Вопрос 3646: 24 т. Какое представление о Суде Божьем у евреев, воспитанных на Талмуде, и схоже ли с нашим, христианским?

Ответ: Если по Ветхому Завету, то это и есть наше убеждение. Дан.12:2 – «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Новый Завет только более высвечивает суть. 1Фесс.4:15 – «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших». Мф.25:34 – «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

И вот как ожидают увидеть евреи:

(Авода Зара). «За три дня до праздников идолопоклонников (еврею) запрещается вступать в переговоры с ними, одалживать им (вещи) или брать у них (вещи) в долг, одалживать им деньги или брать у них деньги в долг, возвращать им долги или принимать у них деньги, отданные в долг... Далее Талмуд приводит удивительный рассказ о том, как в духовных мирах Всевышний обосновывает своё решение отказать в уделе в олам а‑ба (в мире грядущем, в Ган Эдене) тем, кто отказался принять законы Торы, то есть — идолопоклонникам. После кульминационного периода человеческой истории — возвращения всего еврейского народа в Эрец Исраэль, когда наступит эра Машиаха (мессии) и будет восстановлен (Третий) Иерусалимский Храм — и перехода в Седьмое тысячелетие, Творец мира демонстрирует всему человечеству свиток Торы и говорит: “Тот, кто искал Истину в Торе — пусть придёт и получит награду”. Тут предстал перед ним малах (ангел), олицетворяющий в высших мирах Империю Рима, и сказал: “Мы (римляне) открыли по всей империи торговые рынки, общественные бани и накопили огромный капитал (валютные резервы) из золота и серебра. И всё это мы сделали для того, чтобы евреи могли спокойно учить Тору (то есть в поисках Истины — и наша заслуга)”. Ответил ему (малаху) Всевышний: “Неужели вы так глупы (чтобы считать, что сможете Меня обмануть)? Всё, что вы создавали, старались вы для себя. Торговые рынки были нужны вам, чтобы рядом разместить публичные дома, общественные бани — чтобы самим нежиться в них, а то, что вы владели золотом и серебром — лишь видимость, ибо всё принадлежит Мне”. Услышав эти слова, малах Рима ушёл пристыжённый.

 И тут появился малах Персии и сказал: “Много мостов мы, персы, построили; много крупных городов захватили и вели множество оборонительных войн, защищая империю. И всё — только для того, чтобы еврейский народ мог спокойно заниматься Торой”. И прозвучал на это ответ Всевышнего: “Всё, что вы делали — вы делали для себя. Мосты строили — чтобы взимать пошлины, города захватывали — чтобы наложить дань для вашего императора; а что касается оборонительных войн — победа в них зависит от Меня”. Ушёл пристыженный и малах персов.

И так все народы предстали перед Всевышним, и каждый выдвигал свой довод и получал ответ, подобный тому, что получили римляне и персы. Если другие народы слышали, что Творец ответил римлянам и персам — на что же они надеялись, выдвигая свои доводы? — спрашивает Талмуд. И отвечает: каждый народ мог указать на период времени, когда он хорошо относился к евреям и надеялся, что это поможет ему оправдать идолопоклонство. И ещё спрашивает Талмуд: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия? И отвечает: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха.

 А теперь подведём некоторые итоги. 1. Строительство “материальной базы” народа (империи, государства) не может служить оправданием отсутствия связи с Всевышним. 2. Если такая связь отсутствует, любое достижение (прогресс) несёт в себе потенциал отрицательного влияния на существование человечества.

3. Хорошее отношение к еврейскому народу может быть поводом для награды в духовном мире, но не в состоянии “перевесить” поклонение любой силе, кроме — Всевышнего… Талмуд рассказывает: Сказали народы мира Всевышнему: “Но вот евреи, о которых Ты так хорошо говорил — разве были они верны Торе?”. Ответил Всевышний: “Я сам свидетельствую, что они (как народ) остались верны Торе”. “Разве отец имеет право свидетельствовать о сыновьях? — возразили на это народы. — Ведь сам Ты указал в Торе — Сын мой, первородный — народ Израиля” (Шемот, гл. 4, ст. 22). Согласился с ними Всевышний и произнёс: “Пусть Небо и Земля свидетельствуют о них”. Но и на это возразили народы: “Небо и Земля — необъективные, заинтересованные свидетели. Ибо сообщает пророк Иермиягу — “Если бы не Мой Союз (с евреями, т.е. — Тора), который выполняется и день и ночь, Я бы не определил законы (Природы) Неба и Земли” (гл. 33, ст. 25). И с этим согласился Всевышний и сказал: “Среди вас самих есть свидетели, что евреи всегда оставались верны Торе”. Далее в Талмуде перечисляются имена известных людей (неевреев) разных поколений, на глазах которых отдельные евреи проявляли абсолютную верность законам и идеалам Торы. И среди прочих называет имена Нимрода (он же — император Хаммураби), Невухаднецара (император Вавилонии), Дарьяваша (Дарий Второй — император Персии) и т.д. Но народы отказались “признать поражение” и сказали: “Правитель мира! Дай нам ещё шанс, и мы будем соблюдать (на этот раз) законы Торы”. Ответил им Всевышний: “Неужели вы настолько глупы? Только тот, кто трудился все шесть дней недели, может подготовить всё необходимое для празднования Шаббата (седьмого дня)”.

