Вопрос 3648: 24 т. Так много говорят евреи и мусульмане про идолов, что даже боязно делается, когда подумаешь, что если они наши иконы считают идолами, то скольким же людям путь ко Христу закрыли иконами? Нельзя ли было как-то это учесть?

Ответ: Попытки были, но всех, кто желал это учесть, объявляли бесповоротно иконоборцами, а самых нетерпимых зищитников иконопочитания провозгласили святыми. Но когда уже учение об идолах вкоренилось в мировые религии в иудаизм и мусульманство до основания, то сегодня туда приходят миссионеры и без икон, их уже никто и слушать не желает. Если судить по иконам и статуям и по монашескому созерцанию, то самая близкая религия православным – буддизм.

(Авода Зара). «Почему же тогда большинство Учителей дают евреям возможность действовать избирательно, выделяя отличительные черты скульптур, которые, скорее всего, надо отнести к категории идолов? Потому что идолы составляют лишь небольшую часть из общего количества скульптур, — разъясняет Талмуд эту позицию. — И нет необходимости из-за отдельных экземпляров запрещать всё. Тут Талмуд вносит существенное уточнение: дискуссия раби Меира с другими Учителями касается статуй, которые ставятся в городах, где большинство из них служат украшением. Совсем другое дело — деревни идолопоклонников. Встреченная там скульптура почти наверняка — идол. Ибо сёла украшать изваяниями не принято. Жрецы Дагона, — говорит он, — не ступали более на порог храма как раз потому, что они “разочаровались” в разбитом идоле и начали поклоняться порогу, на котором они нашли осколки, считая, что божество “переселилось” в порог. А поскольку разбитый идол утратил статус божества, использовать его осколки евреям разрешается.

К примеру, отлитое из металла изваяние не разломано на куски, но — лишь деформировано ударом молота. Если удар нанесён евреем, использовать в любых целях скульптурное изображение этого идола категорически запрещается. И разрешается — если удар нанесён идолопоклонниками, “развенчавшими” культ своего божка. Ведь, намереваясь деформировать изваяние идола, еврей может взять скульптуру в руки, поднять, оторвать от земли, что, по сути, будет считаться “приватизацией”, то есть еврей, по еврейским законам, становится хозяином этого идола...

Раби Йоханан ссылается на высказывание раби Йоси (великий Учитель Мишны; 2‑й век), который говорил, что еврей не должен даже овощи выращивать под деревом, которое посажено идолопоклонниками, чтобы поклоняться ему. Ибо его листва, опадая осенью, удобряет почву и выходит, что хозяин овощей использует идола, извлекая из него пользу. Держать у себя в доме и показывать другим изображение солнца, луны, звёзд можно, — добавляет Талмуд, — если это используется в учебных целях. В Танахе сказано: “...И взял Давид корону с головы Малькама (идола Амона), и вес её — талант золота... И водрузил на голову свою...” (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 12, ст. 30).

Как же он мог воспользоваться короной идола? — спрашивает Талмуд. И объясняет: специальная процедура, проведённая Итаем а‑Гити, уничтожила идола, и он превратился в “пустое” изваяние. Попутно Учителя обсуждают возникший по ходу исследования вопрос: как же мог Давид водрузить на голову столь тяжёлую по весу корону. Он не надевал её, просто она подходила ему по форме и размеру, — говорит Рав (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3‑й век). В короне Давида был камень, который, как магнит, притягивал корону Малькама, — говорит раби Йоси бар Ханина (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, вторая половина 3‑го века). Однако другие Учителя объясняют это явление иначе: в короне Малькама был драгоценный камень, который стоил как талант золота, а сама корона не была тяжёлой...

 Можно ли брать камни с горы, которой служат идолопоклонники, для строительства мизбеаха (в приблизительном переводе на русский — жертвенник; специальный постамент, на котором совершались приношения) в Храме? — выдвигает на обсуждение вопрос Рами бар Хама (великий Учитель Талмуда в Вавилоне - 4‑й век). Рава (величайший Учитель Талмуда четвёртого поколения; 4‑й век), исследуя этот вопрос, проводит сравнительный анализ фрагментов Торы и находит аналог. Он цитирует фразу, где сказано: “...Не приноси деньги блудницы и те, что выручены за собаку, в Дом Всевышнего” (Дварим, гл. 23, ст. 19).

