Вопрос 2158: 8 т. Согласны ли Вы с прошедшей канонизацией новомучеников
и исповедников Российских в 2000 г.? Можно ли
рассматривать их труды, как труды святых отцов? Расскажите немного об одном из
них, Иларионе Троицком.
Ответ: «Владимир Алексеевич
Троицкий родился в 1886 году; отец и брат служили в храме. Детство Володи
прошло в атмосфере строгой церковности и традиций православного благочестия. С
детских лет участвовал в богослужении. Окончил духовную академию. За выдающиеся
успехи дважды посылался за границу; преподаватель Моск. Дух. академии, профессор; в 1913 году пострижен в монашество с
именем Иларион. В апреле 1913 года был
рукоположен в иеромонаха, в возрасте 27 лет. Что такое академия без Христа?!
Это – пустое место и мёртвый дом. Как инспектор отец Иларион заботился в первую
очередь о воспитании в студентах
церковности, привлекал их к активной церковной, просветительской и
проповеднической деятельности. Заботился он и о внешней дисциплине. «Высокий и
стройный, с очень умеренной и пропорциональной полнотой, с ясным и прекрасным
взглядом голубых глаз (он был немного близорук, но никогда не пользовался
очками), всегда смотревший уверенно и прямо, с высоким лбом и небольшой
окладистой русой бородой, со звучным голосом и отчётливым произношением, он
производил обаятельное впечатление. Им
нельзя было не любоваться; это смелый, исключительно талантливый человек всё
воспринимал творчески. Иларион любил
говорить, что насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о
них, настолько же он должен радоватья бесконечной милости и благодати Божией и
никогда не сомневаться и не отчаиваться в своём жизненном подвиге. У него
самого была поразительная восторженность и любовь ко всему, что было ему дорого
и близко – к Церкви, к России, к Академии, и этой бодростью он заражал, ободрял
и укреплял окружающих. Иларион стоит в одном ряду с такими лицами, как патриарх
Никон. Илариону нужен был простор исторической арены, чтобы размахнуться чисто
по-русски».
Илларион сознавал, что «орёл петровского, на
западный образец устроенного самодержавия выклевал патриаршество - это русское
сердце, святотатственная рука
нечестивого Петра свела
первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе». После избрания
на патриарший престол святителя Тихона архимандрит Иларион становится его
верным помощником. 12 (25) мая 1920 года
был хиротонисан в епископа Верейского, викария Московской епархии. Ему
было 34 года. В 1919 году был арестован, сидел в тюрьме около 2 месяцев,
освобожден. В 1921 году снова арестовывается, в 1923 году был освобождён. В мае
1923 года обновленцы произвели разбойничий собор, на котором лишили сана и
монашества патриарха Тихона. Однако обстоятельства складывались таким образом, что власти были вынуждены
выбрать новую политику.
14 (27) июня 1923 года Тихон был освобождён
из-под домашнего ареста после
сделанного им заявления в Верховный суд
и на следующий день обратился к народу с воззванием, которого от него требовали
власти. В это время Иларион стал патриарху самым близким сподвижником.
Святитель Иларион был очень гибким церковным администратором и политиком,
готовый идти на компромиссы с властью, если за счёт этих компромиссов можно
было отстоять чистоту православной веры и нанести удар тем, кто представлял
главную опасность для церкви изнутри.
Владыка Иларион призвал патриарха Тихона
не смущаться компромиссами в плане
политическом, если от этого будет польза в борьбе с обновленцами. Патриарх
Тихон выступил с посланием 18.06.23 г., написанным архиепископом Иларионом;
патриарх редактирует.
Конечно, у современников эти послания вызвали
разногласия, прежде всего по
политическим вопросам. Немногие знали, что за этим стоит мучительное для
совести патриарха давление со стороны власти, тяжелейшие переговоры с властями. Патриарх как-то пытался смягчить гонения на Церковь.
