Вопрос 3639: 24 т. Хотя бы кратко можно ли ознакомиться с Талмудом по предисловиям или кратким обзором содержания?

Ответ: Рассмотрим 14 частей-глав: 1. Авода Зара-76 листов; 2. Бава Батра-176 листов; 3. Бава Кама-118; 4. Бава Мециа-119; 5. Берахот-64; 6. Зевахим-120; 7. Йома-88; 8. Макот-24; 9. Менахот-110; 10. Сангедрин-90; 11. Сота-49; 12. Хуллин-142; 13. Шаббат-101; 14. Шевуот-49. Итого=1326 листов.

 Указываю в алфавитном порядке названия, чтобы легче было найти нужный раздел. Сразу после обзора привожу место из Нового Завета, чтобы можно было сделать сравнение, насколько же выше фарисейского наше учение. Я себе представляю так, что когда стали приходить в Христову Церковь из обрезанных иудеи и когда они уже вкусили, какую благодать во Христе получили, то более опытные, как Апостолы или их первые ученики могли сидеть где-то, читая Танах – Ветхий Завет – пророков и Псалтирь, или Тору- Пятикнижие и видеть всё уже в обновлённом духе, и вот такой опытный наставник мог спросить уже усыновлённого в Церкви Христовой: «Ну и как тебе то понимание Танахи и сегодняшнее, новозаветное?» Тот мог ответить только так: «Да это же как земля и небо, как ночь и ясный день, сравнивать-то не с чем». Мы, христиане - чада Света, Нового Завета.

 1. Перед нами — трактат Авода Зара, предпоследний в четвёртом (из шести) разделе Талмуда Незикин. Весь этот раздел посвящён исследованию ущерба, который один человек может нанести другому, и процессу восстановления справедливости, если ущерб был причинен (о значении названия раздела — Незикин см. Введение к трактату Бава Кама). Выражение авода зара в переводе на русский язык означает — “служение чужим (силам)”. Иначе говоря — идолопоклонство. Почему же трактат Авода Зара помещён в раздел Незикин? О каком ущербе и какой справедливости речь? Законы Торы, то есть — выражение Воли Творца, содержат запрет на аводу зару в любой форме. Это относится как к евреям, так и к неевреям. В Торе об этом говорится неоднократно. Достаточно вспомнить вторую из Десяти знаменитых Заповедей: “Да не будет (в твоей среде поклонения) чужим богам (даже если ты признаешь) Меня” (Шемот, гл. 20, ст. 3). Выделим в Торе и такую фразу: “Не проявляйте интерес (и не обращайтесь) к силам и не создавайте (буквально — не делайте) себе богов экранирующих” (Ваикра, гл. 19, ст. 4). Разберём каждое слово этой фразы, ибо в ней — ключ к пониманию всего трактата...».

2Кор.6:14 – «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою1Кор.8:4 – «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого».

 

Читал Талмуд до пелены в глазах

Про мелочные, въедливые басни;

Двенадцать книг сумели ж навязать –

Мне ничего не встретилось опасней.

       Коран, и тот по злобе уступил,

       Хотя и там намешано кровищи.

       Исследывать решил, насколько хватит сил,

       Ведь для кого-то эти книги – пища.

Подумалось не меньше сотни раз

О людях, кто дотошно в них вникают;

Себя увидел ясно, без прикрас –

Мог быть одним из них – совсем не с краю.

       Охватит ужас – страшно и подумать, –

       Не встреть Христа и Библию святую,

       Ходил, скорняжил бы с дырявой сумкой

       И подвизался ревностно и всуе.

Ещё внимательней, нежнее прикоснулся

К живым страницам жизни во Христе:

Мысль завершённая, а не обрывок куцый,

Её я высветил на храмовой стене.

       Ужмусь до точки – место дать Христу,

       Простор в жилище – в выметенном сердце.

       Всё жду, плоды смиренья возрастут,

       И сумрак сгинет, многолетне-серый.

Мне есть с чем сравнивать глаголы Иисуса –

Не бредни человеческих исканий.

Авторитетно прочих Он не впустит,

Хозяин Он – краеугольный Камень.

       Слова, прописанные гневом и любовью,

       Я узнаю по крохотным обрывкам.

       Он – Пастырь, а наёмников здесь сколько,

       Как бесенята инде через забор так прытко.

Какую миссию на нас Бог возложил,

Чтоб убедить пленённых абы чем-то!

Прислушайтесь к словам Христа, мужи,

Пора в сердцах свершить переоценку.           18.12.07. ИгЛа

 

2. «Один человек может нанести ущерб другому как активными действиями, так и бездействием — в момент, когда необходимо что-то предпринять. Об этом говорилось в трактате Бава Кама. Как разделить имущество по справедливости, правильно обменять валюту?.. Как следует поступать, чтобы права работодателя были защищены?.. Об этом шел разговор в трактате Бава Мециа. Однако бывают случаи, когда ущерб наносится и самой ситуацией, в которой люди находятся. В частности, это может быть связано с землей, на которой живет человек, с его владениями — квартирой, домом, земельным участком... Например, из окон квартиры ее обитатели могут видеть, что делают их соседи. И это — нарушение прав индивидуума на защищенную от постороннего вмешательства частную жизнь. Отметим, что за пределами двух предыдущих трактатов раздела остается не только эта, но и многие другие проблемы. Земля, допустим, захвачена, и никто об этом не знает. Можно ли продать земельный участок любому человеку, или покупатель должен принадлежать определенной группе людей? Кто имеет право наследовать земельные участки? Анализ этих и подобных им вопросов в трактате Бава Батра завершает разбор всего комплекса проблем, связанных с установлением справедливости в имущественных, материальных отношениях между людьми…». 1Кор.6:7 – «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения

 

С утра я чем-то явно недоволен,

Никто о том не знает нюхом, слухом,

Не возвестят об этом с колоколен,

И в главный колокол звонарь не бухал.

       Пока теряюсь на догадках скрытых,

       Ищу промашки в слове и в поступках,

       Вскрываю двери прошлого со скрипом, –

       Для памяти не всё пока доступно.

Как будто дымка сизая окрест,

И на зубах песчинки попадают;

А сердце от известий сдвинулось под пресс,

Колышет болью ордена, медали.

       Сел, углубился в два святых Завета,

       Поклонами не пощадил спины.

       И чуточку в продымленном просветы,

       Какое-то затишье средь войны.

Исследовать себя советует нам Павел,

И в вере ли мы с раннего утра;

Какой осадок, след в себе оставил,

От слухов, от звонков и от утрат?

       Лишь на молитве с сокрушеньем духа

       Разведрится, смятенье утрясётся.

       Простил недавнюю от брата оплеуху,

       О, только бы не сокрушились кости.

Дух Божий духу нашему являет

Несоответствие оригиналу Божью,

И отверзает в нас такие хляби,

При общем мире потрясёт до дрожи.

       Дух судит помышленья, чувствованья,

       Последствия, незримые для глаз.

       Не зря тревожит Бог, Он не обманет,

       Как пропасть страшная меж нами пролегла.

Дай, Боже, тишину в душе ослабшей

И совесть успокой Своим прещеньем.

