Вопрос 3202: 18 т. Хотя бы примерно можно узнать, кто составлял отдельные части богослужений, каноны, икосы и разные запевы?

Ответ: Приходится доверяться книгам, а откуда авторы брали эти сведения, о том вообще мало написано. Обычно ссылаются на те материалы, в которых то или иное сообщение впервые встречается, и считают, что именно с этого времени уже было. А когда возникло – то неведомо ныне.

“Православный молитвослов”, (1Кор.14:11,14-15). Николай Нахимов. “Пролог”,  Киев, 2003, 485 стр. (С издания 1912 г.). стр.422. Канон Пресвятой Богородице обычно приписывается Феостирикту, иноку из Вифании, в пустыни, жившему в первой половине IХ века. Многие же считают творцом  этого канона Феофана Начертанного, жившего в  то же время, при Льве Армянине. Акафист Иисусу Сладчайшему переведён с греческого, но в  употребление в греческой церкви не вошёл. В России впервые этот канон был напечатан в 1697 г., но Синод отнёсся к нему сдержанно и попросил выправить его. Акафист, как полагают, впервые был составлен в первой половине 7-го века Георгием Писидийским Константинопольской церкви (Малая Азия). Поводом к его составлению послужило счастливое окончание в 626 году войны императора Ираклия с персами и аварами.  Патриарх Константинопольский Сергий в то же время ввёл в Церковное употребление и назначил петь его стоя в субботу пятой недели Великого поста. Впоследствии, по образцу первого акафиста, другими песнопевцами были сложены акафисты Иисусу Сладчайшему, Успению Пресв. Богородицы, Кресту Господню, св. Апостолам, св. Иоанну Предтече,  Архистратигу Михаилу, св. Николе Чудотворцу, всем святым и проч.; но в употребление греческой церкви они не вошли. Творцами канонов были св. Иоанн Дамаскин (+776-780г.; он составил до 45 канонов); Косьма, еп. Маюмский, блаж. Феофан, еп. Никейский (+843г.); Иосиф Песнописец  (+883г.); Феодор Студит (+826г.); Андрей Критский – творец Великого канона (+713 г.)  и многие другие.

 Чин Апостольской литургии был следующий: 1) Пение священных песней: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; песнь: «Слава в вышних Богу»; «Господи, помилуй»; «Величит душа моя Господа»; «Ныне отпускаешь раба Твоего»; «Свят, свят, свят Господь Саваоф» и «Херувимское» (много позже). В постоянном обиходе пение «Аллилуия». И первое место занимала молитва «Отче наш». 2) Чтение Св. Писания, в том числе главным образом  Евангелия и творений св. Апостолов (их Деяний и посланий. Кол.4:16; 1Фес.5:27). 3) Поучение. 4) Молитвы о себе и всём мире. 5) Благодарение и хвалы Богу Отцу, великому в Своих совершенствах и дарах благодати. 6) Освящение даров, с произнесением слов Спасителя при установлении Таинства и с молитвою о ниспослании Св. Духа. 7) Воспоминание пред освятившеюся Жертвою живых и мёртвых, после чего читалось “Отче наш”. 8) Раздробление даров  и преподание их верующим под обоими  видами, заключавшееся благодарением. 1Кор.10:16; 11:26. Деян.2:42,46; 20:7. При патриархе Прокле, преемнике Златоуста, ввели  “Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас”, опираясь на видение поднятого в воздух отрока. Символ веры с 325 г. произносился в церкви только во дни  крещения оглашенных. В каждое богослужение он был принят между 510-517 г. Песнь “Единородный Сыне Божий, бессмертен сый” составил император Юстиниане и она с 536 г. вошла в состав литургии. При патриархе Константинопольском Иоанне Схоластике  в 573 г. была принята в чин литургии составленная им песнь “Иже херувимы”, и  “вечери Твоея тайная”. В начале 7-го века при патриархе Сергии установлено петь после причащения  “Да исполнятся уста наши” и “ныне силы небесные”. “Честнейшую Херувим” составил Косьма Маюмский – послед. четв. 8в. В 10 в. на Афоне к тексту этой песни было сделано в её начал добавление  “Достойно есть яко воистину”. С 980 г. она поётся в церкви. В  311 г. свмч. Афиноген, готовясь к смерти, составил песнь “Свете тихий”.

