Вопрос 1273: 4 т. Приходилось часто слышать, что на высокие церковные должности коммунисты ставили своих людей через ЦК партии, и что все до единого архиереи – их ставленники. Об этом были большие публикации в журнале «Огонек» – интервью, которое взял член Союза Писателей СССР Александр Иосифович Нежный у председателя Совета по делам религий СССР Харчева К., что архиереи были крайне неустойчивые, буквально извивались перед мирскими властями и легко отказывались от того, что утверждали вчера, то есть во всем выполняли прихоти безбожной власти. Могли ли бы Вы что-то сказать по этому вопросу?

Ответ: Со всеми архиереями я не был знаком, но всё-таки встречался с ними и обедал за одним столом не раз. Меня арестовали не без указания Новосибирского архиепископа Гедеона (Докукина). Вот только несколько документов, подтверждающих Вашу мысль.

 

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Гедеону, архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому, благочинного церквей Красноярского края протоиерея Александра Бурдина

РАПОРТ.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко. На второй седмице Великого поста духовенство Красноярского края собралось для встречи с о. Духовником в Красноярском Троицком соборе. Во вторник 6 марта почти все священнослужители прибыли к вечернему богослужению, к исповеди. А назавтра 6 числа все сослужили предстоятельствующему о. Духовнику – архимандриту Серафиму. Трио «Да исправится…» спели священнослужители. За Божественной Литургией прекрасную проповедь сказал священник Геннадий Фаст – проповедник редкого дарования. После Божественной Литургии уполномоченный Лущиков Николай Александрович прочитал нам лекцию о «Проблемах и достижениях народного хозяйства страны», затем кратко коснулся законодательства о религиозных культах. За завтраком в порядке напоминания благочинный прочитал архипастырское предписание Вашего Преосвященства к духовенству Новосибирской епархии. После завтрака священнослужители разъехались восвояси, выразив пожелание – почаще так встречаться. Общий настрой священнослужителей – деловой, бодрый.

Исключение и аномалию представляет игумен Алексей Костриков, великолепный мастер на оскорбительные эпитеты, двусмысленные реплики и похабные анекдоты. За богослужением я вынужден был неоднократно урезонивать в алтаре балагурства, организованные отцом игуменом.

После Божественной Литургии перед лекцией отец Алексей превзошел самого себя, рассказав преотвратительную басню, и тем самым вызвал негодование многих батюшек. Большая половина священнослужителей потом просили благочинного на будущее время, на будущие встречи оградить их от подобных «развлечений». Здесь перед лекцией у меня не хватило времени дать достойную отповедь нескромному игумену – вошел уполномоченный; и я решил обратиться за помощью к своему архипастырю».

«Ваше Высокопреосвященство. 1. Благословите мне впредь не приглашать на исповедь отца Кострикова, он живет и служит в непосредственной близости с Абаканом, пусть в Абакан приезжает на исповедь, а сослужащих пусть присылает в Красноярск. 2. Смиренно прошу вас, владыко, указать отцу игумену Алексию Кострикову, что он – растлитель христианской морали, своим цинизмом разлагающе действует на молодых священнослужителей, и за это понесет ответ перед Богом. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник, благочинный протоиерей Александр Бурдин (подпись) 6 марта 1985 года».

«Московская Патриархия. 630021, г. Новосибирск, ул. Жуковского 57, т.25-13-87. Благочинному церквей Красноярского края, настоятелю Троицкого собора г. Красноярска, протоиерею Александру Бурдину.

Канцелярия Новосибирского епархиального управления сообщает Вам резолюцию Его Высокопреосвященства архиепископа Гедеона, положенную на Вашем рапорте о недостойном поведении игумена Алексия Кострикова.

Читал 14 марта 1985 года. Вот до чего дошел юный монах-пастырь. А ведь я возлагал на него большие надежды, и невольно вводил о нем в заблуждение свое священноначалие… Присутствующее же духовенство во главе с духовником, как жалкие трусы поддакивали и посмеивались грубым пошлостям молодого циника, тем самым не противясь этому злу: но ведь сказано: «измите злаго от вас самех». Это результат воспитания о. Нифонта и Антония Москаленко, сеявших цинизм в юные души. Отцу Кострикову следует или публично раскаяться и извиниться перед всеми отцами, попросить епитимию у духовника и навсегда бросить и осудить этот душепагубный цинизм, или оставить священнослужение. «Днесь Иуда оставляет учителя и приемлет диавола». И идти в мир со своим богатым на похабщину опытом. Ибо горе человеку, которым придет соблазн. Боюсь, что отец Борис Борисов тоже заражен этим цинизмом, ибо и он воспитанник отца Нифонта. Архиепископ Гедеон. Секретарь Новосибирского епархиального управления священник С.Тимонов».

Казалось бы, Гедеон говорит всё правильно, теперь осталось только довести это до выполнения и убрать прокаженного и навести порядок. А вот здесь-то и выявляется, что Гедеон сам является марионеткой в руках уполномоченного. Если он «преосвященство», то уполномоченный – «сверхвысокопреосвященство». О. Александр Бурдин мои письма к нему отнес уполномоченному по религиозным культам, а Костриков выпросил у одной бабушки начитанные мною пленки о мучениках ХХ века и сдал тому же уполномоченному Лущикову. Это было сильным толчком для властей, чтобы арестовать меня.

Дальше события происходили совсем не по сценарию тех, кто разжег этот огонь. Меня судили и этапом увезли в Казахстан, в город Жанатас, а митрофорный о. Александр Бурдин вдруг был снят с должности благочинного и переведен – кто же мог думать куда? – тоже в Казахстан, недалеко от меня, в г. Чимкент, чтобы его матушке Анне Николаевне, одной из самых ревностнейших моих друзей, было легко приезжать ко мне в лагерь. А Костриков с его «богатым опытом» был возведен в благочинные Красноярского края. Нет, всё-таки Иуда сорвался с петли, он жив, доколе Христос во гробе. А что же Гедеон? Гедеон отправлен в горячую точку, в Ставрополье, на границу с Чечней, а я был освобожден и вернулся в Потеряевку.

Hosted by uCoz