Вопрос 3260: 18 т. Кто такие столпники и как их занятие
подтверждается Писанием?
Ответ:
Столпники – это высшее противление прямому повелению Христа идти в мир, нести
благовестие миру. Столпники заложили страшную мину под
христианскую проповедь и на этом пришло магометанство. Магомету так и не
встретился ни один христианин – их вылавливали и морили на столпах и в
монастырях подвижники в обратную сторону от Христова повеления.
«Столпник (лат. stylita), святые
преподобные, избравшие для себя особый подвиг – стояние на столпе как способ
удаления от мира и сосредоточения на постоянной молитве. Хотя неопределённое
упоминание об отшельнике, избравшем себе данный подвиг, имеется уже в словах
Ефрема Сирина (ум. 373 г.), эпоха столпников начинается лишь в V в., когда к столпничеству обращается св. Симеон
Столпник. Св. Симеон (ок.
390-459) сначала подвизался как монах, затем как отшельник в Северной Сирии, а
в 423 г. взошёл на столп, где проводил время в непрестанной молитве. Столп
поначалу был невысоким, но затем достраивался, пока не достиг приблизительно 20
метров в высоту. Св. Симеон пользовался
исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих
за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого
распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах. В V-X вв. пример св. Симеона имел многих
последователей, в том числе преп. Даниила (V в.), преп. Иоанна и преп. Симеона Столпника Младшего (VI в.), преп. Алипия (VII в.) и др. Образки с изображением столпников,
которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих
подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли
существенную роль в развитии иконопочитания.
Подвиг столпничества был известен и на Руси, на столпе спасались, например,
преп. Никита Столпник переяславский (ум. 1186 г.),
преп. Савва Вишерский (ум. 1461 г.)».
Столпники – это праздно простоявшие на площади, которые так и не были наняты в виноградник Хозяина. Они трудились в своём воображении, созерцали ветхую греховную Адамову природу, так и не почерпнув из животворящего источники благодати благовестия, не коснулись благодати призывающей и благодати обращающей. Мф.20:7 – «Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Суд.18:4 – «Он сказал им: то и то сделал для меня Миха, нанял меня, и я у него священником».