, что у бессмертной души ее настрой: скорбный дух, радостный дух. Когда человек умирает, то его душа или дух – совершенно отдельная субстанция, идет к Богу. И более нигде ничего нет. Никакая третья часть ни в какое иное место не определяется, всё это выдумки. Так именно и понимал Иоанн Златоуст. Некоторые пустынники действительно понимали, что человек трехсоставен, по образу Божию, но они приходили к полной нестыковке в рассуждениях, не могли объяснить когда и откуда взялась третья часть и куда она уходит, и различна ли участь третьей части от души.

Игнатий Брянчанинов определял дух как совокупность сердечных побуждений.

 

Hosted by uCoz