Отогревается мертвец и появился кашель,

Успеть бы выздороветь до зари вечерней.     20.11.07. ИгЛа

 

3. Место в Талмуде: «В четвёртом разделе Талмуда — Незикин (всего в Талмуде — шесть разделов). Бава Кама в этом разделе — первый трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.

Почему трактат так называется? Слова “Бава Кама” означают “Часть первая”. Дело в том, что изначально три первых трактата раздела были задуманы как один общий трактат. Затем редактор разделил его на три части: Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра (часть первая, часть вторая, часть последняя). Краткое содержание трактата: Название трактата, как видим, мало что говорит читателю. Поэтому разберем — очень кратко — содержание всего четвёртого раздела Талмуда. Нужно помнить, что Талмуд охватывает абсолютно все стороны мироздания и человеческой жизни. По структуре Талмуд можно представить себе как огромную своеобразную энциклопедию, которая, кроме подробной информации, включает в себя и учебники по разным предметам и дополнена сборниками коротких художественных произведений — рассказов. При этом надо представить, что весь материал разделён на части и размещён по трактатам так, что в каждом трактате находим и энциклопедические статьи, и отрывки из разных учебников, и разные рассказы. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что все сказанное относится всего лишь к структурной модели. По сути Талмуд — не энциклопедия и тем более — не сборник художественных произведений. Талмуд — это запись глубочайших, по своей мудрости, исследований Истины. Ещё точнее — заметки-ориентиры на пути Познания Творца. Поэтому сам факт, что Устная Тора (Талмуд составляет ее ядро) разбита на шесть разделов, отнюдь не самоочевиден. А название каждого раздела — вещь очень весомая. Четвёртый раздел Талмуда называется, как уже говорилось, Незикин, что в переводе означает “нанесение ущерба”. И весь он посвящен анализу проблем сосуществования живущих на земле людей. Первые три трактата раздела — Бава Кама, Бава Меция, Бава Батра — разбирают различные категории (виды) нанесения ущерба. Другие трактаты раздела (всего в нем — 9 трактатов) будут заниматься способами выяснения истины в спорных случаях нанесения ущерба, т. е. — судопроизводством…». 2Кор.2:10 -11 – «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы».

 

Саул и Савл – два тёзки в Иудее,

Чистопородные евреи, ревностью полны;

Их жизни путь для нас ещё виднее –

Всех под себя стремились полонить.

       Красавец был Саул и скромен, и велик,

       В цари возвышен Божией десницей.

       Карьеры взлёт, но всё меняет миг,

       Несчастья в дом, – придётся потесниться.

Непослушание глаголам Иеговы –

Подправить Бога враг надоумил;

Бог претендента в пастушке сготовил,

В царя его помажет Самуил.

       С вершины почестей и с гор благословенья

       Ниспал Саул до жуткой тирании.

       Бог выжег дом его, затем заменит, –

       Он в подозрительности слабый и ранимый.

И Савл из Тарса – ревностный гонитель,

Хватал и бил невинных христиан;

Мужья и жёны по темницам гибли,

Свидетелей Иисуса вылавливал он сам.

       Свет, осиявший Савла на пути,

       Размножится затем в его посланьях,

       В его речах. Не в келье стал коптить –

       Живая Церковь не погрязла в хламе.

Один с вершины был низвергнут в ад,

Другой из ада вознесён к престолу.

Реши, кому по смерти будешь брат,

К тому и ближних надобно настроить.

       Непослушание пророческим словам

       Отнимет у царя его корону;

       В Ипатьевский подвал таких сведёт болван,

       А были и пророки, зачем же их он трогал?

Не разминись при встрече с Иисусом,

Когда накроет благодатной вестью.

Саулов тьма, а Савлов же не густо,

Победа общая, когда спасутся вместе.           31.05.07. ИгЛа

 

4. Место в Талмуде: «В четвёртом разделе Талмуда — Незикин (всего в Талмуде — шесть разделов). Бава Мециа в этом разделе — второй трактат. Состоит из 10 глав, 119 листов.  Слова “Бава Мециа” означают “Часть средняя”...». Гал.3:19-20 – «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один».

 

5. Первый трактат Мишны, а, следовательно, и Талмуда — Берахот. Иначе говоря, с него начинается вся Устная Тора. И уже одно это ставит трактат Берахот в исключительное положение.

Отметим также, что трактат Берахот открывает и первый раздел Мишны и Талмуда (основное ядро Устной Торы — Мишна — состоит из шести разделов)… Поэтому шестой раздел посвящен проблемам духовного состояния объектов (тоhара и тума — имена существительные, образованные от прилагательных таhор и таме). Таким образом, мы как бы обрисовали мир в шести координатах. И каждая из этих координат представлена в Мишне (и Талмуде) специальным разделом. Перечислим их под теми названиями, которые дали им наши Учителя— составители Талмуда: 1. Зераим. 2. Моэд. 3. Нашим. 4. Незикин. 5. Кодашим. 6. Тоhарот. И открывает весь этот огромный комплекс — трактат Берахот. Это название представляет собой форму множественного числа от слова бераха. Подробнее о значении данного термина мы поговорим чуть позже. А пока нам важно ответить, что в его внутреннем содержании есть элементы благодарности Творцу — за Его мир (весь мир) и признания, что Он — Повелитель этого мира. И теперь то, что именно трактат Берахот открывает Мишну и Талмуд — и логично, и понятно.

II. Как уже говорилось, первый (из шести) раздел Мишны называется — Зераим, что в переводе означает— «семена».Этот перевод, казалось бы, мало что дает для понимания сути раздела. Но зато мы помним, что первый раздел посвящается — пространству». 1Пет.1:23 – «[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек». Рим.1:3 – «о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти».

 

Свобода слова есть первейший дар,

Убогоподобляющий из тысячи творений,

Быть может, тварный мир того не ожидал –

Нередко тем сильней, чем более стареем.

       Какие были первые озвучены слова

       Из уст Адама, оживлённой глины?

       Для речи знания Господь начал вливать,

       А словосочетания затем слагая в гимны.

Среди свободы общей говоренье

Черта есть, отличающая нас от бессловесных.

Язык есть выразитель слуха, нюха, зренья,

Что ощупью, на вкус ли – гортанью всё согреем.

       Свободу слова верой обуздать

       Не удосужилась раздетая до нитки.

       Язык не сохранила и «выпнута» под зад,

       Лукавым словом змея была душа убита.

Осталось прошлое потомкам в назиданье,

На нём ушедшие и мы – ученики .

От Слова Божия мертвец воскресший встанет, –

А сколько же убитых тем языком – прикинь!

       Тираны, деспоты влекли говорунов на кол,

       В кострах пылали книги и авторы свободы;

       Среди овец шнырял, подслушивая, волк, –

       Не позволяли обличеньем тиранию трогать.

Свобода слова Божия доселе жива в нас,

Необоримая, ей уз пока что в мире нет,

Во тьме неверия тот светоч не угас,

Врагам плюющимся не хватит и слюней.

       Приходит мысль и формирует фразы

       Пока что в тайне – есть двойной запор.

       Приходится обуздывать, не разлеплять губ сразу,

       И ради дней благих на слышанье будь скор.

