Вопрос 2130:  8 т. Какое  место Писания повелевает дерзить гонителю, чтобы добровольно быть умерщвлённым? Разве  это не разновидность самоубийства?

Ответ: Церковь это не одобряет. Нужно скрываться, а если Бог допустит, то переносить мужественно страдания. Мф.10:23 – «Когда же будут гнать  вас в одном городе, бегите в другой». Мф.2:13 – «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».  2Кор.11:32 – «В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук».

Киприан Карфаг. - 31 авг.  «Но так как время подвигов святого Киприана ещё не наступило, то он решил удалиться на время из Карфагена, дабы своими увещаниями и наставлениями из неизвестного язычникам места поддерживать веру христиан и побуждать их твердо исповедывать имя Христово. Решив удалиться на время из Карфагена, Киприан написал своим пресвитерам и диаконам, а также и предстоятелям Церкви римской послание. В этом послании Киприан сообщал, что он удаляется из Карфагена для того, чтобы его присутствие не усилило еще более ярости гонения, что, хотя и отсутствуя от своей паствы телесно, он присутствует с нею в Господе, что он написал тринадцать посланий для утешения сильных, ободрения слабых, для устранения разного рода нестроений в церковной внутренней жизни и для успокоения душ колеблющихся.

Киприан так объяснял свой поступок: «Первая степень победы состоит в том, чтобы исповедывать Господа после взятия руками язычников. Вторая степень славы состоит в том, чтобы благоразумным удалением спасти себя для Господа. Одна есть - всенародное исповедание, другая - частное. Одна побеждает гражданского судию, другая - благоприятнее Богу, как Судии, ибо поддерживает чистую совесть в непорочности сердца. В одном случае обнаруживается более живая твердость, в другом - более уверенная осторожность. Один, когда приближается час его, оказывается уже созревшим для смерти, для другого, быть может, она отсрочена, - для того, например, который, оставив свое наследие, удалился по той именно причине, чтобы ему не отпасть, но несомненно исповедывал бы себя христианином, если бы и он был также взят (язычниками)».

  Без сомнения, своим временным удалением Киприан оказал Церкви более высокую услугу, чем мог бы оказать её сразу же принятым мученичеством.   замечает: «Представим себе, что он (Киприан) тогда (т.е. тогда, когда бы не скрылся из Карфагена) удостоился мученической кончины... Кто бы научил падших покаянию, еретиков - истине, расколоучителей - единству, чад Божиих - сохранению мира и молитве?»… Но были и такие христиане, которые не выносили мучений и приносили жертвы, или курили ладан идолам, или за деньги покупали у градоначальников  записки, в которых означалось, что они приносили жертвы идолам и отреклись от Христа, хотя этого не было на самом деле. Некоторые даже добровольно без всякого требования приносили жертвы богам языческим. Других языческие судии, с наступлением ночи, отпускали домой и не понуждали к жертвоприношению, но они сами просили дозволения принести жертвы в вечернее время, не отлагая их до другого дня. Много было и таких, которые склоняли друзей своих к отречению от веры христианской, какое совершали сами - обстоятельство, причинившее немало огорчений святому Киприану».

 

Всё, что другому умно говоришь,

Примеривай на свой хребёт, рубеж.
   Нас окружают часто дикари,

То просто беспокойство, то грабёж.

       Как хорошо жить  и не среди зверья,

       Подсиживаний подлых избежать.

       Жить по-семейному, друг другу доверять,

       И вместо голубя не обрести ежа.

Мне нравится порядок, чистота

За письменным столом и за оградой.

Язык не наворочал бы, как кучи у крота,

Рыбачить так уж с братом, а вовсе не с пиратом.

       Но кое в чём мой узок окоём -

       Не досмотрел, что рядышком, под носом;

       Когда вдвоём мы песню допоём,

       Окажется, сосед проткнул уже колёса.

Не доверять, что можно, под кровать,

Загнать к крыльцу и на ночь под окошко;

На богослужении бы носом не клевать.

Что мнение чужое – мне от своих-то тошно.

       Стараться дать совет, письмо-ответ,

       Чтоб было всё в согласии со словом Иеговы.

       Хочу, чтобы и мне, как брат был мой сосед,

       Не в службу, в дружбу помогать готовый.

«Не пожелай другому, чего себе не хочешь», –

Вот золотое правило святых.

Лукавость истреби, живи как можно проще,

И Бог поможет нам достигнуть высоты.

       А как ему, будь на моём он месте?

       Мы целое одно, в одной ячейке.

       Не начинать войну, не будет и арестов,

       Христовы мы, не скажешь, что ничей ты.

Со мною поступать, как с ними я?

Ого! Да сразу же протянешь ноги.

Не этим мудра хитрая змея.
  Не погуби себя, показываясь строгим.           ИгЛа 27.9.03

Hosted by uCoz