Вопрос 3391: 20 т. В России лет 15 назад было какое-то движение в церковной среде, когда некоторые священники перестали поминать патриарха Алексия II на богослужениях за его речь в синагоге у евреев, но потом всё как-то затихло. Что это за движение и что за речь?

Ответ: Сначала нужно саму речь вам зачитать, а потом уж её разбирать. Лично на меня она не произвела никакого впечатления, так – обычное пустобрешие. Когда я заикнулся об этой стряпне патриаршей в доме о.Димитрия Дудко, то  его сын Миша с обычной своей скромной улыбкой сказал: «Пап, так ему эту речь написали, а он её заранее не читал, а когда уже там начал читать, то уже было неудобно не кончать». «Ну, уж это совсем патриарха за дурачка считать» – подумал я.

Речь Патриарха Алексия II (Ридигера), произнесённая перед Нью-йоркскими раввинами 13 ноября 1991 года

«Ваши пророки - наши пророки».

Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: «Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета Его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлён Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной в той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены закон и пророки. И через него восприял Своё «человечество» от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова... И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия. Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх и богослов Русской православной церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесённой в Одессе более чем сто лет назад.

Главная мысль этой проповеди – теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы ещё «не вполне христиане», а иудеи потому отделяются от нас, что они «не вполне иудеи». Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство. В основе выступления архиепископа Никанора лежала идея взаимопонимания между Православной церковью и еврейством. Это стремление к сближению не было одиноко в нашей Церкви. Ещё в 1861 г. епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями. В таком же духе обращался к евреям в начале нашего веха и архиепископ Николай (Зиоров). Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон – это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами.

Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял: «Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом».

Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви – профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий – твёрдо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский). Мужественно защищали евреев от вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи и богословы: митрополит Макарий (Булгаков), епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион (Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов)...

 Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей – например, Владимира Соловьёва, Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова. Соловьёв считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане. Для налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семён Франк и Лев Шестов.

 Однако не только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали евреев от погромов и преследований. Во время второй мировой войны и нацистской оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей жизнью, укрывали евреев. Классические примеры этого – мать Мария (Скобцова), священники Дмитрий Клепинин и Алексей Глаголев, многие другие, о подвигах которых, о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестёр следует всем нам знать. Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила «окончательное решение еврейского вопроса», запланированное и жестоко проводимое нацистами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления. После второй мировой войны наша Церковь начала налаживать свои отношения, сотрудничество со всем христианским миром, со многими международными нехристианскими организациями и объединениями, в том числе и с еврейскими. Мы активно участвовали в деятельности Всемирного совета церквей, в частности, его комиссии «Церковь и еврейский народ», в работе международных конференций – в Москве были проведены две крупные международные конференции представителей христианских церквей и нехристианских мировых религий, где Русская православная церковь выступала с решительным осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма. К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространённых среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестёр. Совместными усилиями мы построим новое общество, - демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога - Отца всех.. Бога отцов ваших и наших. С радостью я должен засвидетельствовать здесь, что желание вести сближающий диалог с Русской православной церковью всегда находило положительный отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в нашей стране. Из наиболее известных можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона, который был отцом движения Гаскала (первая половина XIX в.) - движение высокой духовности среди евреев России. С предложением вести диалог между евреями и Русской церковью он обратился к архимандриту Христофору, ректору Кременецкой духовной семинарии на Волыни, где они оба жили и работали. Книга Левинсона о диалоге с православными «Довольно крови» была переведена на русский язык в 1883 г . и получила широкое распространение. Её популярность напугала наших реакционеров, и они осудили её в начале века, как опасную для православного духовенства.

 В связи с еврейско-православным диалогом следует назвать ещё несколько имён: раввина Шмуила Александрова из Бобруйска (Беларусь) – знаменитого еврейского каббалиста, находящегося под влиянием Вл. Соловьева и убитого фашистами в 1941 году; раввина Лейб Иегуда Дон-Яхия из Чернигова (Украина) – он испытал на себе влияние Толстого, которого часто цитировал в своих проповедях. Следует вспомнить нашего современника профессора Михаила Агурского из Иерусалима, знатока истории евреев в России, много сделавшего для нашего сближения. Недавно он приехал из Израиля в Москву на конгресс русской диаспоры и здесь неожиданно умер. Вечная ему память... Вообще евреи в нашей стране с уважением относились к нашей Церкви и её духовенству. Не случайно адвокатом митрополита Петербургского Вениамина в 1922 г . на суде по делу так называемых «церковных ценностей» был еврей Гуревич, который самозабвенно защищал митрополита... На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: «Просите мира Иерусалиму». Это сейчас то, что нам всем нужно – и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец, един и неделим для всех чад Его».