Дух Божий отшлифует, дай сигнал,

Дороже золота слова тогда несутся.

«От слов осудишься!» – из Библии познал,

Оправдан будешь словом Иисуса!                  08.06.07. ИгЛа

 

6. «Переходя к ознакомлению с трактатом Зевахим, мы открываем новый раздел Устной Торы. Напомним, что основное ядро Устной Торы (Мишна) состоит из шести разделов. Их названия (на иврите) — Зераим, Моэд, Нашим, Незикин, Кодашим, Тоѓарот. трактат Бава Кама, Введение). И вот теперь мы приступаем к обсуждению трактата, который входит в состав предпоследнего, пятого раздела — Кодашим.

Если вложить его содержание в одну фразу — весь он посвящён разбору сути и практики приношений в Храм. Есть в нём, естественно, и трактаты, лишь косвенно затрагивающие эту тему, но и они сохраняют основное направление «повествования».

Само название раздела — Кодашим происходит от корня, состоящего из ивритских букв куф, далет, шин (в фонетическом выражении — к, д, ш). Числовое значение буквы куф — 100. То есть — единица высшего разряда (все буквы священного алфавита, от буквы алеф до буквы тав, имеют числовые значения разряда единиц — 1, 2, 3 и т. д. — десятков — 10, 20, сотен — 100, 200 и т. д., но — не выше). Суть числа «единица» — символ Единого Творца мира. И чем выше разряд, тем интенсивнее «окрашивается» этот символ. Отсюда и суть числа 100 (буквы куф). Вторая буква корня — далет символизирует врата, вход... А третья — шин означает — основание, неизменность, постоянство... Объединив смысл этих трех букв (всегда следует идти по возрастающей — от «младшей», третьей, буквы — к «старшей», первой), получим: «надежное, неизменное основание пропускных ворот к постижению Единства Творца». Об этом говорят все слова от корня, состоящего из букв куф, далет, шин. И самое главное из них — кодеш (духовная святость, возвышенность). Кодашим — объекты и действия, через которые постигается Единство Творца. Теперь, надеюсь, понятно, почему в Устной Торе есть такой раздел, который называется Кодашим.

 Первый трактат этого раздела, к обзору листов которого мы приступаем, называется Зевахим. По законам Торы, и отдельный человек, и весь народ приносили определённые корбанот (приношения; единственное число — корбан). Поскольку приношения отражают различного типа духовные взлеты и падения человека (сама необходимость корбанот является следствием этого), существуют и различные виды (категории) корбанот...».

 Рим.15:16 – «быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]». Еф.5:2 – «и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное».

 

Смотрю на молодых… себя же бьют под дых,

Ни уваженья к старшим, ни смиренья.

Бог разделяет праведных и злых,

Всё по местам расставит вскоре время.

       Кто замужем, не обойти битья,

       Разводов и абортов втихомолку;

       В колодце узкая расколется бадья,

       Оставит только жалкие осколки.

Нет предпосылок к тихому житью,

Намёка к долгожительству пришедших;

Ненажитое с лёгкостью пропьют, –

Трепещутся по ветру без прищепки.

       Но выход есть из мрака тупика —

       Просить у Бога возродиться свыше,

       Иначе: «К выходу с вещами, не слегка!»,

       Потомки вас без сожаленья спишут.

Всем молодым брести по бездорожью

На скотобойню – мясокомбинат.

Вас вспучит гнев и вам же то дороже –

Умеете не благоухать, — вонять.

       Пустоголовство от безверья в Бога

       Живёт не днём одним – одной минутой.

       Разврат и пьянка подгребут до срока, –

       Финал развязки видят очень смутно.

Жизнь без Христа – в буран перекати-поле,

Насмешки дьявола над озверевшим стадом,

Смердит земля, в отвалах трупов столько,

В расцвете сил братались с жутким адом.
         Прельстившиеся боссы-депутаты,

       Марионеточный ушастый патриарх,

       Мир сатанеет, безразмерно спятил,

       Маразмом сребролюбия пропах.

Смотрю на юное гнилое старичьё, –

Ни будущего здесь, ни в вечности отрада.

Они бахвалятся, что будто нипочём…

Со смертью договор, в геенне ждёт расплата.   03.08.07. ИгЛа

 

7. Место в Талмуде: «Во втором разделе Талмуда — Моэд (всего в Талмуде — шесть разделов). Йома в этом разделе — пятый трактат. Состоит из 8 глав, 88 листов. Слово “йома” в переводе с арамейского языка, на котором написано более половины текста Талмуда, означает “особый день”. Речь идёт о дне Йом Кипур, дне исправления, очищения. Краткое содержание трактата: Йом Кипур — самый “торжественно-трепетный” день года. Его выделил Творец мира как механизм максимально возможного “приведения человека в порядок”. Этот механизм состоит из двух элементов: полный пост в течение суток, с молитвой, размышлением в течение всего дня, а также — особая служба в Иерусалимском Храме (в эпоху Храма). Основные моменты этой службы отмечены в Торе, в недельной главе Ахарей Мот.  Первые семь глав нашего трактата посвящены всем аспектам храмового служения. Мы познакомимся со многими элементами службы в Иерусалимском Храме — и не только в Йом Кипур. Последняя, восьмая глава целиком посвящена законам соблюдения Йом Кипура вне прямой связи с духовной работой в Храме. Много внимания уделено в ней понятию и процессу тешувы — осознанию необходимости исправить свой жизненный путь и свершению конкретных шагов в направлении — к Всевышнему...».

Евр.1:3 – «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте». Евр.9:28 – «так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение».

 

Секрет бессмертия поэзии не нов,

Но умирают тысячи поэтов.

Но раньше их рифмовка многих слов,

Неспетые, давным давно отпеты.

       Псалтырь прочитана на тысячи разов

       Задолго до рассвета, днём, в тиши ночи.

       Расслышать из дали Давида зов,

       Он не монах-затворник – не молчит.

Переживания, угрозы стервецов,

Тогдашних нелюдей и доиков подлейших,

Черновики исписанных листов,

Их с удовольствием в свои архивы вклеишь.

       Поэзия еврейских нелегалов

       Хранилась книжниками даже и в плену,

       И до глубин сердечных достигала,

       И к тем глубинам бестолково льнут.

Давид что видел, то и говорил,

Не в рифму слово, даже предложенье,

Избег опасности – издал восторга крик,

То темой стало и его мишенью.

       А то, что миллионы прихожан

       Начнут стонать и ныть по мрачным храмам,

       Что на сверкающих словах насядет ржа,

       Перетолкуется, что было прямо,

Что то издержки трёх тысячелетий,

На каждый вхож в такие ж передряги,

И издаёт душа похожий лепет,

На том же лежбище остылые возлягут.

       И будут сны в застенках КГБ,

       Обрывки девяностого псалма,

       И с маузером ленинский кобель

       В последний раз исследует алмаз.

Звезда Давида – Иисус Христос, –

Не шестипалая – начало блудодейства.

