Вопрос 3641: 24 т. Наши дедушка и бабушка строго блюли посуду и из своей чашки никогда нам не давали, если мы за время отсутствия пили из «мирской» посуды. Что-то подобное есть ли у евреев? Не про это ли мытьё посуды говорил Иисус Христос?

Ответ: Как две капли воды сие могло быть взято из Талмуда.

(Авода Зара). «Рассказывали, что Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3‑й век) не пил в домах неевреев даже воду — из соображений, что воду накрывать у них не принято (а в открытую воду мог попасть змеиный яд). Такую воду, — рекомендуют Учителя, — нельзя выливать в общественном месте, нельзя мыть ею пол, нельзя замешивать на ней глину, мыть ею руки, ноги и всё тело, особенно, если на теле есть раны, нельзя поить ею животных — ни своих, ни чужих. Кроме — кошки. Кошке разрешается дать такую воду, ибо ей змеиный яд не вредит. Это решение было принято на основе такого правила: если еврей отправляет вино, рыбий жир и солёную рыбу с самаритянином, пользоваться этими продуктами можно, если они запечатаны и печать не нарушена. Если евреи будут пить их пиво, — поясняет Рами бар Хама (Учитель Талмуда в Вавилоне, 4‑й век), — это может привести к сближению, в результате которого не исключена ситуация, что юноша из еврейской семьи захочет жениться на дочери идолопоклонника.

 И ещё рассказывают, раву Ахаю приносили пиво домой, и он пил это пиво, не спрашивая, где его взяли. Это свидетельствует о том, — подчеркивает Талмуд, что рав Папа и рав Ахай, вслед за Рами бар Хамой, объясняли запрет на пиво идолопоклонников социологическими причинами. И поскольку они пили пиво у себя дома, то и опасений “сблизиться с семьей” того или иного идолопоклонника у них не было… Но почему евреям нельзя использовать эти сосуды? Потому что, — поясняет Талмуд, — в них разливали вино, предназначенное для ритуалов служения идолам. Можно ли использовать в бытовых целях черепки от этих сосудов? — спрашивает Талмуд. Скажем, подкладывать их под ножки кровати... Можно, — говорит раби Элиэзер (один из крупнейших Учителей Мишны, 1‑й век). Нельзя, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3‑й век).

 Но ведь в случае, когда вино еврея налито в бурдюк идолопоклонника, пить его нельзя, но использовать в иных целях и вино и бурдюк — разрешается, — дают возражение на точку зрения раби Йоханана другие Учителя. Речь идёт о запрете делать из них попону для осла, — объясняет Рабан Шимон бен Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина — Высшего Суда, 2‑й век). — То есть в данном случае говорится об использовании бурдюка не по назначению, но и это запрещается. По аналогии нельзя подкладывать под ножки кровати и черепки от сосудов, принадлежащих идолопоклонникам. Когда еврей приносит в дом бурдюк идолопоклонника, — уточняет Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4‑й век), — есть вероятность, что в какой-то момент он использует его на заплатку для собственного, когда тот порвется. Здесь же Талмуд обсуждает и другое положение Мишны (см. обзор листа 29), которое запрещает пользоваться шкурой животного, если в ней есть прореха в области сердца (что указывает на то, что животное, о шкуре которого мы говорим, принесли в жертву идолу). Если дырка — круглая, шкуру использовать нельзя, — вносит свою лепту в обсуждение этой проблемы Рабан Шимон бен Гамлиэль, — если продолговатая — можно... Приводит Талмуд и такой случай. Один знатный вавилонский вельможа отобрал у евреев города Пумбедита глиняные сосуды. Держал в них вино, а потом — вернул.

Спросили евреи у рава Иегуды (амора второго поколения, великий Учитель Талмуда; 3‑й век): «Что нам теперь делать с этими сосудами». Ответил им рав Иегуда: «Поскольку такие сосуды для длительного хранения жидкости не предназначены, достаточно промыть их водой и ими можно будет пользоваться».

Можно ли пить из глиняных чаш, из которых пили идолопоклонники? — спрашивает Талмуд. «Можно», — отвечает рав Аши.

