Вопрос 635: 2 т. Как связаны рождение во Христе и крещение, и как бывает у крещеных в детстве, ведь может быть, что они крещены, но свыше не родились?
Ответ: Есть загадка: «Кто дважды родился и ни разу не
крестился, и стал проповедником?» – «Петух который хорошо кукарекал для Петра,
проповедуя ему о исполнении пророчества Христа об отречении Петра». Рождается
яйцо, и выводится из яйца – рождение дважды.
Другая загадка: «Кто дважды
крестился и ни разу не родился?» – «Тот кто в детстве принимал крещение и во
взрослом состоянии, не уверовав поистине, принял крещение у сектантов».
Уверование во Христа должно предшествовать крещению согласно неложного слова
Спасителя и апостолов. Мрк.16:16 – «Кто будет веровать и
креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Деян.2:38
– «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя
Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа».
Крещение детей не
вписывается в эти предписания. Когда ребенка рано впрягают в работу, или
взрослые посвящают его во все не детское, и он говорит их языком, то принято
говорить: ребенок, лишенный детства. Перефразируя эту ситуацию можем сказать
относительно принявших детское крещения: они лишены радости, какую испытывает
принимающий крещение в сознательном возрасте. Бог так установил, дал такие
свойства воде, которые нельзя ничем заменить: она очищает, по смыслу самому
полному, духовному – крещение вообще и не нужно, потому что душа омывается не
водою, а незримо кровью Христа. 1Иоан.1:7 – «Если же ходим во
свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса
Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Евр.10:10 – «По
сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». Ис.53:5
– «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
1Пет.2:24 – «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо,
дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».
Вот почему очень многие
были спасены и без крещения, но без уверования во Христа – ни один. Сам по себе
человек – создание дуалистичное, стоящее на грани двух миров, видимого и
невидимого. Человек – это связующее звено между миром физическим и миром
духовным, он состоит из тела и души, и после смерти каждая часть возвращается к
своему истоку – откуда она произошла. Еккл.12:7 – «И возвратится прах в
землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». По
телу своему человек ничем не отличается от животного мира, не имеющего души. Еккл.3:19
– «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна:
как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека
преимущества перед скотом, потому что все – суета!» Пс.72:22 – «Тогда
я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою».
Но среди животных человек главенствует, его
все боятся, как палача, как людоеда. Сир.17:4 – «И вложил страх к
ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над зверями и птицами».
Душою же своею человек соединяется с духовным миром Ангелов, херувимов и
серафимов и немного ниже их только из-за того, что душа отягчена плотью.
Живущих свято еще при жизни называют Ангелами. Мал.3:1 – «Вот, Я
посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм
Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он
идет, говорит Господь Саваоф». Евр.2:7 – «Не много Ты
унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над
делами рук Твоих».
Крещение в воде необходимо
и соделано Таинством, в котором человек омывается незримо от грехов. И хотя
вода имеет очистительное действие, но на грехи она не влияет, и в данном случае
даже не очищает и тело, ибо назначение ее в другом – показать в полном
погружении смерть ветхого человека и рождение для новой жизни при появлении из
воды на свет. 1Пет.3:21 – «Так и нас ныне подобное сему образу крещение,
не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает
воскресением Иисуса Христа». И хотя ребенок в детском крещении получил
прощение первородного греха и сопричислен к находящимся в спасительном ковчеге
в церкви, но, придя в возраст, он точно также должен родиться свыше, о чем
сказано прежде, он сам сознательно должен отказаться от всего, что ему
нравилось, чего достиг, и перейти на служение Христу, откликнуться на Его
призыв. Евр.11:24 – «Верою Моисей, придя в возраст, отказался
называться сыном дочери фараоновой». Моисей хотя и был обрезан в
детстве, но когда он пришел в возраст, то сознательно отказался от Египта.
Рождение свыше – это уверование во Христа, принятие Духа Святого. Вода крещения – только для плоти; если бы мы принадлежали только к духовному миру, то и воды не надо было бы. В таинстве крещения подается Дух Святой только уверовавшему, родившемуся во Христе. Если же человек был крещен неверующим, а потом уверовал, то обряд не повторяется, но Таинство (таинственное перерождение души) совершается позже – в момент обращения, уверования. «Для тех, чья жизнь после принятия ТАИНСТВА остается такой же, как и до принятия Таинства, чья душа не свергла с себя страстных нечистот, в рождаемом нимало не оказалось дара Святого Духа, ибо Христос, соединивший Собою с Богом человека, соединяет только то, что достойно соединиться с Богом» – говорит свт. Григорий Нисский (брат Василия Великого).