Сам Дух Святой Псалтирь ко мне занёс,

Люби и верь, и на Христа надейся.              10.11.07. ИгЛа

 

8. «Мы приступаем к изучению нового трактата, который расположен в середине четвертого (из шести) раздела Мишны (и Талмуда). Весь этот раздел посвящён в основном уголовному и гражданскому праву. Первые три трактата — Бава Кама, Бава Мециа и Бава Батра — определили основные законы. Следующий за ними трактат Санѓедрин дал описание основных правил, по которым вершится справедливый суд, а также рассмотрел виды наказаний и способы их практической реализации.

Далее идет наш трактат — Макот, который и завершит эту тему. Он посвящён обсуждению трёх, весьма неожиданных подходов к проблеме реализации в суде принципа Справедливости (с большой буквы). В соответствии с этим трактат разделён на три главы. В первой говорится о злоумышленных свидетелях. Не о лжесвидетелях, а именно — о злоумышленных, которые, в отличие от лжесвидетелей, чьи показания могут быть просто ошибочными, вообще не должны выступать в роли свидетелей, ибо на месте преступления не были, а показания дают либо по собственному злому умыслу (намереваясь причинить человеку зло), либо по просьбе лица, заинтересованного в том, чтобы выиграть в судебном разбирательстве. Закон Торы, определяющий им наказание, — уникален: к злонамеренным свидетелям применяют ту же меру пресечения, которую, по их навету, присудили бы обвиняемому. При этом, кстати сказать, не имеет никакого значения факт, совершил подсудимый в действительности преступление или нет. Вторая глава анализирует особый способ наказания — ссылка в один из городов, специально выделенных Торой на Земле Израиля. Такому наказанию могли подвергнуть человека за непредумышленное (случайное) убийство.

В третьей главе, которая и дала название всему трактату, обсуждается предусмотренная Торой форма телесного наказания.

В наш век телесное наказание считается «негуманным» и отвергается всеми странами западной цивилизации. И для этого есть определённые основания. Достаточно вспомнить относительно недавний 19 век, когда в России, Франции и других странах были приняты телесные наказания и людей порой забивали, например, палками до смерти. Но Тора говорит не об этом. Предписывая удары плетьми, Тора строго ограничивает число ударов (до 39‑ти). Причём, это количество может и должно быть меньше: его определяет врач, которого в обязательном порядке приглашали перед экзекуцией, чтобы проверить состояние здоровья осужденного. По заключению медицинского освидетельствования провинившийся мог, к примеру, получить не больше пяти или десяти ударов. Но зачем вообще наказывать плетью? Ответ на этот вопрос найти нетрудно. Возьмём современную — «гуманную» систему наказаний, предусматривающую за некий, не самый тяжкий проступок лишение свободы на 2–3 года. Наказание человек отбывает в тюрьме, вместе с матёрыми уголовниками. Чему он может у них научиться? Как увеличится в мире добро от того, что кто-то, оступившись, проведёт время в окружении плохих людей? И я даже не говорю о том, что годы тюремного заключения становятся наказанием и для ни в чём неповинных членов семьи осужденного. Сын зачастую надолго оказывается без отца, нуждающаяся в поддержке мать — без сына. И вместо того, чтобы увеличивать в мире добро, нынешняя «цивилизованная» система наказаний лишь укрепляет зло. Не лучше ли наказать человека коротко и весьма эффективно? Если человек психически здоров и не имеет опасных для общества патологий (он — не убийца, не насильник и т.п.), то и испытанной один раз боли (да, боли — в этом и заключается наказание) будет в большинстве случаев достаточно, чтобы человек исправился, не стал повторять допущенную им ошибку. Обо всём этом следует помнить, изучая конкретные законы, которые обсуждаются в трактате Макот, да и в других трактатах тоже...». Евр.12:7 – «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» 1Иоан.5:9-10– «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём». 1Кор.15:15 – «Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают».

 

Следы обид, волнений, подозрений

Как позабыть, стереть, не вспоминать;

До той кондиции когда же мы дозреем:

«Не возводить прошедшее в догмат?»

       Потерь в злодействах, учинённых прежде,

       С годами не смогли восстановить;

       Саднит отсутствие чего-то много реже,

       То испытал не я один, но так же и Давид.

В псалтырном чтении трясёт врагов построчно,

И поимённо хлещет он шакалов.

Их крепости он после раскурочит,

Гнев мщения разумное зашкалит.

       Во имя Бога разметал полки,

       В грязь немощёных улиц попирая.

       Слова из древности на душу мне легли,

       За мной, плывущим, жадные пираньи.

Прощение легко давать просящим,

Безоговорочно склонившимся у ног,

К нам в услужение желающих тем паче,

Кого впустить боялись за порог.

       Но если раны всуе бередят,

       Одни и те же изверги, их жёны,

       Как не сравнять их с сонмищем бродяг,

       С заразными, страшнее прокажённых.

Растравливая раны прошлых бед,

Втирают соль позорных осуждений,

И от удавки сзади лишь хрипеть,

И наших не приемлют возражений.

       Одни враги отлипнут через год,

       Иные гонят нас до самой крышки,

       В своём реестре ставят нас в расход,

       И в книжке записной, в архивах рыщут.

Я на молитве памятником врос,

Ходатайствую за кагал в зверинце:

«Дай мне любви к врагам моим, Христос,

Как за друзей нужнейших мне молиться».    04.12.07. ИгЛа

 

9. «В каком-то смысле оба первых трактата раздела КодашимЗевахим и Менахот — это одна книга. Её первая часть — Зевахим, вторая — Менахот. Поэтому настоятельно рекомендуем ещё раз прочесть введение к трактату Зевахим. Само слово менахот, вынесенное в название трактата, — множественное число от слова минха. Понятие это весьма ёмкое и имеет более пяти граней понимания. Наиболее функциональное и часто встречающееся в языковой практике значение выражения минха (от слова — менуха) — «отдохновение». Оно содержит в себе некий образ приятной предвечерней прохлады после жаркого летнего дня. В Торе это слово употребляется для обозначения приношения бедного человека, у которого нет денег на приобретение предназначенного для приношения животного. Такой человек может впасть в состоянии депрессия, считая себя неудачником. Однако Тора открывает перед нами иную грань Истины: ее законы позволяют и неимущему прийти в Храм со своим приношением, ценность которого в «глазах» Всевышнего ничуть не меньше, чем приношение богача. Это помогает бедняку почувствовать «веяние прохлады», сбросить напряжение и испытать состояние внутреннего успокоения. И хотя существуют менахот, не связанные с финансовым положением человека, основное значение слова минха в контексте корбанот (приношений) — «приношение неимущего». Минха, как правило, состоит из муки (в количестве примерно двух килограмм), смешанной с пол-литровой порцией оливкового масла. При этом, на многие виды менахот сверху кладется левона — крупицы высохшей смолы определённого дерева. Минха может быть принесена как в сыром виде (тесто), так и в испеченном или поджаренном (хлеб, лепёшки, сухарики). Каким образом в том или ином случае готовить минху, определяют законы Торы. В технологии осуществления процедуры приношения различных видов минхи есть некоторые различия. Однако выделим здесь главные, общие черты.

