Вопрос 2612:
12т. Зарубежная церковь первая прославила патриарха Тихона. Какие основания
были для этого и что это давало? Разве без Тихона молитвы наши Бог уже и не
слышит?
Ответ:
На подобные вопросы я уже не раз отвечал: ни о какой канонизации Писание не говорит
– это прерогатива Самого Господа Бога. Любую
канонизацию считаю дерзостью и вызовом
Богу и Его Страшному Суду, предвосхищенному кучкой дедушек. 1Кор.4:5 – «Посему не судите
никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во
мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от
Бога». О Тихоне пишет епископ Григорий Граббе
так: «При этом Белавин проявлял большое терпение и свойственный ему безобидный
юмор. Патриарх Тихон, в миру
Василий Белавин, родился 19 января 1865 г. в Торопце,
Псковской губернии. Отец его был священником. По окончании Духовной Академии в
1888 г. Василий Белавин был назначен преподавателем Псковской Духовной
Семинарии. Только в декабре 1891 г. он был пострижен в монашество и рукоположен
во иеромонахи с именем Тихона. (26 лет). Как всегда
бывает при революционных движениях, все говорили о правах и мало вспоминали об
обязанностях. Такие люди старались в заседания Собора внести дух революционных
собраний. Они твёрдо надеялись через Собор осуществить в Русской Церкви
реформацию. И, конечно, более всего они боялись восстановления
Патриаршества. Формально, в обширной повестке Собора и программе, охватывавших все стороны церковной жизни, о Патриаршестве не
было сказано ни слова. Вопрос этот в Отделе о Высшем Церковном Управлении был
поднят впервые мирянами. Даже не все епископы поначалу сочувствовали
Патриаршеству.
…С падением православного
Царства Святая Русь была обезглавлена. Теперь возглавил её патриарх Тихон, и он
живо чувствовал историческую ответственность, которая легла на его плечи.
Патриарх чувствовал, что и эти преступники подлежат его попечению, как
благостного пастыря. Он продолжал: «И Господь как бы говорит мне так: иди,
разыщи тех, ради коих ещё стоит и держится Русская Земля. Но не оставляй и
заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, - овец поистине жалких.
Паси их, и для сего возьми жезл сей, жезл
благоволения. С ним овцу потерявшуюся отыщи, угнетённую возврати, поражённую -
перевяжи, больную укрепи, разжиревшую и буйную - истреби, паси их по правде».
(«Властью,
данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым. Анафематствуем вас.., заклинаем верующих чад Православной Церкви с таковыми
извергами рода человеческого не вступать в какое-либо общение»).
…Патриарху в больнице скоро
полегчало, и он опять стал выезжать на службы в
разные церкви, но он уже продолжал трудиться через силу… Вопрос об
объявлении Патр. Тихона отпавшим
ни в Синоде, ни в Соборе никогда не обсуждался. Он умер в 1925 г. и в 30-х
годах поздно было обсуждать вопрос о его таинствах. О возможности признания их не-таинствами я никогда ни от кого не слышал. Даже в
отношении м. Сергия в тридцатых годах вопрос не ставился в такую плоскость.
Может быть, нам это приписывали евлогиане. Я не
удивлюсь, если в отношении канонизаций для
принадлежащих к Патриархии в какой-то мере вопрос может определяться
поговоркой: «И хочется, и колется, и маменька не велит». Те имена подвижников,
которые Вы приводите, не могут вызывать возражений. Паисия
Величковского наш Собор уже прославил, то же блаж.
Ксению. Сомнение может вызывать Димитрий Донской: я
никогда не слышал о народном почитании его как подвижника веры, хотя и известно
было почитание им преп. Сергия. Не слышал и не читал о том, чтобы к нему
молитвенно обращались, или служились ему панихиды в народе. Народный герой
может не быть святым. Народный герой не обязательно святой. Вопрос о праве
Московской Патриархии совершать канонизации стоит в зависимости от вопроса об
её правомочности вообще. В сущности, канонизация в Православной Церкви не есть
«производство», как у католиков, а утверждение и богослужебное осуществление
почитания святых, уже существующего в сознании пастырей и паствы. Через это
почитание и услышанные молитвы в чудесах мы познаем, что тот или иной
подвижник прославлен Богом. Дело проще в отношении мучеников, почитание которых
поэтому иногда совершалось чуть ли не сразу после их
кончины».
Пророки – это
критики, я понимаю так,
Слова не застревали, как у
попов, в гортани,
Путёвку на Голгофу задолго
до креста
Выписывали им – затем и
срок настанет.
Всегда не по течению и многим вопреки,
Пугали и стращали войной, голодной смертью.
Просили: «Не перечь! Во благо
прореки!»…
Что стоило сказать в угоду, не по вере?
Но до конца, до самого, до
безысходной точки
Громили, укоряли, стыдили
на весь свет.
У каждого есть мнение… Кто
с колокольной кочки
От этих неприязненных
воспринимал совет?
Пророки-проповедники востребованы были,
Во рву, где львы голодные, во чреве у
кита;
Бросали их в котёл, варили, словно мыло,
За то, что шеи мылили
задолго до Христа.
Их книги для чего-то сумели
сохраниться,
Переведёны были, заговорили
внятно.
Дух обличения на огненных
страницах
Сдирает с нас проказу, неразуменья пятна.
Как говорится, жили они подобно нам,
Страдали, зябли в холоде, подчас недоедали,
Их оскорбляли неучи и лжепророк пинал,
Их вопли и удары дошли до нашей дали.
С рутиной, с безразличием
им не дано смириться.
Ломали всё обычное,
привычное тепло,
Во гневе рвали корни и лучшие традиции -
От полноты церковной их
вправо занесло.
Как мало, кто послушал, сугубо поддержал,
Восстал за них стремительно и громко;
В защиту Богом посланных кто выхватил
кинжал,
За перестройку выступил,
ревизию и ломку?
Пророки, к вам взываю по
лестовке ремённой,
Перечисляю вас, как авторов
библейских;
Хочу Христу служить
Евангельским ослёнком,
Подковкой у ослёнка и то мне очень лестно. 7.2.05. ИгЛа