Вопрос 3088: 16 т. Вот мы снова в этом году ходили в Покровский собор на пятой неделе Великого поста в среду вечером и четыре часа отстояли. Говорят, что читался канон Андрея Критского, и называют это моленье «Марьиным стояньем». Устала, а ничего не вынесла, кроме усталости. Приятно было кланяться и так много, ночью ноги судорогой сводило даже, и поют хорошо, а на душе пустота. Кто такой Андрей и что это за канон, так и не сказали. Мне рассказали сёстры, что Вы на занятиях подробно проходили  в прошлые годы этот канон по-русски, но я тогда ещё не ходила в церковь. Где же можно узнать об этом?

Ответ: На этот вопрос я уже отвечал в «…открытым оком»,  т.5, вопрос 1426.

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, свт. (ок. 660-ок. 740=80), визант. подвижник, церк. поэт-гимнограф. Род. в Дамаске, подвизался в Иерусалимской обители св. Саввы. В качестве секретаря Иерусалимской Патриархии участвовал в VI Вселенском Соборе. Впоследствии А.К. был поставлен епископом г. Гортины на о. Крит. Самое известное произведение А.К. - Великий канон, содержащий 250 тропарей (строф). Весь канон посвящён  теме покаяния. В качестве сюжетной канвы использована библ. история ВЗ и НЗ. Образы и события Свящ. Писания повсюду в каноне связываются с восхождением от греха к примирению с Богом. Память святителя Правосл. Церковь празднует 4 июля. (Мариино стояние) – народное название утрени, совершаемой в среду пятой седмицы Великого поста (считается уже четверг), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. При встрече с Зосимой Мария была поднята в воздух, стояла на локоток от земли. «С этими словами она обратилась на восток; возведши очи кверху и подняв руки, она начала молиться, но так тихо, что Зосима не слышал и не понимал слов молитвы. В трепете, молча стоял он, поникнув головой. «Призываю Бога во свидетели, — рассказывал он, — что через некоторое время я приподнял глаза и увидал ее поднявшеюся на локоть от земли; так она стояла на воздухе и молилась». Увидев это, Зосима затрепетал от страха, со слезами повергнулся на землю и только произносил: «Господи, помилуй!»

Но тут его смутила мысль, не дух ли это и не привидение ли, как-бы молящееся Богу. Но святая, подняв старца с земли, сказала: «Зачем, Зосима, тебя смущает мысль о привидении, зачем думаешь, что я дух, совершающий молитву?» Мария поведала о себе: «Я, святой отец, родилась в Египте, но будучи 12-ти лет от роду, когда были живы ещё мои родители, я отвергла их любовь и отправилась в Александрию. Как я потеряла свою девическую чистоту и стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию, — об этом без стыда я не могу даже помыслить, не только пространно рассказывать; скажу только кратко, чтобы ты узнал о неудержимой моей похоти. Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть… Какой язык, какой слух вынесет рассказ о позорных делах, совершённых мною на корабле во время пути: я увлекала на грех даже против воли, и не было постыдных дел, каким бы я не научала. Поверь, отец, я ужасаюсь, как море перенесло такой разврат, как не разверзлась земля и не погрузила меня живою в ад после совращения столь многих людей!.. Я думаю, — отвечала она, — протекло 47 лет, как я оставила святой город. Поверь мне, отец Зосима, что 17 лет прожила я в этой пустыни, борясь с своими безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню. Тогда я мысленно становилась перед иконою поручительницы моей, Пречистой Богородицы и с плачем умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу. Долго я так плакала, крепко ударяя себя в грудь, и наконец как-бы свет разливался вокруг меня, и я успокоивалась от волнений. Как признаться мне, отец, в блудных вожделениях, овладевавших мною? Прости, отец. Огонь страсти загорался во мне и опалял меня, понуждая к похоти. Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что перед мною стоит Сама моя поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениеми. Поверженная на землю, я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и не отгонял смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к Поручительнице своей, горячо прося помощи моим страданиям в пустыне — и действительно, Она мне давала помощь и руководство в покаянии. Так провела я 17 лет в постоянных мучениях… (Придя в очередной раз, Зосима нашёл Марию умершей). Тут он увидел у головы блаженной такую надпись, начертанную на земле: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху».

 Рим.10:3 – «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». В рассуждениях о Марии Египетской ни разу и никто не спрашивает, по повелению ли Божию она сотворила, уйдя в пустыню, и требует ли этого Бог Всемогущий. Берётся во внимание только свидетельство одного человека Зосимы, а он ни разу не подверг сомнению виденное и слышанное, а только падал к ногам её, проливал слёзы, целовал землю и восхищался разумом. Пр.28:9 – «Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва – мерзость». Житие Марии от первого её шага и до смерти не сходится со словами Христа и Апостолов – ни разу и нигде. Ис.8:20 – «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Иоан.11:10 – «а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним». 2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».

О житии Марии невозможно говорить во свете Библии – тебя истопчут и ошельмуют попы. Житие Марии Магдалины – воистину равноапостольное, не пользуется такой популярностью – нигде не отмечается хождение Марьино, проповедь Марьина, благовестие Марьино. И хотя и первому житию никто не подражает, ибо поставлен феноменальный рекорд самоистязания на века, но и  Марии Магдалине вряд ли кто поревнует в подражании. А вот она-то и достойна подражания и истинной памяти. Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

Hosted by uCoz