1. Принося минху, человек устно посвящает Всевышнему её ингредиенты, и с этого момента для личных целей использовать их уже нельзя. 2. Мука и оливковое масло смешиваются в особом сосуде, а горстка левоны насыпается сверху. 3. Если минху приносят не в сыром виде, из теста пекут хлеб (или жарят лепешки), затем этот хлеб или лепешки разламывают на мелкие кусочки, смазывают остатками оливкового масла и посыпают левоной. 4. Все предыдущие этапы (посвящение ингредиентов, приготовление смеси муки с маслом, добавление левоны и выпекание — если требуется) выполняются тем, кто приносит минху — на внешнем дворе территории Храма. И только на этом этапе в «работу включается» коэн (служитель в Храме). Он берет сосуд с минхой и подносит к юго-западному углу мизбеаха (в условном переводе — жертвенник). После этого символического действия здесь, у мизбеаха, пока больше ничего не делается — коэн несёт минху к тому месту, где он будет совершать собственно процедуру приношения. 5. Левона (крошки смолы) сдвигаются к одной из стенок сосуда — чтобы очистить поверхность минхи. 6. Коэн берёт одну горсть минхи (теста или сухариков) и кладёт в особый сосуд. Туда же помещают собранную с поверхности левону — всю, до единой крошки. Процедура, когда из полученного коэном сосуда берут горсть минхи, называется — кемица, содержимое горсти — комец. 7. Теперь смесь в особом сосуде переносят к мизбеаху и сжигают. 8. Оставшаяся часть минхи (реально — почти 99 процентов) передаётся коэнам, и они могут использовать её в пищу. Но только — на территории Храма. Ни в каком другом месте Иерусалима есть минху не разрешается. Существуют виды минхи, которая полностью, без остатка сжигается на мизбеахе. Процедуры приношения менахот и зевахим (приношения животных) имеют — и не случайно — общую черту: их осуществление проходит в четыре этапа (об этапах процедуры приношения животных.

Этап первый: шехита — для зевахим, кемица (отделение горсти) — для менахот. Этап второй: кибул дам (когда кровь зарезанного животного собирают в сосуд) — для зевахим, помещение комеца в сосуд — для менахот. Этап третий: перенесение сосуда — и для зевахим и для менахот. Этап четвёртый: зерика — для зевахим, актара (сожжение комеца) — для менахот. Все четыре этапа должны быть совершены так, чтобы минха считалась «принятой», иными словами — «угодной» Всевышнему. Во второй его части трактата Менахот рассматриваются также правила, регламентирующие приношение вина.

Приношения этого вида довольно часто осуществляются вместе с некоторыми видами зевахим или менахот. Однако иногда вино приносится и — отдельно. В чём заключается процедура приношения вина? Вино поднимают на мизбеах и выливают в особые чаши, закреплённые на юго-западном углу верхней плоскости мизбеаха (об устройстве мизбеаха — см. обзор листа 54 трактата Зевахим). Из этих чаш вино по особым каналам стекает в полость Храмовой горы, расположенную глубоко в земле.

Количество вина для каждого приношения колеблется от полутора до трёх литров. Важно подчеркнуть, что приношение менахот и вина, так же, как — зевахим, имеет глубокий смысл, содержащий в себе намек на устройство высших миров. Эти приношения помогают человеку приблизиться к постижению идеи Единства Творца. В трактате Менахот — 13 глав и 110 листов.

Мрк.6:31 – «Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда». Мрк.12:43 – «Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу». 3Иоан.1:4 – «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине». Евр.11:40 – «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».

 

Смущает душу посторонний глаз,

А тайное у каждого в делах таится;

Не хочется раскрыться на соблазн,

Быть оголённым деревом без листьев.

       Но есть в нас мысль, сокрытая надёжно,

       Которую словами прикрываем,

       И рядим поприличнее в одёжки,

       А на открывших сыплемся громами.

У каждого, кто совестью кривит,

Двойное дно под слоем лжи сокрывши,

Всегда есть недруги, чьи замыслы в крови –

Они подглядывают постоянно с крыши.

       Скрывая замыслы, от многих отдалились,

       Прозрачность не доходов нас страшит,

       А мыслей, дум, – боимся впасть в немилость,

       Низвергнуться в их мнении с вершин.

И, по большому счёту, большинство —

Совсем не те, что влезли на трибуну.

Одежду и манеры назовём листвой,

Которую легко осенний ветер сдунул.

       И бережём свой потаённый мир,

       Куда жена и дети редко вхожи;

       Нас может разбомбить Давидова Псалтирь,

       Любое место, стих из Слова Божья.

Глаза Апостолов, прозорливых пророков

Дают нам знать, что наши тайны знают.

Скрываться? От кого? И сколько проку?

Они же постоянно в Слове с нами.

       Вот почему душе невозрождённой

       Претит исследывать себя во свете Слова.

       Есть поле смерти, по нему пройдём мы,

       Один свободный, а другой в оковах.

За нами Бог и Ангел наблюдают.

Притихший верующий чистится Писаньем.

Во свете Библии да будет мысль любая.

Дверям открытым праздники настали.          12.10.07. ИгЛа

 

10. «Напомним: мы изучаем трактаты четвёртого (из шести) раздела Устной Торы. Весь этот раздел посвящен исследованию и установлению путей достижения Истинной Справедливости (подробнее см. Введение к трактату Бава Кама).

Предыдущие трактаты — Бава Кама, Бава Мециа и Бава Батра — рассматривают все аспекты поиска Справедливости в сфере человеческих взаимоотношений, когда речь идет о спорном имуществе. А поскольку имущество — бесконечно емкое понятие, в этих трактатах говорится практически обо всём, с чем человеку приходится сталкиваться. Основные темы трактата Санѓедрин, к изучению которого мы приступаем, логически вытекают из содержания предыдущих. Теперь нам предстоит узнать о средствах и “инструментах” достижения Справедливости.

Очевидно, такую цель можно реализовать, только если само общество и государство строятся на принципах Истинной Справедливости. И это, естественно, означает, что общественное устройство должно опираться не на придуманную людьми переменчивую законность, но — на Законы, которые дал человечеству Творец мира. Об этом и пойдёт речь. В конце трактата (в последней) главе даётся анализ основных положений нашего мировоззрения, “методология” нашей подготовки к “Дням Машиаха” и завершению “материалистического” этапа всей человеческой истории (завершению шестого тысячелетия). Но до этого мы ознакомимся с принципами судопроизводства, сущностью структур исполнительной и законодательной власти, “механизмами” назначения наказаний и освобождения от них и т. п.

 Само название трактата — Санѓедрин — представляет собой сочетание слов соней ѓадрат (паним) ба-дин (что в переводе на русский язык означает — “не терпящие искажений в судопроизводстве”). При этом, по грамматическим правилам ряд гласных при соединении слов меняются. О ком идёт речь? Кто “не терпит искажений”? — Судьи Верховного суда. Поэтому слово Санѓедрин обозначает и — “Верховный суд”. Уточним: в истинно еврейском государстве, в отличие от всех других стран, Верховным судом называется не только Центральный, но и региональный суд, уполномоченный определять наказания любого уровня — вплоть до самого высшего. Главное — без искажения. Трактат Санѓедрин — один из самых разнообразных по темам и ассоциативности мышления во всем Талмуде...».

