Вопрос 658: 2 т. Кто такие оглашенные?
Ответ: «Храм назначен для верных, а притвор для оглашенных и
кающихся, то есть таких людей, которые не получили еще право входа в храм. Лаод. 19,43; Шест. 69.» Стр. 14.
«Притвор есть третья часть
храма и, как предхрамье, от молитвенного или среднего
храма, отделяется особенною стеною, в которой находится одна или трое дверей. В
притворе во время поучений и некоторых церковных служб по правилам велено было стоять оглашенным, то есть готовящимся к
крещению и кающимся... Оглашенный есть поучающийся вере, и о Святом Крещении,
как сказано в Кормчей (лист 24), т.е. оглашенным называется тот, который
принят в число готовящихся ко Крещению и чрез поучение
живым голосом научается вере, или оглашается и приготовляется к Святому
Крещению... (подробно об оглашенных).
... Итак, к числу
оглашенных теперь принадлежат: младенцы некрещеные, те, которые в плену у
язычников находятся и веры своей не может открыто исповедать, иноверцы,
обратившиеся в нашу веру и требующие миропомазания, и, наконец, кающиеся и
отлученные от Св. Причастия. Сверх того к оглашенным могут быть причислены и те, кои удаляются от
церкви и живут в нераскаянии. Наконец, и всякий
верный, побуждаемый совестью, должен самого себя полагать в числе оглашенных и
молиться вместе с теми же оглашенными, дабы Бог очистил его тайные согрешения и
не попустил ему входить в большие уклонения в деле веры и благочестия». Стр.
44, 45. (Кающиеся четырех родов) – подробно. Стр.
49-53.
«...Посему священник,
готовящийся приступить к сему священнодействию, начинает изводить от лика верных несовершенных, т.е. оглашенных. С оглашенными некогда
изводились и кающиеся, т.е. находящиеся под
запрещением. Св. Герман кающихся причисляет к
оглашенным. «Помолитеся, оглашенные, Господеви», т.е. непосвященные, ненаученные,
некрещенные, исповедавшие грех и еще состоящие под
епитимиями. Симеон Солунский
это изведение оглашенных и весь затем следующий
великий выход таинственно уподобляет второму пришествию Господню... Иподьякон
не должен оставлять церковных дверей, дабы смотреть за изведением из церкви
оглашенных и кающихся. ...Посему на ектении говорится
«елицы верные», т.е. оставайтесь в храме, чтобы
созерцать жертву Святых Тайн, а изыдите все непричастные сему». Стр.
196-197.
«... Оглашенные, как
готовящиеся ко Крещению или просвещению, тот час по
прочтении сугубой ектении должны быть выведены». Стр.
274, 417, 350, 358-366. «Новая скрижаль».