 Конечно, от такого колоброда никто не обратится ко Христу. Я же представлял сионистов-масонов, сидящих тут же в ермолках, которые хитро перемигиваются: «Вот плетёт дед!» Эту речь нельзя поставить патриарху в смертельное обвинение, но есть каноны церковные, и он призван их соблюдать, не соблазнять малых сих. 65-е Правило святых Апостолов за такую деятельность предписывает следующее: «Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую и еретическую войдёт помолиться, да будет и от чина священного извержен, и отлучён от общения церковного». Апостольские правила 65 и 71 под угрозой извержения и отлучения воспрещают христианам посещения синагог и участие в иудейских ритуалах. VI Вселенский Собор, правило 11 – «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мiрян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мiрянин да будет отлучен». 27 правило Лаодикийского Собора – «утверждать их [иудеев] в отвержении еврейских умышлений». Для крещения «приходящих от иудеев» святителем Амвросием Медиоланским было составлено особое чинопоследование, которое Церковь приняла к обязательному употреблению. Святые отцы Церкви согласны в обличении религиозной неправды иудаизма. Священномученик Игнатий Богоносец в Послании к магнезийцам пишет: «Если мы доселе ещё живём по закону иудейскому, то чрез это открыто признаёмся, что мы не получили благодати… Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски». Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что народ еврейский, «который первоначально был избран Божиим народом, сделался народом по преимуществу отверженным».

 Иоанн Дамаскин: «Господь изрёк евреям: Иоан.5:43 - «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». 2Фес.2:11 – «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». Антихрист придёт к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан; почему и называется антихристом» (Точное изложение Православной веры, книга 4, гл. XXVI). Иоанн Златоуст: «Так как некоторые считают синагогу местом досточтимым, то необходимо сказать и против них. Почему вы уважаете это место, тогда как его надлежит презирать, гнушаться и убегать ? В нём, скажете, лежит закон и пророческие книги. Что же из-за этого? Ужели, где будут эти книги, то место и будет свято? Вовсе нет. Я потому-то особенно ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что имея пророков, иудеи не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельства его; а это свойственно людям в высшей степени злобным ... Так рассуждай и о синагоге. Иудеи ввели туда с собою Моисея и пророков не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и бесчестить их... Словом, если ты уважаешь всё Иудейское, то что у тебя общего с нами? Если иудейское важно и достойно почтения, значит, наше ложно. Но если наше истинно – а оно и в самом деле истинно, то иудейское исполнено обмана. Говорю не о Писаниях, нет: они привели меня ко Христу, но о нечестии и нынешнем безумии иудеев.

...Демоны живут в самых душах иудеев, и нынешние – ещё лютее прежних. И очень справедливо: потому что раньше они оскорбляли пророков, а теперь ругаются над Самим Владыкою пророков. Как вы собираетесь в одно место с людьми, одержимыми демонами, имеющими в себе столько нечистых духов, воспитанных в смертоубийствах – и не ужасаетесь? Следует ли даже обмениваться с ними приветствиями и делиться простыми словами? Напротив, не должно ли отвращаться их, как всеобщей заразы и язвы для всей вселенной? Какого зла они не сделали? Не все ли пророки употребляли множество длинных речей на обличение их? Какого злодейства, какого беззакония не затмили они своими гнусными убийствами?... О чём ещё сказать вам? О хищениях, о лихоимстве, о притеснении бедных, о кражах, о корчемничестве? Но для рассказа об этом не хватит и целого дня...

 Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор? Не избегал ли бы ты его, как злого демона, как самого дьявола? Иудеи умертвили Сына твоего Владыки, а ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте? Умерщвлённый (Иисус Христос) почтил тебя так, что сделал Своим братом и сонаследником, а ты столь бесславишь Его, что уважаешь убийц и распинателей Его, и угождаешь им участием в их праздниках, ходишь в скверные места их собраний, вступаешь в нечистые преддверия и участвуешь в бесовской трапезе... Но, скажет кто-нибудь, тяжко и неприятно объявлять о виновных в этом [то есть о деяниях жидовствующих еретиков]. Нет, тяжело и неприятно молчать об этом... Молчанием ты и Бога вооружишь против себя, и брату повредишь; а объявлением и открытием – и Бога умилостивишь к себе, и брату принесёшь пользу, и сделаешь его самым пламенным другом, когда он на опыте узнает твое благодеяние . Итак, не думайте, что вы угождаете вашим братьям, когда, увидев, что они делают что-либо дурное, не обличаете их со всей строгостью... Общая мать наша, Церковь, потеряла таковых братьев: украл их дьявол и держит теперь в иудействе. Ты же знаешь укравшего, знаешь украденного... и стоишь в молчании, и не объявляешь? Церковь не сочтёт ли тебя величайшим врагом своим, не признает ли супостатом и изменником? Ещё я спрошу каждого из иудеев: Разве не часто произносили вы хулу на Бога? Разве не совершали всякого рода нечестия и грехи? Отчего, скажи мне, Бог совершенно отвратился от вас? Если вы стыдитесь сказать причину, скажу прямо я, или вернее – не я, но сама действительная Истина. За то, что вы убили Христа, за то, что подняли руки на Владыку, за то, что пролили драгоценную кровь – вот за что нет вам прощения, нет извинения... Раньше вы оскорбляли пророков – Моисея, Исаию и Иеремию, раньше ещё не было сделано главное зло. А теперь вы затмили все свои прежние беззакония, и после злодейства против Христа для вас не остаётся уже преступления большего... А вы, братья мои Христиане, не пресытились ли ещё борьбою с иудеями? Знайте же: кто не пресыщается любовью ко Христу, тот никогда не пресытится и войной [разумеется, духовной] с врагами Его ...» (Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12 томах. Том I , книга вторая. – М., 1991. С. 645-759).

