Вопрос 3810: 26 т. В чём выражалось предчувствие бед, грядущих на Россию? И как власти относились к этим предсказаниям?

Ответ: Что и кто говорил в народе, какие были явления и кому – умолчано. А вот поэты по-малу высказывались. Властям никогда такое не нравилось и за это не хвалили. Иер.28:9 – «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка». 3Цар.22:13 – «Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно [предвещают] царю доброе; пусть бы и твоё слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе».

Глядим, глядим всё в ту же сторону,

За мшистый дол, за топкий лес.

Вослед прокаркавшему ворону, На край темнеющих небес.

       Давно ли ты, громада косная, В освобождающей войне,

       Как Божья туча громоносная, Вставала в буре и в огне?

       О, Русь! И вот опять закована, И безглагольна, и пуста,

       Какой ты чарой зачарована, Каким проклятьем проклята?

И всё ж тоска неодолимая К тебе влечёт: прими, прости.

Не ты ль одна у нас родимая? Нам больше некуда идти,

Так, во грехе тобой зачатые, Должны с тобою погибать

Мы, дети, матерью проклятые И проклинающие мать.

                                            Д.С. Мережковский

Иер.5:9 – «Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот

 

Настанет год, России чёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

       Когда детей, когда невинных жён

       Низвергнутый не защитит закон;

       Когда чума от смрадных, мёртвых тел

       Начнёт бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

       И ты его узнаешь – и поймёшь,

       Зачем в руке его булатный нож;

       И горе для тебя! – твой плач, твой стон

       Ему тогда покажется смешон;

И будет всё ужасно, мрачно в нём,

Как плащ его с возвышенным челом. 1830. М.Ю.Лермонтов

Иер.28:8 – «пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор». Лук.24:25 – «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки

 

Среди лесов, унылых и заброшенных,

Пусть остаётся хлеб в полях нескошенным!

Мы ждём гостей незваных и непрошенных,

       Мы ждём гостей!

Пускай гниют колосья перезрелые!

Они придут на нивы пожелтелые,

И не сносить вам, честные и смелые,

       Своих голов!

Они растопчут нивы золотистые,

Они разроют кладбище тенистое,

Потом развяжет их уста нечистые

       Кровавый хмель!

Они ворвутся в избы почернелые,

Зажгут пожар — хмельные, озверелые...

Не остановят их седины старца белые,

       Ни детский плач!

Среди лесов, унылых и заброшенных,

Мы оставляем хлеб в полях нескошенным.

Мы ждём гостей незваных и непрошенных,

       Своих детей!                 1906. Осип Мандельштам

Ам.6:10 – «и возьмёт их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли ещё у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня».

Сталин взял бокал вина (может быть, стаканчик коньяка),

поднял тост, и мысль его должна сохраниться на века:

за терпенье!

Это был не просто тост (здравицам уже пришёл конец).

Выпрямившись во весь рост, великанам воздавал малец

за терпенье.

Трус хвалил героев не за честь, а за то, что в них терпенье есть.

- Вытерпели вы меня, - сказал вождь народу. И благодарил.

Это молча слушал пьяных зал. Ничего не говорил.

Вот каковская была пора. Страстотерпцы выпили за страсть,

выпили и закусили всласть.                     Борис Слуцкий

4Цар.21:16 – «Ещё же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил [ею] Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлёк Иуду в грех - делать неугодное в очах Господних».

 

Вы слышите: грохочут сапоги, и птицы ошалелые летят,

и женщины глядят из-под руки? Вы поняли, куда они глядят?

       Вы слышите: грохочет барабан?

       Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней...

       Уходит взвод в туман-туман-туман...

       А прошлое ясней-ясней-ясней.

А где же наше мужество, солдат, когда мы возвращаемся назад?

Его, наверно, женщины крадут и, как птенца, за пазуху кладут.

       А где же наши женщины, дружок,

       когда вступаем мы на свой порог?

       Они встречают нас и вводят в дом,

       но в нашем доме пахнет воровством.

А мы рукой на прошлое: враньё!

А мы с надеждой в будущее: свет!

А по полям жиреет вороньё,

а по пятам война грохочет вслед.

       И снова переулком – сапоги,

       и птицы ошалелые летят,

       и женщины глядят из-под руки...

       В затылки наши круглые глядят.       Булат Окуджава

Ам.4:10 – «Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь».

 

Когда владыка ассирийский Народы казнию казнил,

И Олоферн весь край азийский Его деснице покорил, –

Высок смиреньем терпеливым И крепок верой в бога сил,

Перед сатрапом горделивым Израиль выи не склонил;

Во все пределы Иудеи Проникнул трепет. Иереи

Одели вретищем алтарь. Народ завыл, объятый страхом,

Главу покрыв золой и прахом, И внял ему всевышний Царь.

  Притёк сатрап к ущельям горным И зрит: их узкие врата

  Замком замкнуты непокорным; Стеной, как поясом узорным,

  Препоясалась высота. И над тесниной торжествуя,

  Как муж на страже, в тишине Стоит, белеясь, Ветилуя

В недостижимой вышине.

       Сатрап смутился изумлённый –

       И гнев в нём душу помрачил...

       И свой совет разноплемённый

       Он – любопытный – вопросил:

       «Кто сей народ? и что их сила,

       И кто им вождь, и отчего

       Сердца их дерзость воспалила,

       И их надежда на кого?...»

И встал тогда сынов Аммона Военачальник Ахиор

И рек – и Олоферн со трона Склонил к нему и слух и взор.                

                                                      1835. А.С.Пушкин          

Дан.3:28 – «Ты совершил истинные суды во всём, что навёл на нас и на святой град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навёл Ты всё это на нас за грехи наши». Иудиф.13:16 – «Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лицо моё прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха».

Hosted by uCoz