Вопрос 1801: 7 т. Какие жития наиболее нравятся Вам, которые схожи с тем, что Вы делаете, что проповедуете?

Ответ: Предисловие к житиям: Читателям предлагаются ответы на вопросы по житиям святых.

Совершенно очевидно, что в житиях святых мы можем найти много образцов для подражания, но и много того, чему подражать ни в коем случае нельзя. Далеко не всякий способен самостоятельно отделить доброе от злого, поэтому имеет смысл делать серьезный вдумчивый разбор в соответствии со Священным Писанием того, чему можно подражать, а что является немощью человеческой, или заблуждением, или грехом в жизни того или иного подвижника веры, прославленного Церковью, ибо, по словам св. Климента Александрийского: «Люди, склонные к поиску наиболее совершенного, никогда не признают что-либо истинным прежде, чем найдут подтверждение тому в Писании». Естественно, что взявший на себя это великое дело человек должен хорошо знать Священное Писание, Жития святых, иметь большую веру и любовь к Богу и ближнему, а также обладать честным, смиренным, сильным умом, чтобы четко, логически ясно показать истину и заблуждения. Такой человек должен стараться исполнить в своей жизни слова ап. Павла: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16).

Триста лет (1705 г.), как «Жития святых», составленные митрополитом Ростовским Димитрием, читаются верующими. Сами же «Жития» составленные в более ранний период, хотя  не так полные были и раньше, но на них учились жить, подражать им, и это не только в России, где для многих эти «Жития» – «Четьи-Минеи» – были настольной книгой. В это самое время Слово Божие, Библия не было распространено в народе. Синодальный перевод Библии на велико-русском разговорном языке появился только в 1876 году.

 Каждого из рожденных Бог будет судить на Страшном Суде не по «Житиям» и ни по каким другим книгам, а только по Слову Своему, то есть по Святой Библии. Значит, по ней и нужно сверять все свои действия и шаги. Во свете Библии многое в житиях противоречит словам Спасителя Христа Иисуса и откровению Божию о людях.

 Приведенные места Священного Писания дают нужный настрой; во свете этих слов и нужно хорошо ознакомиться с «Житиями», чтобы брать за образец подражания только то в житиях, что сходится всё со Священным Писанием.

Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Иоан.12:48 – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Прит.30:6 – «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом».

Откр.21:8 – «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою».

Гал.1:8-9 – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Прит.28:9 – «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость».

Ис.8:20 – «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света».

Иоан.14:23 – «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

Иоан.15:27 – «а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».

 Деян.1:8 – «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Рим.11:6 – «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело».

Гал.2:6 – «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека».

Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю».

Рим.10:2-4 – «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».

Иер.23:28 – «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь».

2Фесс.2:2 – «Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного».

Иер.14:14 – «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего». Иер.23:21 – «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали».

1Цар.15:23 – «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя».

Иоан.15:27 – «Также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».

 

Те, где люди похожи на людей, где в основу берут Слово Божие и мудрость от Бога. Иак.5:17 – «Илия был человек, подобный нам». Евр.4:15 – «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».

Феодор Студит – 11 нояб. – «Если же некоторые и роптали на него, то он не обращал на то внимания, ибо не на то он взирал, что о нем говорят ропщущие, но заботился о том, дабы деятельность его сделалась угодной Богу».

Минодора – 10 сент. «Познание об Иисусе Христе, распространяемое в мире проповедью о Нем, Ап. Павел сравнивает с благоуханием мира. Как в Ветхом Завете сосуды священные и служители скинии, помазываемые миром, распространяли вокруг себя благоухания, так в Новом Завете Апостолы, будучи как бы сосудами благовоннейшего мира познания Христа, были исполнены благоухания и, проповедуя о Христе, распространяли это благоухание повсюду…. Господь наш Иисус Христос одержал победу над начальником зла и оставил нам пример отражать искушения диавольские победоносным оружием слова Божия».

Иустин Фил. – 1 июнь. «Пробыв в Ефесе довольно времени, он снова возвратился в Италию и, по примеру Апостолов, всюду в пути проповедывал Христа, обращал путем прений к святой вере иудеев и еллинов и утверждал в ней верных».

Киприан Карфаг. 31 авг. «Одежды носил он ни слишком богатые, ни слишком убогие, ибо святой избегал гордости и превозношения, но не желал подвергать бесчестию и сан архиерейский. Характер его был весьма сдержан: он был ни слишком суров, ни слишком мягок и кроток сверх меры; где нужно было наказать, там он, хотя и милостиво, являл гнев свой, почему был всеми уважаем и почитаем. Кроме сего, святой Киприан являл великое милосердие и сострадание ко всем обиженным и бедствующим: он был помощником сиротам, странникам, нищим и больным».

 

«Незаменимых нет»! – как всюду говорят,

Подчёркивая важность индивида.

Но отошел боец… и рухнул целый ряд;

Нет миротворца; и кипят обиды.

     Хотя один не воин среди поля...

     Но умер вождь, и вдовами все жёны;

     Харизма – есть, особенная доля,

     Уметь лечить смертельно прокажённых.

Как надо их хранить, ценить, благоговеть,

Когда они живые среди нас.

Они летят… увы, бойцов недолог век.

Высок ли Павел был? А может коренаст?

     Да, не смогли спасти: Самсона уберечь,

     От пули Пушкина закрыть бы чем попало;

     Остановить над Павлом уже сверкнувший меч,

     За Достоевского пойти в его опалу.

При жизни оценить чудесный бриллиант,

Заложенный в пращу – в Библейскую оправу.

Вопросы за вопросами мог поднимать атлант,

Кривое, левое – всё выпрямляя вправо.

     Жезл Моисея – память погибшим с фараоном -

     Кадильниц обожжённых кощунники коснутся.

     Но умер вождь в горах... Несметные уроны,

     Не раз врагу победа, пред идолом согнутся.

Цените Златоуста… Здоровьем ослабевший,

Он потрясает кафедры и троны самодержцев.

Мы без него на поле, увы, загнёмся пешкой,

Так хорохорившиеся перед тенью дерзко.

     Не каждому дано быть лидером в атаках,

     И в мирных хижинах по правде спор решать.

     От страха могут многие тесниться над клоакой,

     И бестолочью бесперечь лишь мельтешить, мешать.

Незаменимых нет… О том Творца попросим,

Замену нам прислать и наградить достойно.

На новые посевы падут дожди и росы,

Да оживёт овца и разродится тройней.           2.9.03

Hosted by uCoz