 Мф.26:59 – «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти». Лук.23:41 – «и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Деян.4:19 – «Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» Фил.4:8 – «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».

 

Смущает многих Вавилонский плен,

Как там себя вести и кем представить,

И выучить язык, побочно сленг,

Былую славу соблюсти в бесславье.

       В пыли и слякоти, в одеждах пропотелых,

       С мозолями, в рванье, но с бородами.
         Благодаренье Богу, что сохранили тело,

       Ушедших раньше, встретивши, рыдали.

Им не до арф, тут тяжела иголка –

Лишь у фанатиков в футлярах сохранились;

Проныры-лжепророки сбили с толку:

«Год-два, и Бог простит, чтоб возвратились».

       На семьдесят тяжёлых долгих лет

       Отправил Свой народ на переплавку;

Смотрели в прошлое, кто как давно ослеп,

Кто на кого неумно делал ставку.

Беспроигрышны только с Иеговой

Принявшие удар с благодареньем.
   Здесь к колеснице вражеской прикован,

Смотрел, куда на склоне их накренит.

       Молились за пленивших, за царя,

       Желали долголетия тирану,

       Чтоб к ним был милостив; и было то не зря,

       О том просили с милостыней в храме.

Так ехал к хану Александр Невский,

И прогибались в ставке нехристей столетья.

Князья «стучали» недругам в отместку,

А те отсчитывали по закону плети...

       В патриархию сбросили дельцы на растерзанье,

       Вожди слепые, кинувшие паству,

       К презренным содомитам, высчитав заранее.

       Вопим к Создателю: «Как с извергом не пасть бы!»

В запасе много разных вариантов,

Какой же Божий, как определить?

Такой, чтоб в вечности Спасителем оправдан,

В конце лицо заплаканное превратилось в лик. 18.05.07. ИгЛа

 

11. Место в Талмуде: «В третьем разделе Талмуда — Нашим (всего — шесть разделов). Сота здесь — пятый трактат. Состоит из 9 глав, 49 листов. Почему трактат так называется? “Сота” на иврите — женщина, сбившаяся с правильного пути. Речь идёт о замужней женщине, спровоцировавшей обоснованные или необоснованные подозрения тем, что нарушила “заповедь скромности” в отношениях с посторонним мужчиной.

Краткое содержание трактата. Знаменитая библейская книга Песнь песней рассказывает об отношениях возлюбленных, о вдохновенном чувстве мужчины, которое он испытывает к своей избраннице, девушке-невесте. Но всё это — лишь метафора.

На самом деле здесь описаны отношения Всевышнего с еврейским народом. Та же модель имеет своё продолжение в столь же метафорических рассуждениях Талмуда об отношениях мужа и жены. Рассматривается ситуация, когда женщина ищет близости (или уже вступила в связь) с посторонним мужчиной. Мы, соответственно, переносим её на еврея (или группу евреев), который нарушает законы еврейского образа жизни и ищет опору в ином мировоззрении. Одна из заповедей Торы даёт “земное” описание данной ситуации. В книге Бамидбар (гл. 5, ст. 11‑31) читаем: “...каждый человек, жена которого сойдёт с праведного пути и нарушит верность ему, и вступит в интимные отношения с другим мужчиной, и скроется это от глаз мужа... Укрылась она и совершила... а свидетеля против неё нет, при этом совершила она это без насилия... И нашёл на мужа дух ревности [почувствовал он неладное] и предупредил он её, и она [всё равно] совершила...” (сокращённый вариант перевода).

 Далее Тора рассматривает такую ситуацию: если свидетелей не было, но жена, после предупреждения, тайно встретилась с другим мужчиной, муж вправе решиться на процедуру проверки. Эта проверка могла проводиться только во времена Храма. Служитель Храма давал женщине выпить особую воду. И тут мы узнаём об единственном, исключительном случае, когда Тора гарантирует — люди станут свидетелями сверхъестественного явления: если жена действительно вступила в интимную близость с посторонним мужчиной, через короткое время выпитая вода на неё подействует, и её внутренние органы будут поражены смертельной болезнью. То же, кстати, постигнет и мужчину, с которым она изменила мужу. Если же подозрение ложно, на неё снизойдёт и физическое благословение — она похорошеет, и духовное. Подчеркнём, никакое насилие здесь не предусмотрено. За женой остаётся право в любой момент признаться в измене. Тогда процедура проверки отменяется. Скажем и ещё об одном нюансе: если муж сам вступал в интимные отношения с замужней женщиной, вода на его жену в любом случае не подействует — никаких последствий не будет. В трактате анализируются практические и психологические аспекты приведённой заповеди Торы, попутно разбираются и другие фундаментальные проблемы устройства мира. В конце Трактата даётся описание состояния еврейского народа и всего человечества на самом последнем этапе существования нашего мира — в том виде, в котором мы можем его воспринять...». 1Тим.2:9-15 – «чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Тит.2:6 – «Юношей также увещевай быть целомудренными». Тит.2:11-12 – «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Откр.21:9 – «И пришёл ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца».

 

Сошедшее до времени заснуло,

Жизнь замерла, не умерла, застыла;

Зачехлены до срока чудо-гусли

И позабыты под столетней пылью.

       Но каждый год, ликуя по весне,

       Ласкаем взглядом первые ростки.

       Скоту и людям обновляет снедь,

       Казалось, умерло, на самом деле спит.

Кричащее о воскресенье мёртвых

Нас окружает, ластится, вопит:

«Нельзя же быть таким глупцом упёртым,

Не видеть временность у намогильных плит!»

       Всё вздыбится и некогда восстанет,

       Тлен во мгновенье ока истребится.

       Поутру солнцу распахнутся ставни, –

       Изобразить то ни умом, ни кистью.

Мы ко всему с годами привыкаем,

И новизна в привычном еле брезжит;

Но вот опять с гробницы сброшен камень,

И новизной охватывает прежней.

       Жизнь побеждённая, казалось, отступила,

       И смертью смерть ли с адом одолеть?!

       Здесь стражи сонные торчат возле могилы,

       Валяется с засохшей кровью плеть.

Не надо забывать – идёт начало эры,

Хватает призраков, страшилищ, привидений.

Неверие шагами время мерит,

Спасенье собственное предаёт за деньги,

       Как мёртвые вояки по сей день,

       И нет свидетелей точней и достоверней.
         На пенсии им догнивать, седеть

       И видеть вход могильный в каждой двери.

Весною всюду гимн о воскресенье…

И где Христос, там пораженье стражи.

Приносит плод лишь умершее семя,

А жидовьё всё утонуло в краже.                  07.04.07. ИгЛа

 

12. «Наш трактат — третий в разделе Кодашим. В разделе, который, как уже говорилось во Введении к первому трактату раздела — Зевахим (см. Введение к трактату Зевахим), посвящён обсуждению одной из центральных тем в Торе. Это — тема взаимоотношений человека с Творцом, которые находят свое выражение в приношениях (когда человек что-то отдаёт, посвящая часть своей собственности Всевышнему) в Храме.