 Священное Писание, Священное Предание и святые отцы приравнивают иудаизм к сатанизму. «Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его и сидят во тьме. Знаю, что многие уважают иудеев и нынешние обряды их считают священными, потому спешу исторгнуть с корнем это гибельное мнение. Конечно, иудеи скажут, что и они поклоняются Богу. Но этого сказать нельзя: никто из иудеев не поклоняется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Иоан.8:19 – «Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего».  Словом, если ты уважаешь всё иудейское, то что у тебя общего с нами? Так поступай и по отношению к этим людям: когда узнаешь, что кто-нибудь иудействует, останови, объяви о нем, чтобы и тебе самому не подвергнуться вместе с ним опасности. Эти беседы предстанут и мне и вам в день Господа нашего Иисуса Христа. Если вы послушаете, они доставят вам великое дерзновение, а, если не послушаете и прикроете кого из отваживающихся на такие дела, они противостанут вам как строгие обличители» (Творения Святого отца нашего Иоанна Златоуста. Первое слово против иудеев. СПб., 1898-1902. Т.1. С.646-661). 70 Правило святых Апостолов гласит: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира постится с иудеями или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то: опресноки или нечто подобное, да будет извержен . Если мирянин, да будет отлучен»; 37 Правило Лаодикийского Собора: «Не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ни праздновать с ними». 8 Правило VII Вселенского Собора: «Поскольку некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь Христианами, втайне же отвергаясь Его и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя, то определяем: сих ни во общение, ни к молитве, ни в Церковь не принимать, но явно быть им, по их вероисповеданию, евреями; и детей их не крестить, и раба им не покупать или не приобретать. Если же кто из них с искреннею верою обратится и исповедает оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличить и исправить , то сего принимать [то есть крестить] и крестить детей его, и утверждать их в отвержении еврейских умышлений. Если же не таковы будут, то отнюдь не принимать их».

 Какой же пример даёт Ридигер пастве? 1Пет.5:3 - «и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду». А пример мог взять от самих же доблестных правоверных иудеев: 2Макк.6:28 - «а юным оставлю добрый пример — охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение».

 Некоторые священники посчитали патриарха за эту речь еретиком, но потом всё утихло, поползли слухи, что он келейно ездил к старцу и покаялся якобы. Да с него все Феодосиевы обличения, как с гуся вода. 2Тим.3:4-5 – «предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». Я патриарха поминаю в своих домашних молитвах ежедневно. В вечности все эти выходки его ему будут так ли уж нужны? Сир.19:8 – «Число дней человека – много, если сто лет: как капля воды из моря или крупинка песка, так малы лета его в дне вечности».

 

Официальный курс валюты

Таинственные некто объявляют;

Не наше дело – на него наплюйте,

Займёмся огородами, полями.

       Но стоимость за тяпки поползла,

       Оттяпали зарплату вполовину;

       В котёл инфляции разор на полсела.

       Так кто же в вакханалии повинен?

В конечном счёте мы аполитичны

От угорелого октябрьского путча.

Расстались добряками с лучшим личным, –

От голода детей распухших пучит.

       Непреходящей стоимости вещи,

       События и личностей в веках авторитет;

       Их обесценить миру просто нечем,

       Тьма не соперничает там, где вечный свет.

От моды и от спроса вырастают цены,

Случается – совсем наоборот,

Гладь устоявшуюся возмутить посмели

Все те, кто составляет теневой народ.

       Они мудруют смыслу вопреки,

       А антисемитизм им до зарезу нужен.

       Ты скажешь, не они, – тогда с умом прикинь,

       Увидишь море гнева над иудейской лужей.

Я ухожу... грядущим и беспечным

Подыгрывать слепцам и лиходеям.

Но оправдаться малодушным нечем,

Продавшимся антихристу – дракону-иудею.

       Кто искренно уверовал в распятого Иисуса

       И кто живёт Христом воскресшим из могилы,

       Инфляцию он в вере не допустит,

       Чтоб распинатели в нём честь и долг убили.

Мы с верою живём с начала эры,

Свидетельством с Апостолами вкупе;

Бесценна свыше меры Евангельская вера

И на неё в достатке елея-масла купим.         08.01.07. ИгЛа

Hosted by uCoz