Вопрос 729: 2 т. Почему при совершении крестного знамения движение рукой делаем сверху вниз, а потом справа налево, а у католиков слева направо?
Ответ: Есть несколько толкований. Сверху вниз – это
вертикальный столб, закопанный в землю. Означает гнев Божий, сходящий с неба на
людей за злые их дела. Поперечная черта означает милость, распростертие
рук Христа на перекладине. Он принял на Себя «возмездие за грех – смерть»
– Рим.6:23, а мы скрываемся под Его руками, с верою прибегая к Нему. При
совершении крестного знамения, полагая персты на лоб говорим
слова: «Господи…», т.е. «Ты – Господь, Глава всему, Глава Церкви». Переносим на
чрево (пуп): «…Иисусе Христе…», т.е. «это имя Ты получил
родившись, пройдя через чрево девы Марии». После этого руку переносим на правое
плечо: «…Сыне Божий…», т.е. после вознесения на небо Он воссел одесную престола
величия Отца, как равнопоклоняемый. И перенося руку на левое плечо говорим: «…помилуй мя, грешнаго» (точно на плечо, а не ниже, как обычно делают
все, даже священники и архиереи и патриарх, радуя этим демонов), «помилуй меня
грешного от стояния на левой стороне». Иоанн Златоуст: «Небрежному маханию руки
радуются бесы». Большую, просто страшную ошибку делают те, кто руку со лба
переносят на грудь, не донося ее до живота, так что получается
если схематически изобразить крест – нижняя часть креста более короткая, чем
верхняя, т.е. перевернутый крест, чему бесы только радуются: на всех своих
шабашах колдуны подвешивают распятие вниз головой и таким перевернутым крестом
знаменовалась практически вся Русь, ибо так научали ее в учебниках, издаваемых по благословению Синода. Кажется
нет ничего проще, даже и ума никакого не надо, чтобы правильно совершить
крестное знамение, но и здесь умудрились буквально наворочать в каждом взмахе,
движении ошибку на ошибку, и в этом вина только священников, которые сами правильно
не совершают крестного знамения и других не учат.
Кроме того, сначала нужно
до конца совершить крестное знамение, а потом начинать поклон, иначе получается
«ломаный» крест, и поклон совершать так, чтобы опустив
руку, можно было достать до пола. Обо всем этом писали в «Троицких листках» еще
в царское время.
Если разобраться до конца,
учитывая, что эта молитва есть просительная, то самое главное в изображении
крестного знамения есть именно перенесение руки на левое плечо. Первые три
прикосновения не выражают никакой просьбы, но подтверждают догмат нашей веры.
Вся просительная сила, напряжение молитвы как раз и сконцентрирована в словах
«помилуй, пощади», чтобы не оказаться с диаволом на
левой стороне. В этом вопль просительной Иисусовой
молитвы. И как раз левое плечо, как пораженное, не допускает до себя
прикосновения перстов при неправильном осенении. Кто
не допускает, кто этого боится? А левого плеча касаются единицы, почти все
священники крестятся как проходимцы возле церкви.
Католики всё точно также объясняя вначале касаются левого плеча, а потом правого, говоря так: «Меня, стоящего с левой погибельной стороны, переведи на спасительную правую», полагая все пять перстов, обозначающих пять ран Иисуса.