Вопрос 3251: 18 т. Почему жития так похожи одно на другое? Или такая была жизнь, или по-другому нельзя было описать её?

Ответ: Надзирающие за благоприличием в мирском понимании стилизовали жития, и составители должны были входить в установленную форму написания. Вот как это выглядит, и это не моё видение, а инструкция на составление житий. По-другому написанное, как, например, про жизнь Давида, не пройдёт.

«Агиография  от греч.святой“ и “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы.

 Жития пишутся по определённым литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приёмов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками). Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий».

Так и хочется составителю про многие жития сказать: Неем.6:8 – «ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом». Дан.13:43 – «Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня». Сир.8:12 – «Не выдумывай лжи на  брата твоего, и не делай того же против друга».

 

Учите удивляться малышей

Всему, что так привычно, примелькалось;

Не пропустить трезвон мимо ушей,

И голос свой, что не такая малость.

       Рассматривая пальчики, суставы,

       Сумейте чувства чуда пробудить;

       Во всём, везде беззвучные октавы

       Проставьте к удивлению на вид.

Ладонь, подошву или же колено

Потрогать, как картинку рассмотрите;

Разумное всегда великолепно –

Созвучие чудеснейшего ритма.

       В любое время года или суток

       Ребёнку помогите веки разомкнуть,

       Чтоб он до старости мог с пузырями гукать,

       В учёбе не потребуется кнут.

Испытано не нами – пастушком

Из дома Иессея, младшим сыном;

Он пас овечек и ходил пешком,

Нам удивления на сотни лет отсыпал.

       Он слышал проповедь беззвучную небес,

       И как вещает мать-земля о Боге;

       Хватался за блокнот, едва успев присесть,

       Знал тайну скорби, словно жил в остроге.

Сравнениями сыпал неспроста,

Подстёгивал себя концом от смерти; –

Не видя, многое изрёк нам про Христа,

Тысячелетия его Псалтирь не меркнет.

       Не перестану удивляться снам, –

       Вся жизнь – почти что сонные мечтанья;

       При удивлениях осенняя весна,

       Подсчёт талантов завтра и настанет.

Ходите в лес с шуршащею листвой,

Смотрите перекаты горной речки,

Раскапывайте тайну – она за слоем слой…

Хвалитесь Господом, иначе будет нечем.       06.10.06. ИгЛа

Hosted by uCoz