 То есть Он сказал им, что в их распоряжении были шесть тысяч лет от сотворения мира, но они не выполняли Волю Творца. Как же могут они надеяться перейти в седьмое тысячелетие — на удел в будущем мире. И всё же Всевышний решил не лишать их шанса на исправление и сказал: “Есть в Торе одна заповедь, не требующая даже материальных жертв. Идите и попробуйте исполнить её. Заповедь эта — построить сукку (простенький шалаш с ветками вместо крыши) и сидеть в ней семь дней праздника Суккот”. Не мешкая, отправились народы строить, и каждая семья сделала для себя сукку. Сели все, каждый — в своей сукке, и тут температура воздуха повысилась, и стало так жарко, как в самые знойные летние дни (иногда бывает такое в Эрец Исраэль, несмотря на то, что праздник Суккот наступает обычно в конце сентября — начале октября). Но крыша сукки по правилам — “дырявая” и от жары не защищает. Встали все и, “хлопнув дверями” своих шалашей, скрылись в прохладных домах. Так что не удалась и “вторая попытка” принять и выполнять законы Торы. Но ведь и по законам Торы, если человеку мучительно находиться в сукке (из-за дождя, холода или жары), он имеет право, даже — обязан (!) покинуть ее? — спрашивает Рава (величайший Учитель Талмуда, 4‑й век). Безусловно, при неблагоприятных обстоятельствах еврей уходит из сукки, — объясняет Талмуд. Но разве “хлопает он при этом дверью”? — Нет, он уйдёт из сукки, опустив голову от стыда, что возникла ситуация, лишившая его возможности выполнить заповедь.

 Этот рассказ Талмуд заканчивает так: “Когда произошло (с народами мира) то, что произошло, впервые воцарилась радость на Небе”. Подводя итоги, разъясним значение финальной фразы рассказа. От сотворения мира и до того момента, причины — почему был избран еврейский народ, не были очевидны и ясны “всему Творению”. Более того, всегда существовали те или иные основания для сомнений в справедливости решения Творца именно на евреев возложить самую ответственную миссию в истории человечества. И это “бросало тень” на справедливость всего Устройства мира. Но после этого длинного диалога в духовных мирах (мы привели здесь лишь его часть), Высшая Справедливость стала ясна всему Творению, что и позволило завершить период материалистической истории человечества... Отметим, что речь идёт о нашем будущем, но в высших мирах оно уже существует. Поэтому Талмуд рассказывает о нём в прошедшем времени…

В Танахе, в частности, сказано: “И будет в тот день — Я попрошу уничтожить все народы...” (книга пророка Захарии, гл. 12, ст. 9). К кому Всевышний обращается с просьбой? — спрашивает раби Александри. И объясняет: здесь имеется в виду, что Всевышний попросит у народов списки их заслуг; если заслуги найдутся — народ будет спасён, если заслуг не найдётся — народ будет уничтожен. Талмуд подчеркивает, что, выражая свою Волю, Всевышний особый счёт предъявляет к евреям, как сказано в Танахе: “Грех, грех, грех возложу...” (книга пророка Иехезкеля, гл. 21, ст. 32). Что это значит? Раскрывая смысл этой фразы, Талмуд говорит, что евреи будут получать наказание за каждое нарушение заповедей. Но и соблюдение мицвот (заповедей), даже незначительное, будет занесено в общий счёт заслуг. И если будут евреи молиться — придёт к ним спасение.

 Записано в Танахе: “Я сказал — выкуплю их, а они говорили про Меня ложь” (книга пророка Ѓошеа, гл. 7, ст. 13).

Талмуд разъясняет эту фразу так: евреи, теряя своё имущество (ложно) утверждали, что Всевышний оставил их, но, по Воле Творца, они лишались материальных благ — во искупление, ещё в этом мире, их проступков, чтобы удостоились они удела в Будущем мире. Разъясняя смысл пророчеств в Танахе, Талмуд рассказывает такую историю. Было, что в присутствии неввреев прославлял раби Абаѓу (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль; начало 4‑го века) рава Сафру, говоря, что он — признанный и великий мудрец. Эти слова так подействовали на аудиторию, что рава Сафру на 13 лет освободили от уплаты налогов. Однажды встретил рав Сафра группу идолопоклонников, и они попросили его растолковать им смысл фразы: “Только вас я знал из всех семей земли, поэтому взыщу с вас за ваши проступки” (Танах, книга пророка Амоса, гл. 3, ст. 2). — Разве будет кто-либо, даже в гневе, наказывать своего самого близкого друга? — недоумевали они. Но ничего не ответил им рав Сафра, промолчал. Тогда накинулись они на него и стали над ним издеваться. Шёл мимо раби Абаѓу и, увидев отвратительную сцену, спросил: «Почему вы издеваетесь над ним?» Ответили они ему:

«Ты говорил, что он — мудрец, а он не может разъяснить нам даже фразу из пророков». «Я подразумевал, что он — большой специалист в Талмуде, но про Письменную Тору ничего не говорил», — сказал им раби Абаѓу, пытаясь оградить коллегу от хулиганов. «Тогда ты объясни» — обратилась эта группа к раби Аба у. «Приведу вам пример, — начал своё объяснение раби Абаѓу. «Некий человек дал двоим людям деньги в долг. Один из должников был его другом, другой — врагом. С друга он взыскивал долг понемногу, а с врага хотел получить сразу всю сумму... Так и Всевышний. С евреев он взыскивает за каждое нарушение, чтобы не получили они сразу тяжкое наказание... Сказано в Торе: “Недостойно Тебе делать так — убивать праведника вместе со злодеем” (Берешит, гл. 18, ст. 25). Говорил Авраам Всевышнему: недостойно убивать и праведника и злодея. Но ведь и в Танахе написано: “И уничтожу в народе твоём праведника и злодея” (книга пророка Иехезкеля, гл. 21, ст. 8). Речь идёт о неполных праведниках, — объясняет Талмуд. — И получают наказание даже те, кто выполняет заповеди Торы. За то, что могли остановить других, воспрепятствовать их нарушениям, но не остановили. Рассказывает Талмуд и такую историю:

 Знали мудрецы, что Всевышний гневается в три первых часа после восхода солнца, когда у петуха белеет гребешок. И вот как-то раз решил раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3‑го века) проклясть одного иноверца, который уж очень ему докучал. Взял он в руки курицу и стал ждать, когда побелеет её гребень. Ждал-ждал, да и задремал — как раз когда наступил нужный момент. «Милость Всевышнего распространяется на все Его создания, — говорил он потом. — Дурное задумал я, и Творец этого не допустил». Всевышний гневается утром, когда цари земные возлагают на головы короны и поклоняются солнцу, — объяснял раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны; 2‑й век). Не стоит в одиночку читать в первые три утренних часа праздника Рош а‑Шана молитву Мусаф, — говорит рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4‑го века). — Ибо как раз в это время все создания предстают перед Судом, и вина одиночки может перевесить его заслуги. Но тогда, быть может, и в общем собрании евреев не следует читать эту молитву в это время? — задается вопросом Талмуд. И отвечает: много людей — много и заслуг, и проступки отдельного человека не перевесят их число... Мы должны быть благодарны нашим праотцам за их проступки, — отмечает Реш Лакиш (ученик, а позднее — коллега раби Йоханана; великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3‑й век). — Если бы они не ошибались, мы не появились бы на свет. То есть, если бы они не грешили, люди, подобно ангелам, не могли бы рожать детей. В Торе есть такая фраза: “...Это — книга истории Адама”. Разве у Адама была книга? — спрашивает Талмуд. И объясняет: Всевышний показал Адаму последующие поколения и Учителей Торы и, когда дошёл до раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2‑й век), порадовался его глубоким познаниям в Торе и опечалился по поводу его смерти. И сказал тогда Адам: “И мне дороги приблизившиеся к Тебе, Всевышний” (Теилим, гл. 139, ст. 17). Не придёт сын Давида (Машиах), пока не спустятся с Небес в тела все души, — говорит раби Йоси (ученик раби Акивы, великий Учитель Мишны; 2‑й век). То есть Машиах не придёт до тех пор, пока не родятся все поколения сынов Израиля. Талмуд обсуждает позицию, суть которой состоит в том, что создание золотого тельца привело в мир смерть. Евреи приняли Тору для того, чтобы ангел смерти обрел власть над ними, — говорит раби Йоси. Применив метод сравнительного анализа, Талмуд приходит к выводу, что слово “смерть” в данном случае обозначает четыре “дефекта”, которые могут быть у людей. Это — бедность, слепота, проказа и бездетность». 2Кор.5:10 – «ибо всём нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое». Иоан.3:36 – «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём».

 

«Страшный Суд!» – говорим,

А живём мы на этом свете,

Краской лжи наложивши грим, пожилые и малые дети,

Если верим, что Суд, окончательный приговор будет.

Дело каждого там принесут, и по правде законной рассудят.

Ангел Божий по небу летит, Кодекс жизни он держит в руках,

По нему нам и надобно жить, Чрез него наученье и страх.

Это слово – святой благовест, Словом проповеди звучит,

Им прикрыт усталый пловец, Для него он - и меч, и щит.

«Страшный Суд» – говорим, А живём мы на этом свете,

Если с жизни сорвать весь грим,

То суда будто вовсе и нету.                       Тюрьма. 1980 г.

Hosted by uCoz