 Здесь речь идёт о деньгах, которые можно тратить на другие цели, но приносить их в Храм нельзя. Согласно принципу каль ва хомер (от простого к более сложному), тем более нельзя что-либо строить в Храме из камней с горы, которой поклонялись как идолу, — делает вывод Рава. Взяв за основу положение Мишны, позволяющее еврею пользоваться самой горой, сын раби Йоханана, выделяет одну из главных её особенностей, — она руками человека не создана. Камни изначально были необъемлемой частью горы, и о них тоже нельзя сказать, что они — произведение рук человека. Значит, их можно использовать. Но, отделившись от горы и скатываясь вниз, они становятся самостоятельными объектами, не связанными с основным горным массивом... — возражают другие Учителя. Применяя в своём исследовании метод сравнительного анализа, сын раби Йоханана отождествляет случай с камнями с ситуацией с живущими в горах животными, использовать, к примеру, шкуры которых разрешается.

 Но ведь написано в Торе: “И не вноси скверну в дом свой...” (Дварим, гл. 7, ст. 26), — отмечает сын раби Хии. — А камни с горы, которая служит идолопоклонникам объектом поклонения, тоже — “скверна”, и приспосабливать их для каких-то своих целей евреям нельзя. Затронув тему Храма, Рами бар Хама попутно задает другой вопрос: можно ли приносить в Храм минху (мучное приношение), изготовленную из зерна колосьев, которые, связанные в сноп, были объектом служения в ритуалах идолопоклонников? Талмуд исследует проблему методом сравнительного анализа. И поначалу принимает в качестве аналога ситуацию с животными. Известно: если животное имеет какой-либо дефект, не только оно само, но и его детёныш не могут быть приношением в Храме. Зерно в определённом смысле тоже — порождение колоса... В конце концов, в результате детального анализа биологических и других процессов, Учителя дают заключение, что ситуация с животным как аналог для разрешения вопроса о мучном приношении — не подходит. Плод формируется в утробе матери (животного с изъяном) и появляется на свет, вполне возможно, частично унаследовав ущербность матери. Зерно же — до момента изготовления минхи — претерпевает ряд существенных изменений, подвергаясь поэтапной обработке. Поэтому, — делает вывод Талмуд, — зерно из снопа, которому поклонялись, пригодно для того, чтобы размолоть его в муку для минхи... Если объектом поклонения было животное, можно ли из его шерсти, — спрашивает рав Папа (амора, Учитель Талмуда 5‑го поколения, конец 4‑го века), — прясть голубые нити для цицит (кисти на краях одежды; по законам Торы, прикрепляются к некоторым видам одежды), из его рогов — делать храмовые трубы, из костей ног — флейты для игры в Храме, а из жил — струны для храмовой арфы? Ответ на этот вопрос, — поясняет Талмуд, — зависит от того, как мы понимаем смысл звучания музыки в Храме. Если считать выполнением заповеди — пение, а аккомпанемент — лишь средством достижения более совершенного звучания, ответ будет утвердительным. Если же и игру на музыкальном инструменте рассматривать как исполнение заповеди, части ритуального животного использовать для изготовления труб, флейт и арфы — нельзя.

 Почему же нет единого мнения по поводу посадки овощей под ашерой? — спрашивает Талмуд, приступая к анализу последней части Мишны. И объясняет: потому что у этой проблемы как бы две стороны. С одной — овощи произрастают из земли и с деревом совершенно не связаны. С другой — крона дерева защищает их от солнечных лучей (это уже — извлечение пользы; поэтому Мишна и разрешает сажать в таких местах овощи только зимой), а листья, опадая на грядку, создают в почве более благоприятную среду для развития корней растений. В Мишне листа читаем: Если на территории, отведённой для поклонения идолу, размещается сад или баня, за плату ими нельзя пользоваться, но бесплатно — разрешается. Если у бани — два владельца, и один из них не связан с поклонением (этому) идолу, баню за деньги посещать разрешено.  Поясним, что, находясь в египетском рабстве, евреи построили для себя в Египте некое подобие Храма и проводили в нём ритуалы служения Всевышнему. Это помещение и получило название — дом Хонио. И мы понимаем, что, совершая приношения в этом доме, евреи нарушали запрет на приношения вне Храма. Как уничтожаются мистические свойства идола? Отрубил (идолопоклонник) край уха или палец, или нос... скульптурному изображению идола, (можно быть уверенным), что его магия уничтожена. Если (идолопоклонник) плюнул ему в лицо или облил его нечистотами или проволок его (какое-то расстояние по земле), мистические свойства идола сохраняются... Как расценивать ситуацию, когда идолопоклонник продал идола и отдал ростовщику в качестве залога? — спрашивает Талмуд. Это будет отменой его мистического статуса, — говорит Раби (великий раби Иегуда а‑Наси — редактор текста Мишны, начало 3‑го века). В нём останется та же сила, что была до этого, — говорят другие Учителя. В случае продажи речь идёт о ситуации, когда идолопоклонник заведомо предполагает, что покупатель в своих целях “разберёт” этого идола на куски, — уточняет Раби. Читаем: Если идолопоклонники, переселясь в другое место, бросили идола, не взяли его с собой, в мирное время это рассматривается как отмена его ритуального значения. Если то же произошло в военные времена или в момент, когда идолопоклонникам грозила реальная опасность (когда можно предположить, что они просто забыли его в панике), это — не свидетельство отмены его мистической силы. Такого идола запрещено использовать в каких бы то ни было целях.