В свете только что сказанного, включение трактата Хуллин в раздел Кодашим может показаться несколько странным. Ведь главная тема этого трактата — шехита (когда кошерных животных режут безболезненным способом, детально описанным в Торе). Более того, речь в нашем трактате идет не о процедуре приношения в Храме, но — о принципах, обуславливающих употребление мясо кошерных животных в пищу. Почему же тогда этот трактат оказался в разделе Кодашим? Чтобы найти подходы к ответу на этот вопрос, внимательней всмотримся в название трактата. Слово хуллин — производное от корня халал, который состоит из ивритских букв хет, ламед, ламед и означает — «абсолютная, незаполненная пустота». В текстах Танаха часто встречаются образованные от этого корня глаголы, которые переводятся так: «перестать быть кодеш», «оказаться вне состояния одухотворенности» (утратить насыщенность духовной энергией). Конкретное значение слова хуллин — «низменные (лишенные духовности) объекты». Буквально — полная противоположность понятию кодашим (духовно возвышенные объекты). Но это, казалось бы, запутывает нас ещё больше. И нам ещё труднее понять, зачем трактат Хуллин помещён в раздел Кодашим?

Попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны.

Центральная, сквозная тема нашего трактата, как уже говорилось — шехита. Только процесс шехиты позволяет еврею использовать в пищу мясо животного. Ведь в принципе, в идеале, до Всемирного Потопа, в пищу человеку предназначались продукты растительного происхождения. Мясо животных разрешено было есть только для того, чтобы усилить человеческий потенциал в его постижении Устройства мира. Ибо речь уже идёт о слабом «послепотопном» человеке, который утратил прямую традицию от Адама и других великих людей десяти поколений от Адама до Ноаха. Однако, позволив человеку есть мясо животных (то есть — разрешив отнимать у животных жизнь), Творец не отменил своё повеление — не проявлять жестокость к Его созданиям. Из этого повеления и проистекает особый наказ о процедуре шехиты. Без шехиты мясо животного считается невела, независимо от того, каким способом (кроме шехиты) умертвили животное — зарезали ножом, убили электрошоком или как-то иначе. А употребление в пищу невелы законом запрещается (отметим, кстати, что и неевреям разрешено умертвлять животное только способом шехиты). Следовательно, шехита — процедура, которая превращает запрещенное — в разрешенное Творцом. Иначе говоря «пустота» в процессе шехиты начинает заполняться... Животное, материальный объект, приобретает иное качество... Эта идея и перебрасывает мост от хуллин — к кодашим.

Основные темы трактата Хуллин — законы шехиты и кошерной пищи, запрет на смешение молочного с мясным. Рассматривается здесь и отношение к «царству животных», в том числе — заповедь, обуславливающая бережное обращение с птицей, высиживающей птенцов. И, конечно же, как обычно в Талмуде, попутно обсуждаются различные законы Устройства мира и поведения человека в нём...». В трактате — 12 глав, 142 листа.

1Тим.4:4-7 – «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии». Гал.5:24 – «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями».

 

Спаси нас, Бог, кому-то угрожать,

Кого-то проклинать, желать худого,

Разбить собственноручно чтоб любви скрижаль

И самосуд вершить заместо Бога.

       Врагу и так допёрло к горловине,

       Круги кровавые от злобы выше крыши,

       Пираты-демоны петлёю уловили,

       Едва на ладан, коченея, дышит.

Ему бы помощь срочно пожелать,

Пленённому бесовскою гордыней.

Он зарешечен в дьявольскую клеть,

Всё заволочено гееннским смрадным дымом.

       Шаг первый, первая ступень у христиан –

       Себя отвергнуться, возненавидев самость.

       Свою проказу выбросить за стан,

       А это, знаем, не простая малость.

И кто бы что про нас ни говорил,

Про наших деток, внуков непохвально,

В глаза и многократно укорил,

Смиренно выслушай, чтоб нервы, как из стали.

       И за укор сердечно обними,

       За намерение исправить поврежденье:

       «Мы хуже, чем услышали! Аминь!»

       И тем смиреньем наготу оденем.

А если тяжесть в сердце не щадит,

Молитвой погаси вулкан эмоций.

Не здесь вся правда, много впереди,

И, может быть, конфликт исчезнет просто.

       И не на поводу у разъярённых чувств,

       А в тихости молитвы у блаженства,

       Как в тронном зале, где десятки люстр,

       При крестном знамении сгинут бесы.

Спаси, Господь, за зло воздать таким же, –

Мы дети Божии, у нас иное всё.

Смиряюсь я, и враг мой станет ближним,

Когда его беду, как крест свой, понесём.          21.11.07. ИгЛа

 

13. Трактат Шаббат открывает второй раздел центрального ядра Устной Торы — Мишны. Название второго раздела — Моэд, то есть — «выделенное, предназначенное (время)». Наиболее яркий пример такого «предназначенного» времени — седьмой день недели, шаббат. Слово шаббат означает — «(день), когда (конструктивная) деятельность прекращена». Первым шаббатом в истории был седьмой день процесса Сотворения мира, с наступлением которого Всевышний прекратил свою «деятельность» по созданию мира. Иначе говоря, шаббат символизирует факт, что Мир был сотворён за шесть дней. Тора дает определение, согласно которому евреям в шаббат нельзя заниматься конструктивной деятельностью (книга Шемот, гл. 20, ст. 8‑10). На иврите «конструктивная деятельность» называется — мелаха. И основная задача нашего трактата — в том, чтобы в деталях выяснить, что входит и что не входит в понятие «мелаха». Насколько важна эта задача — очевидно. Ведь всё то, что входит в понятие «мелаха» делать нам в субботу запрещается, а всё, что не входит, — разрешается. Это утверждение — верное, но даёт лишь весьма общее представление о данной теме. Ибо существует ещё и немало нюансов. Чтобы донести до нас содержание заповедей, Тора пользуется различными методами. Иногда даёт точное распоряжение (к примеру — «свиное мясо есть нельзя). В некоторых случаях применяет способ «повторного указания» на какую-либо заповедь. Часто — для того, чтобы связать одну заповедь (скажем, о субботе) — с другой. В данном случае в тексте Торы (Шемот, гл. 35, ст. 1‑4) мы находим повторение запрета на осуществление мелахи (см. выше) в субботу непосредственно перед заповедью о строительстве Мишкана (условно говоря — переносного Храма, который носил с собой народ Израиля в период сорокалетнего странствия по пустыне Синая). Устная Тора, полученная Моше Рабейну на горе Синай вместе с Письменной Торой, определяет, что мелаха — это действие, осуществление которого было необходимо, чтобы подготовить материалы для строительства Мишкана и для обеспечения его деятельности.

