Вопрос 3664: 24 т. Евреи утверждают, что они — единственная нация, у кого нет неграмотных. И  как с этим обстояло у них раньше?

Ответ: (Бава Батра). «В Мишне читаем: Если один из жильцов открыл во дворе (свой) магазин, любой другой жилец имеет право ему это запретить, ссылаясь на то, что покупатели мешают ему отдыхать. Однако любой жилец (у себя дома) может заниматься ремеслом и продавать на рынке свою продукцию, и никто (из соседей) не имеет права запретить ему это, сказав: «удары молотка или шум (ручной) мельницы мешают мне отдыхать». И также не имеет права сказать: «голоса детей (школьной группы) мешают мне отдыхать»...

Талмуд приступает к обсуждению последней фразы Мишны, касающейся школьного образования. И мы узнаём, что еще в 1-м веке до н.э. Иегошуа бен Гамла (Учитель и коэн) постановил: в любом городе Израиля всем детям, начиная с шести лет, должны обеспечить возможность получить образование. И, конечно же, каждого из нас, переполняет чувство гордости — в нашем народе всеобщее образование существует вот уже 2100 лет.

Но история нашего народа гораздо длиннее. Свыше 3300 лет. Как же обучали детей на Земле Израиля первую тысячу лет?

Конечно же, обучение существовало всегда. Но учителями были отцы, которые обучали собственных детей. Впрочем, были и отдельные детские группы, где преподавал учитель. Однако образование не было всеобщим. Обучение в семье, разумеется, имело свои преимущества. Но, с другой стороны, далеко не каждому отцу хватало образования и времени, чтобы учить детей на достаточном, пусть даже минимальном, уровне. Попутно Гемара преподаёт педагогический урок, рекомендуя интенсивное обучение. При этом, если ребёнок отвлекается на детские забавы, допускает и телесные наказания, правда, лёгкие. Если наказания не помогают, ребёнок все равно невнимателен и плохо учится, исключать его из школы нельзя, — наставляет Гемара, — он должен оставаться в кругу товарищей, ибо потом, так или иначе, под влиянием соучеников и учителя, он исправится. Приводится здесь и уточнение. Если дети шумят, изучая Тору, жители домов, окна которых выходят на общий двор, где находится школа, не могут пожаловаться, что им мешают громкие детские голоса. Если же дети шумят на уроках по другим дисциплинам — скажем, на уроке математики — жители соседних домов вправе сказать учителю: «Проводи занятия вне двора». Далее Талмуд поднимает и такую сложную проблему, как увольнение учителя. Не за то, что он плохо работал, а просто, чтобы нанять другого, лучшего. Гемара делает вывод, что подобные увольнения вполне допустимы, ибо конкуренция в среде учителей повышает образовательный уровень общества. Более того, Талмуд устанавливает определенное Равой правило: следует считать, что с первого дня работы школьный учитель предупреждён — если будет плохо работать, его могут вскоре уволить. Возникает вопрос: почему по отношению к учителям проявляется такая жесткость? Талмуд отвечает: ошибки учителей, если их не исправлять, могут закрепиться в сознании школьников. А обучение детейнаивысшая ценность и требует особого внимания». Вопрос: чему учить? Пр.4:1 – «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму». Деян.4:18 – «И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса». Деян.5:28 – «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека». Деян.5:42 – «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе».

 

Успешным ли считать пропащий труд,

Осколками усыпавший дорогу?

Сожжён с надеждой выстроенный сруб,

И свадебный костюм сменил на робу.

       Мечты о счастье, честном и доступном

       Несбыточны, остались на бумаге.

       Шторм  на косу забросил наше судно,

       И капитан  несчастнее салаги.

Но если вскрыть панно и панораму,

Вселенскую развёрстку эпопеи,

Тогда узналось бы, не показалось странным,

Богатством засчитались бы копейки.

       О нас у Бога собственный расклад,

       И брошен жребий, явно, до рожденья;

       Каракули, которым был не рад,

       Подтянут позже к нынешнему пенью.

И ни за что не стоит поручаться,

Тем более под клятву подводить;

В отвергнутом, быть может, наше счастье,

Глоток спасительный сверх чаянья воды.

       У Господа, у Бога Саваофа

       Записаны все дни моих скитаний,

       И почему смоковница усохла,

       И что с лозою  одичавшей станет.

Доверие моё  да будет безграничным

К тому, что проявляется туманно

Пока что только в непонятной притче, –

Пусть толкованье только не обманет.

       А за успех, конечный результат

       Ручается Господь, Верховный Пастырь.

       Моё доверие поможет мне восстать,

       Он на укус змеи наложит пластырь.

В десятый раз изломанной судьбе

Бог заново закладывает сад.

Не нужно о несбывшемся скорбеть,

Смотри вперёд, не возвращаясь вспять!          25.08.07. ИгЛа

Hosted by uCoz