 В 5 веке против Нестория еретика, не называвшего Деву Марию Богородицей, чаще стали именовать Матерь Господа Богородицей и тогда же Кирилл  Александрийский составил песнь “Богородице, Дево радуйся”. В 8 веке составлен и принят к употреблению в  церкви канон св. Андрея Критского. В этом каноне св. Андрею принадлежат лишь тропари (250) кроме тропарей в честь Марии Египетской, которые вместе с  ирмосами позднейшего происхождения. Полагают, что они принадлежат Иоанну Дамаскину. Он же написал “О Тебе радуется, Благодатная”; “Многая множества моих, Богородице, прегрешений”; и также богородичны и  “Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий”. Чин торжества православия составлен во 2-ой половине 9 века Мефодием Исповедником, патриархом  Конст. Празднику Пасхи предшествовал  пост, сперва не везде одинаковой продолжительности, и само время её празднования было установлено только в 325 г. на соборе, под председательством некрещёного императора   Константина, и только при смерти крещёного еретиком-арианином.

 Праздники Рождества Христова и крещения Его сперва соединялись вместе, и начали праздноваться раздельно с 4 века. Чин Великих часов на Рождество Христово составлен Софронием, патриархом Иерус. (+644 г); Ему принадлежит окончательное установление древнейшего чина великого водоосвящения, в навечерие Богоявления. Крестный ход после литургии  получил начало в 9 веке при патр. Конст. Фотии. Празднование  Сретения было установлено при   Юстиниане Визант., когда была моровая язва и одному благочестивому человеку было откровение, что бедствия прекратятся, если будет установлено торжественное празднование Сретения. Преображение празднуется с  4 века. Прокл, патр. Конст (+447 г) составил слово на Преображение. Вознесение - со времён Ефрема Сирина (+373-379).  К тем же дням относится установления и празднование Пятидесятницы.  Празднование Входа Господня в Иерусалим - с 4 века. Праздники Рождества и Успения Богородицы – с 4 века”.

 Есф.9:27-28 – “постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их”. Ясно, что все песнопения о Пуриме не могли появиться раньше данного события. Так точно и относительно песнопений церковных – они были написаны, как правило, в связи с какими-то событиями. появлением ересей. Тов.13:1 – “В радости Товит написал молитву в сих словах: благословен Бог, вечно живущий, и благословенно царство Его!” Почему-то не смогли удержаться на апостольской простоте богослужений, не посчитали нужным сохранить первоначальное: 1Макк.2:22 – “Не послушаем мы слов царя, чтобы отступить нам от нашего богослужения вправо или влево”.

 

Престижно говорить о динозаврах,

Музейных редкостях, похищенных умело;

Смакуют новости, добытые на завтрак:

“Откушайте, отведайте и съешьте!”

       И слушают, и смотрят, разевая рот,

       Младенцы старые и дряхлые старушки,

       Любую ложь в эфире подберёт –

       Глазеть привыкла, без разбора слушать.

И почему повымерли бизоны,

В военные ушёл питекантроп?

Всё слопает, сглотнёт мертвец спросонья –

Таков безбожный человечий род.

       А надо на потребу лишь одно –

       С Мариею внимать словам Иисуса

       И возжигать ту жажду с каждым днём,

       Там пища калорийна, всем по вкусу.

Искать  полезную жемчужину купцу,

И не жалеть ни времени, ни силы,

Не ждать, когда на блюде принесут,

Когда о том мы вовсе не просили.

       Знать, почему столь хилы христиане,

       По сектам мыкаются, ересью давясь;

       Утерян Божий страх, что Божий  Суд настанет,

       Там голыми предстанут раб и князь.

В Библейские истории вникать,

Из тех примеров накопляя опыт;

Об Истине великой вопрошал Пилат –

Столетий двадцать до неё нам топать.

       Свежее нового Библейские сюжеты,

       Их рассекреть и примени сегодня;

       Своими прихотями искренне пожертвуй,

       Лишь Слово Божие всегда повсюду годно.

Как вымерли монахи-мастодонты,

Монастыри пустынные расселись?

Жива лишь Библия, а прочее условно,

Как мошкара, исчезнут Путин-Ельцин.  16.08.06. ИгЛа

Hosted by uCoz