 Приводит Талмуд и такую историю. Однажды еврейский мыслитель Зунин спросил у раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2‑й век): — Чем объяснить это явление — больной человек обращается к идолу, просит о выздоровлении и возвращается домой исцелённым? Ведь мы оба знаем, что идолы — не более чем обыкновенные скульптуры... Всевышний, казалось бы, не должен допускать, чтобы люди думали, что идолы имеют какую-то власть... В ответ раби Акива рассказал ему случай из жизни: — Жил в некоем городе человек. И все в округе, зная, что он отличается безукоризненной честностью, оставляли ему свои вещи на хранение без свидетелей. И только один не доверял ему и, относя в его дом что-то на хранение, обязательно брал с собой свидетелей. Однажды этот “недоверчивый” житель города, быть может, второпях пришёл со своими вещами один... Жена человека, который брал у людей вещи на хранение, предложила мужу наказать “недоверчивого” и на этот раз присвоить то, что он принёс. Но муж не согласился “Из-за одного глупца я не буду жертвовать репутацией”... Что же происходит с болезнью, когда идолопоклонник идёт к идолу? — продолжал раби Акива. — Больного лечили врачи, он принимал лекарства, и он должен был выздороветь в определённый момент. Казалось бы, в наказание за то, что он обращается к идолу, его следовало бы оставить больным. Но Всевышний ради него не нарушает естественный ход событий. А выздоровление после посещения идола — простое совпадение».

 Деян.17:16 – «В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов». 1Пет.4:3 – «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению». 1Иоан.5:21 – «Дети! храните себя от идолов».

 

Так будет ли конец изобретеньям,

Конец стихам, и тонн макулатуры?

Святая Библия сияет среди терний,

Всё остальное сбросит Бог, как в урну.

       Представишь, сколько же газет, журналов

       Выходит ежедневно, ежегодно

       И в розницу, и оптом, и навалом, —

       Так мало из того для дела годно.

Престижно слыть всезнайкой, эрудитом,

Артистов знать до энного колена.

Но лишь Божественным не навредит нам

И не накроет сиюминутным, тленным.

       Для снайпера сто метров — не предел,

       Изобретут межконтинентальный грохот;

       Ракета бьёт прицельней бывших стрел,

       Не городам, а континентам охать.

Изобрели на ужас, на погибель

Лекарства похотливым жеребцам,

И ржут бесстыжие, безуздые кобылы,

Венерию, СПИД зачем же отрицать?

       Над колбами колдуют чародеи,

       Бациллы новые всё ядовитей прошлых.

       Правители-масоны порадеют,

       Четыре миллиарда вдруг изгложут.

Но если разум Бог не осияет,

Не даст сродниться с пренебесным страхом,

Как петухи столкнутся же носами –

С орбиты шар, как голова на плахе.

       Без электричества мы никакие вовсе,

       Но в сердце синусоида в крови от биотоков;

       Тела остывшие, историю Бог сбросит,

       А мать-земля от кровушки промокнет.

Смиренно, нараспев бубню Псалтирь,

В читаемое втиснуться пытаюсь;

Из Гефсимании и Вифлеема мир…

Премирно завершить бы нашу старость.        28.05.07. ИгЛа

Hosted by uCoz