Святитель Иларион вместе с патриархом Тихоном мог бы сказать: «пусть погибнет
мое имя в истории, только бы Церкви была польза». Иларион стал правой рукой
патриарха. Он пользовался огромной популярностью у московского духовенства и
буквально обожанием народа. Он в эти дни переговорил с сотнями священников,
мирян, монахов и монахинь. Благодаря неукротимой энергии этого человека
церковная организация в Москве была
восстановлена в два дня. Так пишет А. Э. Краснов-Левитин - участник обновленческого
движения. Владыка Иларион настоял на том, чтобы
обновленческих клириков принимать через покаяние. А если свой сан
получили в обновленчестве, тогда этот
сан не признавать. Обновленческие храмы все заново
освящались, как еретические. 15/28) июля
1923 года произошло публичное покаяние перед патриархом Тихоном митрополита Сергия (Страгородского) в
Донском монастыре. Патриарх
возложил на него крест и панагию, а владыка Иларион вручил ему белый клобук. В
ноябре 1923 года владыка был вновь арестован – на три года конц.
лагерей. Увидев ужас обстановки он воскликнул: «Отсюда живыми мы не
выйдем». На Соловках он был сетевязальщиком и рыбаком.
Когда пришло известие о
смерти Ленина, заключенных заставили простоять пять минут в молчании. Владыка
же демонстративно лежал на нарах и говорил: «Подумайте, отцы, что ныне делается
в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество». В конце лета 1925 года
Иларион был неожиданно доставлен в
Ярославль. Ему добавили срок за неуступчивость власти и отправили на
Секирку, в штрафной изолятор, где смерть была обыденным явлением.
В июле 1926 года Иларион выступил как один из
инициаторов «Соловецкого послания» – обращение находящихся в соловецком лагере
православных епископов к правительству. 29 июля 1927 года вышла декларация митр. Сергия. Иларион выступил с резкой критикой тех, кто пошёл на раскол, напоминал о безгласии епископов в
синодальные времена, когда перевод на
другие кафедры был обычным явлением. По
мнению владыки, отделение от митрополита Сергия – «преступление, по условиям текущего момента весьма тяжкое».
В конце 1929 года власти решили выслать святителя в Казахстан на вечное поселение. 6.12.29 перевели из тюрьмы в больницу Гааза - сыпной тиф. Когда в больнице заявили,
что его надо обрить, владыка сказал:
«Делайте, со мной теперь, что хотите».
15 (28) декабря 1929 года скончался. Святителя невозможно было узнать. В гробу
лежал измождённый старец с обритой
головой - ему было 43 года. Власти отдали тело с условием, чтобы не было никакой торжественности отпевания и никаких
надгробных речей. При отпевании был митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Алексий (Симанский), епископ Амвросий (Либин), и епископ Сергий
(Зенкевич). А само отпевание совершал епископа Николай (Ярушевич). На отпевание
и погребение стихийно пришло несколько тысяч верующих Петербурга».
Канонизация – дело рискованное, самонадеянное. Только Бог знает, кто и где будет после смерти. 1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Вышла книга Илариона «Без Церкви нет спасения». По книге видно, что у него не было живого, евангельского обращения к Богу, личной встречи со Христом, по Писанию, как у Апостола Павла. Традиции, корни, полнота Церковная - сегодняшний батюшка. И, тем более, окончательный сергианец, защищавший эту скверну. Может за это его и вызволили из концлагеря, да Бог не дал больше жизни. Рассуждения его в статьях показывают, что он не понимал вреда монашества в том виде, в каком оно есть, что оно запечатало главные силы России, и Русь обескровленной пала перед натиском мира. Иларион не мог без структуры церковной ни шагу ступить, и потому их тёпленькими брали, как в одном муравейнике. Они к гонениям совершенно не готовились, в катакомбы не шли и гибли десятками тысяч. Труды его можно читать, но не всё в них можно принимать безоглядно, всё нужно сравнивать с Библией.