Вопрос 3074:
16 т. Вы говорили, что ни в одном ребёнке ни в вашей
городской общине, ни в Потеряевке не видите высшего порыва к небу. Как Вы это
определяете? И если бы заметили такое в ком-то, то как
и что нужно делать, и как разнилась бы тактика работы в отношении мальчика и
девочки?
Ответ:
На первом месте опыт Библейских историй, в «Житиях святых» и, конечно же, свой,
если он был в детстве. Такой ребёнок может быть и живым, играть с детьми, но
временами он где-то останавливается, и как бы слышит что-то, задумчив без
видимой причины. Опасно подходить к нему в это время, чтобы не спугнуть его предстояние. После, гуляя с ним, понемногу узнаёшь у него,
что он думал, что видел. Такие дети чувствительны к природе, размышляют о
смерти, о мучениях после смерти, о любви Божией. Благо, если Евангелие было в
доме и его доступно разъясняли ему. Такой росток нужно беречь, поливать,
остерегаясь, чтобы он не засох. Говорю о возрасте дошкольном. Дальше встретить
духовно настроенных детей ещё невероятнее. И совсем чудо, если такой будет
после 15 лет. Тут уж с девочкой нужно работать осторожно, не наедине, а на
крыльце их дома, когда родители её дома. Всё остальное
как и для всех детей, но только в особом, усиленном режиме, как бы экстерном,
начиная и закрепляя в молитве своими словами. Я прожил уже свою жизнь и за 44
года жизни под наблюдением Библии не встретил такого дитяти и потому так
неутешно скорблю о будущем поколении. Дети злые и похотливые, тупые и
неинтересные. С таким материалом и
работаю. Чуть только в них духовное заложишь, как они
уже собираются уезжать из лагеря-стана домой. А дома у них или мать неверующая,
или отец хулиган.
Читаешь, каким был Спиридон-миссионер
сибирский в детстве, как жаждал любви и быть одною любовью, и на меньшее трудно уже согласиться. Конечно, ни о каком
монастыре речи не может быть, чтобы таких детей туда запечатать, как обычно и
всегда две тысячи лет гробили такое сокровище. И не уговаривать их не жениться
и замуж не выходить. Это дело произвола, свободы Божьей. Но только уведомить о
разнице, когда всем сердцем Богу угождают и когда тому, с кем связан узами брака. Образ будущего пророка Самуила
привлекает. 1Цар.3:9-10 – «И сказал Илий Самуилу: пойди назад и
ложись, и когда [Зовущий] позовёт тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит
раб Твой. И пошёл Самуил и лёг на месте своём. И
пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И
сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой».
Сир.17:1 – «Не желай множества
негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не
радуйся о них, если нет в них страха Господня».
Тихо в дверь мою
постучали,
Я открыл её осторожно,
На пороге гости стояли
И тихонько спросили:
«Можно?»
Я открыл свою дверь пошире
И глазам не поверил просто,
Я встречал на пороге жизни
Восемнадцать лет моих взрослых.
«До свиданья, счастливое
детство!»
И восторг охватил мою душу.
После некоторых приветствий
Вот что годы сказали:
«Слушай!
Пусть в душе твоей Бог заложит
Твёрдость духа,
фундамент веры,
И в нелёгком пути поможет
Быть для всех образцом и примером».