«Нельзя», — говорит раби Аси (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль; 4‑й век). Если еврею достались от идолопоклонника чаши, стенки которых покрыты белой или черной эмалью, пить из них разрешается, — вносит свои уточнения рав Звид. — Если — зеленой, пить из них запрещено. Ибо состав зеленого красителя делает внутреннюю поверхность чаш более пористой, и вино впитывается в их стенки... И еще: если на стенках чаш есть трещины, использовать их после идолопоклонников, независимо от цвета эмали, запрещается...  На нашем листе сказано, что многие Учителя в этом вопросе открывали иную грань Истины и разрешали извлекать выгоду из рыбьего жира, приготовленного профессиональным поваром-неевреем, ибо специалист не станет подмешивать в него вино. При условии, что его извлекают из той же рыбы не более двух раз, — подчеркивает Авими бар раби Абагу. — Если больше, такой рыбий жир использовать евреям запрещается. Ибо уже на третий раз в рыбе остается не так много жира и даже специалисту приходится разбавлять его вином. По этому поводу Талмуд рассказывает такую историю. В порт Акко прибыл корабль, гружёный рыбьим жиром. И раби Аба тут же отправил на этот корабль специальных наблюдателей — проследить, чтобы никто не подмешал в жир вино. «Разве до сих пор его кто-нибудь охранял? - спросил Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4‑й век). — Быть может, еще в пункте отплытия в него успели добавить вино. «За это я не беспокоюсь», — ответил ему раби Аба. «В том месте, откуда прибыл корабль, вино стоит в четыре раза дороже рыбьего жира. Это только у нас вино дешевле, чем рыбий жир. Поэтому у нас есть опасения» «Но они могли сделать остановку в порте Цор (Ливан), — заметил раби Ирмиягу, - а там рыбий жир продают по такой же цене, что и вино». «Вряд ли они избрали такой маршрут, он слишком тяжел для мореплавателей», — сказал раби Аба. На примере этого рассказа мы можем убедиться, настолько детально обсуждали наши Учителя все обстоятельства, прежде чем дать разрешение на использование того или иного продукта... В частности, выдвигают на обсуждение такой вопрос: может ли еврей использовать в бытовых нуждах навоз (скажем, в качестве удобрения), образовавшийся во дворе идолопоклонника. И дают ответ: можно использовать навоз из стойла быка, который совершил преступление и приговорен к казни (к примеру, бык убил человека и его должны забить камнями); но из стойла теленка — нельзя, ибо теленок, вполне вероятно, готовится в жертву идолам. Это правило, — отмечает Талмуд, — вытекает из положения Мишны, в котором содержится запрет на всё, что может иметь отношение к ритуалу служения идолам.

Но почему же тогда нет запрета на извлечение какой-либо выгоды из рыбьего жира, изготовленного идолопоклонниками с примесью вина (как мы знаем, принимать такой рыбий жир еврею запрещено — подробнее см. обзор листа 34)? Ведь вино — это точно известно — в таких ритуалах используется. Потому, — отвечают наши Учителя, — что в нём примесь вина незначительна. “...Мне твоя близость приятней вина...” (Танах, Шир а‑Ширим — “Песнь песней”, гл. 1, ст. 2), — цитирует раби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1‑й век). И дает этим словам разъяснение. Здесь речь идет о еврейском народе, который сказал пред Всевышним — “приятней вина Торы мне слова мудрецов Твоих”.

 Лев.10:10 – «чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». Иез.44:23 – «Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто».

 

Специалисты в каждом деле нужны,

Их ценят, больше платят и прощают;

Гид настоящий не вслепую кружит,

Глядишь, и во главе, уже начальник.

       И спорить нечего о том общеизвестном,

       Как ищем лучшего врача и друга;

       С таким, как принято, пойдём в разведку вместе,

       В беде не бросит раненным с испугу.

Жизнь переводит стрелки к небесам,

Когда решимся устремиться к небу;

Здесь для души специалист ты сам,

Не ошибиться за Христом по следу.

       К чему-то у ребёнка ранний интерес,

       Авторитетом станет много позже;

       Прославится он мастером окрест,

       Хотя по этой области, быть может, сложно.

Один в одном, а кто-то и в другом

Достигнет, может статься, и вершины.

Без знания Писанья не взойдём,

Слепцы духовные там путь не завершили.

       Главнее главного — познать спасенья путь,

       А он, тот путь, по Библии доступен;

       Не покусись, беспечный, куда-то отвернуть,

       Такой погиб, лишь на начало вступит.

Из тьмы, из леса вывести других

Дано не каждому, но ищущим свободу.

Из выведенных есть и злейшие враги,

Нас в перекрестье снайперски наводят.

       Быть затоком открытых мыслей Бога

       Есть величайшее искусство, суперценность.

       Всем сбившимся с пути укажут на дорогу,

       Снабдят инструкцией, чтоб оказаться целым.

Разряд воителя умейте повышать

По блёсткам приоткрывшихся пророчеств.

Кто по Христу примеривает шаг,

Тем самый дальний путь окажется короче.    02.04.07. ИгЛа

Hosted by uCoz