Из трактата Шаббат мы узнаем, что всего насчитывается 39 видов («категорий») действий, без которых построить Храм и/или обеспечить его функционирование было невозможно. Следует отметить, что каждая мелаха подразделяется на подвиды. Действия, составляющие эти подвиды, также нельзя производить в шаббат. Все это в подробностях рассматривается в нашем трактате. Кроме того, мы узнаём, что осуществление того или иного действия, включенного в понятие «мелаха», должно быть сознательным. Это подразумевает, что человек, совершающий действие, (в отличие от случайно произведенного действия) испытывает желание его осуществить и ставит перед собой цель, которую хочет достичь в результате этого действия. Запрещены, как правило, только сознательные действия. Очевидно, что в определении самого понятия — «сознательное» — есть множество нюансов, а значит — и последствий, которые испытывает на себе человек, стремящийся правильно соблюдать законы шаббата. И этому наш трактат уделяет немало внимания. Как и в любом другом трактате, в трактате Шаббат мы найдём сведения и о других заповедях, а также — о разных явлениях нашего, земного мира и духовных миров...». Трактат Шаббат состоит из 24 глав. Всего в нем — 157 листов.

 Евр.4:9 – «Посему для народа Божия ещё остается субботство». Иоан.20:19 – «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» Пс.117:24 – «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный

 

Страницы – кадры прошлых поколений

Умеем на себя сугубо наложить?

Одни убиты там, а кто-то станет пленным –

Всё на насилии, угодничестве, лжи.

       То были образы для нас, ещё коптящих,

       Для будущих, кто выжил после них.

       Читай же Библию, читай как можно чаще,

       Не будь беспечен, по утрам ленив.

Штурмую с Урией засевших в окруженье,

Внезапно брошенный, оставленный, один.

Самсон был предан и глаза померкли, –

Как часто и у нас над впадинами бинт.

       Примеры мужества взывают к размышленью,

       В духовном плане это всё со мной.

       И нас когда-нибудь хоть кто-то пожалеет,

       Я тоже воевал, калечен был войной.

Как радостно, что знаю окончанье

Ветхозаветных дней, событий роковых;

Какого-то Спасителя мир чаял,

Хотя ко тьме и сумраку привык.

       Откуда бы мне знать про Вифлеем,

       Про ту пещеру, лучшую вертепов,

       Что за дары воздастся на обмен,

       Пришёл я с ладаном, не с иудейским терном.

Ещё я странник и бегу в Египет,

Хочу быть с Ним навек благословлёным;

Преблагословенную с Иосифом мы примем

С Младенцем чудным, что зарёй спелёнат.

       Мне фарисеи путь перерезали,

       Гонялись, хапало зверьё в синедрионе.

       Да кончится молчанье у захарий,

       И красноречием да будут одарёны.

Не быть похотливым, как праотцы мои,

И не притронуться к нечистоте и злу.

С Давидом на врагов, их крепости громить,

На пользу обратить в кадильницах золу.     06.06.07. ИгЛа

 

14. «Расположенный в четвёртом (из шести) разделе Устной Торы, посвящённом судебным законам и поискам Истины, трактат Шевуот анализирует проблемы, связанные с клятвами, которые даются в суде. Может показаться странным, на первый взгляд, что для обсуждения лишь одной “детали” судопроизводства понадобился целый трактат в 49 листов. Но на самом деле... Как известно, Тора включает в себя 365 запретов (заповедей “не делай”). Один запрет среди них стоит особняком. О клятве. В тексте третьей из Десяти Заповедей сказано: “Не произноси Имени Всевышнего без надобности (или утверждая ложное), ибо не снимет (вину эту) Всевышний с того, кто произносит Имя Его попусту” (Шемот, гл. 20, ст. 7). Устная Тора сообщает, что речь здесь идёт, в первую очередь, о разного рода клятвах — таких, когда человек “клянется Именем Творца”. Только об этом (из всех!) запрете говорится, что вина за его нарушение не снимается ни в нашем мире ни в будущем. Почему же именно здесь явлена столь бесповоротная строгость? Ведь возможность — пусть, хотя бы в мире будущем — снять с себя вину (через тешуву — возвращение на пути Всевышнего, исправление своего образа жизни в этом мире) не закрыта даже перед убийцами. Ответ на этот вопрос помогает найти анализ самого слова “клятва”.

 На иврите “клятва” — шевуа. Мы видим, что здесь тот же корень, что и в слове — шева (семь). Число шева несёт в себе значение цели. Мир был сотворён именно за шесть дней, чтобы потом был день седьмой — Шаббат (суббота). В этом и состоит смысл сотворения мира — в победе(в условиях свободы выбора) над материальностью, что реально проявляется в соблюдении законов Шаббата. И тогда ложная клятва (шевуат шекер) означает по сути — отрицание смысла существования мира. Тотальное отрицание смысла в Акте Сотворения мира (!). А если в тексте шевуат шекер упоминается еще и Имя Всевышнего...

 Теперь понятно, почему вина за это не снимается. Ведь такая клятва эквивалентна отрицанию вообще — “всего”. То есть — утверждению, что “ничего нет”, а следовательно, нет и “объекта”, способного снять вину... Понятно и другое: существование отдельного трактата Шевуот (в переводе на русский — клятвы, во множественном числе), в котором обсуждаются разные виды, тексты и способы принесения клятвы. Отметим, что в Талмуде есть еще один трактат, который посвящен теме “ответственности за слово”. Он называется — Недарим (Обеты) и относится к другому разделу Устной Торы. У нашего трактата — Шевуот есть ещё одна особенность. Первая его Мишна, которой открывается первая глава, как можно было ожидать, начинается с темы шевуот — клятв, но тотчас же переходит к другим темам, которые по “внешним параметрам”, казалось бы, уводят нас к обсуждению совершенно других законов Торы. Однако между ними и основной задачей нашего трактата, безусловно, существуют внутренние связи, которые достаточно сложны. Непосредственно к теме клятв трактат вернётся только в третьей главе...». Мф.5:37 – «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Еф.4:25 – «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу». Откр.21:8 – «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою. Это смерть вторая».

 

Столько же судят, столько же рядят

В сотнях толстенных газет и журналов.

Глухи и слепы, не видят, что рядом,

Как цензоры главные мысли украли.

       Даже одни заголовки прочесть,

       Взглядом коснуться едва фотографий;

       Заинтересует какая-то весть,

       Смотришь, на день и просрочен твой график.

А надо ли это уже через день,

Да нужно ли знать всё про блудных артистов,

Смотреть эту погань через плетень,

Как лихо про них щелкопёр этот тиснул?

       Смогу ли к событиям тем прислониться,

       К лучшему выправить, как повлиять?

       Не лучше ли прямо Христу помолиться,

       Осмыслить на это Евангельский взгляд.

Минуты, часы и года улетают…

Зачем же лопатить и цифры, и факты?

События те – однодневные стаи,

Их время затёрло давно без остатка.

       Чистые мысли и мудрость от дум

       Приходят в молитве в тиши до рассвета;

       Подскажет нам Библия не наобум,

       Откроет событий ушедших секреты.

Газеты, журналы пойдут на растопку,

И редко какие оставить в подшивку.

Понять, что к чему, не удастся с наскоку,

Без Бога в суждениях куча ошибок.

       Отнят был ребёнок от тёплой груди,

       И плачет, и хочет, но нужно смириться;

       Он вырос и время другого родить,

       Закрыть неопознанной тайны страницу.

Я там не участник, в чужом ротозей,

А к собственной жизни пропал интерес.

Из памяти, Боже, весь мусор развей,

Чтоб вместе с Иисусом мой разум воскрес.    23.03.07. ИгЛа

Hosted by uCoz