Вопрос 1872: 7 т. О святых известно, что они так любвеобильны были и никого пальцем никогда не трогали. А вот Никола Чудотворец ударил Ария еретика. Были ли еще такие случаи?
Ответ: Читаешь о муках, какие наносили друг другу епископы, в ужас
приходишь – с таким садизмом казнили друг друга, отрезали уши, носы, глаза
выкалывали и казнили. 1Тим.5:20 – «Согрешающих обличай
перед всеми, чтобы и прочие страх имели».
Венедикт – 14 март. «По отпусте церковной службы, преподобный
отец, ради спасения того брата, переменив свой мягкий нрав на грозный, уже не
словами только, но и жезлом наказал ленивого брата, и этим отогнал от него
беса, который как бы сам принявший побои больше уже никогда не возвращался к
тому иноку, и он с тех пор совершенно исправился».
Борис – 2 мая. «В городе Дорогобуже некая
женщина, раба, трудилась в доме госпожи своей, по ее повелению, в день святого
Николая, когда все шли в церковь его. Другие женщины, видя ее за работой, стали
укорять и звали ее в церковь. Она же не послушала их и продолжала свое дело.
Вдруг въехали во двор три мужа в белых ризах. Выглянув из дверей, она увидела
их. Один из них был стар, по обеим же сторонам его двое юношей. И сказали ей
юноши: «О женщина, как ты
посмела оскорбить отца нашего Николая, работая в его праздник и не идя в
церковь?»
Она же отвечала им: «Я
убогая вдова, мне надо работать, а не ходить в церковь». Тогда старый муж
сказал юношам: «Что вы с ней говорите? Размечите ее дом». Они приступили и
разметали дом до половины.
Старый же муж подойдя
к женщине, взял ее за правую руку и выбросил ее из комнаты. И упала она
замертво. Видя женщину распростертой, соседи взяли ее и отнесли в другой дом.
Положили ее и сели около, желая послушать, что она скажет. Она же не могла
двинуть ни глазами, ни устами, но лежала как мёртвая и ничего сама не ела,
только, раздвинув ей уста, вливали ей в рот ложкою молоко или воду. Так
пребывала она до Великого поста. В неделю мясопустную взяли женщину и отнесли в
церковь святого Николая. После молитвы, совершенной над нею, она несколько
открыла глаза и, как бы пробудившись от сна, попросила
есть, смогла принять пищу и рассказала случившееся. Правая же рука у ней оказалась высохшей, и она ее не ощущала. И вот она уже
не имела сил служить господам. Видя ее такой немощной, госпожа прогнала ее от
себя, и отрок, которой родился у нее на свободе, стал рабом».
Кирилл Алекс. – 9
июня. «Из-за Златоуста после его
смерти происходили большие разногласия. В то время,
как официальные представители константинопольской и александрийской церкви не
признавали его святым, в других церквах, напр., римской и антиохийской, он был вписан в диптихи и сопричислен к сонму
святых. Но и в первых двух церквах было немало
сторонников Златоуста, которые не разделяли воззрений своих официальных
представителей и считали его святым. На этой почве происходили споры и
несогласия. В Константинополе сторонники Иоанна Златоустого отделились даже от Церкви и образовали раскол
иоаннитов. Раскол этот был здесь уничтожен только в 438 году».
Акакий Синайск.
– 29 нояб. «Был один старец, очень ленивый и
по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение
святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика по имени
Акакий, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от
того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только
укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными
истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей
безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать
Божию, освобождающую его от вечного мучения».
Нестор – 27 окт. «И
действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого
Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые
копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу,
и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его
гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана
своим борцом».
Иулиан,
Маркиан – 9 авг. «В Константинополе со времен
Константина Великого существовали ворота, известные под названием Медных;
издавна над этими вратами находился образ Спасителя, тоже медный. Этот образ
нечестивый царь и патриарх приказали снять; приставили лестницу, по которой и
начал подниматься один из воинов, саном спафарий; это
возмутило благочестивое чувство собравшейся у ворот громадной толпы народа;
некоторые из нее схватили лестницу и бросили ее вместе с находившимся на ней
воином на землю, предав
последнего смерти. Узнав о таким поступке
народа, царь послал против православных вооруженных обнаженными мечами воинов,
которые умертвили множество мужчин и женщин, старых и молодых; число их
известно одному только Господу. Наиболее же знатные почитатели икон,
находившиеся среди народной толпы, были взяты живыми; имена их следующие: Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков,
Алексий, Димитрий, Фока, Петр, Леонтий. После жестокого наказания палками, они были ввергнуты в темницу,
где находились в узах до восьмидесяти дней, терпя нещадные побои: каждому из
них ежедневно полагалось по пятисот ударов…. Когда были схвачены святые
мученики, вместе с ними взята была и преподобная Феодосия черноризица,
как обвиненная в том же преступлении, – она вместе с другими участвовала в
опрокидывании лестницы. Преподобная Феодосия прияла мученический
венец ранее помянутых святых».
Сергий Радон. – 25 сент. «Между
тем на архипастырский престол вступил архимандрит Михаил; он дерзнул
облечься в святительскую одежду и возложить на себя белый клобук прежде своего
посвящения. Полагая, что Сергий воспрепятствует его дерзновенному намерению и
сам пожелает занять митрополию, он начал строить козни против преподобного и его обители.
Блаженный, узнав о сем, сказал своим ученикам:
«Возносящийся над сею
обителью и над нашей худостью Михаил не получит желаемого и даже не увидит
Царьграда, ибо он побежден гордостью». Пророчество святого сбылось: когда
Михаил плыл на корабле в Царьград для посвящения, он заболел и скончался, а на престол быв возведен Киприан».
Кирилл Туровск. – 28 Апр. «Он, на основании Священного Писания, обличил
ересь Феодорца, названного так в поругание, и предал его проклятию». Епископу
Феодору отрезали язык, уши и казнили.