Вопрос 2091:
8 т. Разве поработать Христу можно
только в монастыре?
Ответ: О монастырях вообще нет в Библии ни словечка, даже самого махонького. Это так монахи сумели выставить себя, что они-де
и есть труженики, и не просто трудяги,
но Божьи, они подобны Ангелам. Отсюда вывод, что Апостолы и последователи
Апостолов - все, кто не знал ещё про
иночество – это и не труженики Божьи.
Есть места в Библии, которые ни к кому так всеобъёмно не приложимы, как к явным самовосхвалителям
–которые не земными одеждами
хвалятся, но особой некоей близостью к
Богу, о чём с такими оговорками говорит только один лишь вселенский учитель
Апостол Павел. А здесь в каждом житии - видения Павла, помноженные
десятикратно. И никого это почему-то не удивляет. А жизнь на Апостольской тропе
даже и не появлялась – вся прошла в
избранной норе. Рим.1:30 – «самохвалы, горды, непослушны родителям».
Господь называет трудящимися не слепых
вождей, а истинных проповедников, их труд оценен по
высшей шкале именно в слове «трудиться»
- проповедывать . Мф.10:10 – «ни
сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин
пропитания». Иоан.4:38 – «Я послал вас жать то, над чем вы
не трудились: другие трудились,
а вы вошли в труд их».
Деян.20:35 – «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно
поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал:
«блаженнее давать, нежели принимать»».
2Иоан.1:8 – «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять
того, над чем мы трудились, но чтобы
получить полную награду».
Ваш вопрос очень важен, потому что все жития
переполнены восхищениями, что вот такой-то герой в горах прилагал всё новые
подвиги к более возвышенным, усиливая
молитвенные подвиги. Иноческие подвиги, монашеские подвиги, и т.п. Приведу 15 мест из Нового Завета,
которые говорят, что нигде нет и намёка на те труды, о каких говорят монахи: забиться в горы, в уединенную пещеру и там совершать
молитвенный труд, трудиться, утруждаться.
В Новом Завете сугубую награду за труд обещают только трудящимся
в проповеди. И насаждение, и
полив, и выращивание – это всё относится к проповеди. И слово «сотрудник»
означает не то, что думают монахи – забиться с ними в пещеру, но сотрудничает с
Павлом в деле проповеди. В гуще мировых событий и среди людей, а
не в пустыне обретал сотрудников. И если после приведения этих 15 мест
Писания всё же вы не убедитесь, что у Бога другая шкала при оценке трудов, тогда продолжайте
трудиться вне трудов Божиих, как бы их потом ни назвали
монахи.
Рим.16:6 – «Приветствуйте Мариам, которая много
трудилась для нас». 1Кор.3:8 – «Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою
награду по своему труду».
1Кор.15:10 – «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и
благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не
я, впрочем, а благодать Божия, которая
со мною». 2Кор.10:15 – «Мы не без меры хвалимся, не чужими
трудами, но надеемся, с
возрастанием веры вашей, с избытком
увеличить в вас удел наш». Гал.4:11 – «Боюсь за вас, не
напрасно ли я трудился у вас». Фил.2:16 – «содержа
слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не
тщетно трудился».
Фил.4:3 – «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник,
помогай им, подвизавшимся в
благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками
моими, которых имена — в книге жизни».
Кол.4:11 – «также Иисус, прозываемый Иустом, оба из
обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою». 1Фесс.2:9 – «Ибо вы помните,
братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить
кого из вас, мы проповедывали у вас
благовестие Божие». 1Фесс.5:12 – «Просим же вас, братия,
уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас». 2Фесс.3:8,10 - «ни у кого не ели
хлеба даром, но занимались трудом и
работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам
сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». 1Тим.5:17-18 – «Достойно
начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем,
которые трудятся в слове и учении.
Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей». 2Тим.2:6 – «Трудящемуся
земледельцу первому должно вкусить от плодов». Откр.2:3 – «ты много переносил
и имеешь терпение, и для имени Моего трудился
и не изнемогал». Откр.14:13
И – «услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны
мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов
своих, и дела их идут вслед за ними». Если в монастыре трудятся,
изготавливая что-то, и при этом готовят проповедников, то это - труд Божий.
Алексий митр. – 12
февр. «Возлюбив Бога с юного возраста,
он оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать
Единому Владыке Христу, пришёл в Богоявленский монастырь в Москве и
здесь постригся в иноки, причём в пострижении ему дали то имя, которое он
слышал в сонном видении — Алексий».
Никон Печерск. – 23 март. Часто также преподобной Феодосий, сам наставляя братию духовным словам, повелевал делать тоже и блаженному Никону, начитанному в книгах. Много раз, когда блаженный Никон сшивал и делал книги (так как был искусен в этом), сам преподобной Феодосий, садившись около него, приготовлял ему, потребные для этого дела, нити. Но вскоре блаженный безмолвник преподобный Никон пожелал снова возвратиться на свой остров».