Вопрос 3620: 24 т. Какими изречениями из Талмуда и о Талмуде хотели бы поделиться?

Ответ: Там таких описаний очень даже много. Вот только чуточку, чтобы понять, что Талмуд – это не старообрядческий канон за единоумершего.

«В сионизме антисемитское убеждение, что Талмуд – наследие позорного изгнания. Есть мишна, где рабби Абей прямо говорит, что Иисус мекурав ле малхут – царского рода.

Талмуд разбит на трактаты, главы и листы, пугающие непосвященного. Современные толковники любят представлять его, как непротиворечивый свод единого еврейского закона, полученного ещё Моисеем на горе Синай вместе с Писанием – Торой. По сути же, Талмуд состоит из двух неравных частей – самой древней и меньшей Мишны – записи бесед первых мудрецов-танаев, считающихся боговдохновенными и не подлежащими критике, и огромному компендиуму комментариев Гемары, толкований и разъяснений, написанных поздней и по большей части за пределами Земли Израиля. Талмуд, в широком понимании слова – это весь комплекс еврейской учёности, накопленный за два тысячелетия и в принципе незаконченный до сих пор. Они читали Тору, как газету, так же, как газету толковали её, кроили и перекраивали, кромсали и обрезали, если не кастрировали. Мудрецы отлично осознавали, что делают. Рабби Ишмаэль говорит рабби Элиэзеру «Ты [смеешьоворить Торе: «Молчи, пока я тебя растолкую?» Михаэль Дорфман. Тору принято называть у евреев «святой». Считается, что нельзя вносить в Тору изменения, нельзя делать заметки, подчеркивать в тексте, сворачивать и даже водить пальцем по строчкам. Шкаф с Торой называется святым. Его открывают с особым благословением, и даже профессия писца софер стам считается священнодействием. Вместе с тем весь Талмуд – это удивительное перекраивание Торы вдоль и поперёк, замечательный пример того, как уберечь традицию от окостенения, а народ от фундаментализма. В Талмуде есть замечательный ответ рабби, застигнутого за изучением Гемары во время публичного чтения Торы. «Мы занимаемся своим делом, а они занимаются своим». Рабби Йоханан любил наблюдать, как женщины выходили из купальни. «Когда женщины выходят, - говаривал он, - то пускай, смотря на меня, и родят сыновей таких же умных и красивых, как я». Спросили его мудрецы, не боится ли соблазна. «Я потомок Иосифа и соблазны меня не берут».

«Ой человеку, столкнувшемуся с ослом. И ой ослу, столкнувшемуся с рабби Ханина бен Доса». Мудрецы задались вопросом, а почему Моисей задержался на горе Синайской, куда отправился за Торой? Почему провёл там так много времени, что народ отступил от Бога и решил даже воздвигнуть себе идола – Золотого тельца? Что делал Моисей на горе? Не находя ответа в Торе, они спокойно дописывали недостающие сюжеты. Этот жанр называется мидраш, и существует до сего дня.

Однажды толкуя о жертвоприношении Исаака, они добавили туда, что Бог сказал Аврааму «Остановись». Авраам не услышал, - продолжает мидраш, - и тогда Бог снова позвал Авраама. И оглушённый горем и долгом Авраам опять не услышал. Лишь тогда пришлось заменить сына овном. И это урок тем, кто свято уверен, что исполняют волю самого Господа. Даже следуя Его воле, нельзя терять здравого рассудка и умения услышать.

Учил рабби Достай бен Янай, что женщина не волочится за мужчиной, а мужчина волочится за женщиной, потому, что ищет ребро, которого лишился. Имя Бога с древности было окружено у евреев тайной, его произносил первосвященник лишь раз в году. Хотя, с другой стороны именем Бога колдовали многие, и до сих пор название колдуна (доброго или злого) по-еврейски баалшем, буквально «владелец Имени».

  Спрашивают мудрецы: «А почему был создан всего один человек? А потому, - отвечают они, - чтобы поддержать мир между людьми, чтобы не смогли сказать друг другу, что мой отец был лучше твоего». И ещё одно, оттуда же. Задались вопросом наши мудрецы, а почему Господь сотворил человека лишь на шестой день. И решили, что сделано это потому, что если кто-нибудь возгордится и зазнается, то можно будет ему сказать, что: «Даже вошь Господь создал раньше тебя». До мудрости библейской всем этим изречениям далеко, но и здесь мы можем чему-то научиться. Иер.15:19 – «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним».

 

О чём молиться в утренней истоме,

Когда и сон не выветрился весь?

Нерв защемит, забывшееся вспомнишь,

Когда ни охнуть, ни вздохнуть, ни сесть.

       Что не доделано вчера и где споткнулся,

       Проныло ночь в полукошмарных всплесках;

       Сейчас по лестовке карабкаюсь к Иисусу,

       По лепесткам, истёртым мной до блеска.

Грядут заботы в предрассветной мгле,

Привычно обложили, наступают;

В приёмной жирные осмелились наглеть,

Без очереди прут и будят память.

       Пока недосягаемый сокрылся

       В Псалтырном чтении, разбуженный Давидом.

       К небесному бряцают гусли-мысли,

       Глушу все недобитые вчерашние обиды.

В Писании даны нам тысячи инструкций,

Как не попасть в пленение к земному.

Счастлив, что Библия, молитвослов на русском,

Они соделают богатырём из гнома.

       Дай, Господи, готовность бой принять,

       От собственной беспечности укрыться,

       В достатке разложить цитат-гранат,

       Чистейшие плоды, не жалкие огрызки.

В программе дня да будут маяками,

Алмазной россыпью библейские стихи;

И не бесследно серый день да канет,

Вино вольётся в новые мехи.

       И на молитве столько ярких лиц,

       Здоровьем пышущих и дышащих на ладан;

       Здесь ворох телеграмм, лишь успевай молись, –

       С земным поклоном в изнеможенье падал.

О чём молиться… Это не вопрос, –

Мой невод по всему земному шару.

До чемпионов в кроссе явно не дорос.

Огонь любви немилосердно жарит.               01.11.07. ИгЛа

Hosted by uCoz