Вопрос 2172: 8 т. Где-то с 80-х годов вдруг стали говорить о каком-то Игнатии Брянчанинове. Почему о нём не слышали раньше и кто он такой, когда жил, чем прославился? И чему мы можем у него научиться?

Ответ:   Вышел семитомник его трудов. Возьмём из первого тома отрывки из его биографии.

Том 1. стр.6.  «Младенец Димитрий родился 6 февраля 1807 года. Искра  Божественной любви  запала в его чистое сердце. Она сказалась в нём безотчетным влечением к иночеству, к его высоким идеалам, которыми так полна родная сторона, особенным расположением ко всему священному и истинно прекрасному, сколько это доступно для детского возраста. Его отец Александр Семенович Брянчанинов, потомок древних дворян, был в полном смысле слова светский человек. Паж времени Императора Павла Петровича, он имел необыкновенно развитый вкус к изяществу в домашней обстановке. В наследство ему осталось около 400 душ крестьян да живописное село Покровское. Супруга его София Афанасьевна происходила также из фамилии Брянчаниновых и, как женщина замечательного образования, весьма благочестивая,  памятуя, что муж есть глава, во всем подчинялась влиянию мужа, разделяя его взгляды и понятия.

Стр.11.  По сдаче экзамена Димитрий  Александрович  зачислен был в кондукторскую роту Главного инженерного училища, а действительная его служба стала считаться со дня принесения им присяги  19 января 1823 года.

Стр.12. Вступил я в военную и вместе  ученую службу не по своему избранию и желанию.

Стр.12. Я сожалел  о юнкерском мундире, в нём можно было, приходя в храм Божий, стать в толпе солдат, в толпе простолюдинов,  молиться и рыдать сколько душе угодно. 

Стр.13. Будучи монахом  по душе, и ещё на 16-ом году жизни испытав благодатное действие молитвы, набожный сей юноша не мог довольствоваться установленным в училище обычаем – только однажды в год приступать к Таинствам исповеди и Св. Причастия, а нуждался в более учащённом подкреплении себя этою духовною пищею, почему для удовлетворения своего желания он обратился к законоучителю и духовнику училища. Такое необычайное среди юношества явление  вызвало удивление духовника, особенно когда исповедающийся сказал, что «борим множеством греховных помыслов». Не делая различия между «греховными помыслами» и «политическими замыслами», о. протоиерей счёл свой обязанностью довести об этом  обстоятельстве до сведения училищного начальства. Начальник училища генерал-лейтенант граф Сиверс подверг обвиняемого юношу формальному допросу о значении помыслов, им сами признанных «греховными». Немецкое начальство, не уяснив себе  значения этого выражения, за Брянчаниновым стало следить.

Стр.19. Было дознано, что лаврский духовник Афанасий склоняет  его к монашеству, и  что если об этом будет узнано при Дворе, то и ему - митрополиту – не избежать неприятностей. Митрополит  призвал к себе духовника Афанасия и сделал ему строгий выговор, воспретив впредь принимать на исповедь Брянчанинова и Чихачова.

Стр.26. Выход со службы Дим. Ал-ча совершился без ведома родителей, а потому, естественно, навлёк на себя гнев их.

Стр.34. Он много читал отеческих книг, знал весьма твёрдо Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Добротолюбие и писания других подвижников. Он стал просить архиерея оказать ему милость и  ввиду семейных обстоятельств поспешить постричь его в монашество. – Сие было совершено 28 июня 1831 года в малую схиму. И наречен был Игнатием, в честь Игнатия Богоносца.

 Пребывание в Вологде заставляло его часто вращаться в кругу родных и знакомых: многие из них стали его посещать и требовали от него взаимных посещений  к себе.

Стр.34. Брянчанинов высокого роста, стройный и статный, русый, кудрявый, с прекрасными тёмно-карими глазами; на нём был овчинный  тулуп, крытый нанкою горохового цвета, на голове послушническая шапочка.

Стр.54. Улучшение и распространение хозяйства и доходы от богомольцев во множестве стекавшихся в обитель, дали возможность содержать большее   число братии, нужду в которой увеличивали как сами богомольцы, так и частые требования начальства о командировании на флотскую службу иеромонахов. Монашествующие нередко командируются во флот для морских кампаний.

Стр.36. 4 июля того же 1831 года был рукоположен преосвященным Стефаном в иеродиакона, а  25-го того же месяца в иеромонаха (в возрасте 24 лет).

Стр.61.  27 окт. 1857 года поставлен в епископа Кавказского и Черноморского.

Стр.62. Прожив в Сергиевой пустыни без двух месяцев двадцать четыре года, епископ Игнатий оставил  её в весьма цветущем состоянии. В его управление обитель украсилась тремя новыми великолепными зданиями. Сергиева Пустынь дала 16 настоятелей, 10 архимандритов, 5 игуменов и одного строителя.

Стр.72. Брат владыки Пётр испросив увольнение от службы с должности губернатора поселился в монастыре на правах богомольца.

В семь часов утра владыка имел чай, который признавал необходимостью, как средство, согревающее кровь, и говорил: «Вот что значит старость; не напившись чаю, и Богу не способно помолиться». Пользовал многих больных медикаментами (гомеопатией). В исходе 12-го часа дня владыка обедал. Стол его был прост и вкушал он очень умеренно. В 3-ем часу  кушал чай. С 8 часов вечера запирался в своих кельях; он спал не раздеваясь обыкновенно;  на ночь надевал валеные  сапоги, по причине болезни ног, издавна простуженных.

74. Все свободные часы своего дня владыка отдал пересмотру и пополнению своих аскетических сочинений.

Стр.78. О кончине своей просил родных не уведомлять, предать земле, а потом уведомить. «О том, как и где похоронить, не говорю и  не завещаю, потому что не желаю связывать действий ближних за пределами моей жизни и притом в том, что никогда почти не  исполняется.

Стр.78. Я не умру до тех пор, пока не  кончу дела своего служения человечеству и не передам ему слов истины;  хотя действительно так ослабел и изнемог в телесных силах».

Стр.78. Нравственное состояние монастырей находится в совершенной зависимости от нравственного  настроения народа. Народ  развращается, развращаются и монастыри. В них много вкралось предосудительного, много дурного.

Стр.82. Когда я буду умирать, не посылайте за доктором; дайте умереть мне, как следует христианину – во внимании.  Не рассеивайте меня вашей тревогой.                                                                                                                                                                                               

Стр.83. Умер  30 апреля 1867 г.. (60 лет) На левом виске была  заметна синяя жилка, спускавшаяся около уха по щеке, полоской красноватого цвета, - вероятно, след пути, которым смерть вошла в тело. Можно узнать, говорил он, что почивший под милостью Божией, если при погребении  тела его печаль окружающих растворена какой-то непостижимой отрадой».

Не знали о нём, потому что не был канонизирован. А дальше, как  лавина пошла, ко мне стали подходить: вы в честь его названы? –  Нет – в честь Игнатия Ростовского чудотворца.

Он обработал, сократив жития и поучения святых отцов. Его «Отечник» я издавал  на 2-х  катушках – 17 часов звучания. Поучиться очень многому можем. Но вот сам он какую веру имел? Судя по огромной его биографиии-житию, у него не было личной встречи со Христом, как у Апостола Павла. Он очень долго искал веру. Это состояние всей России. Спасение искали только в монастыре, не по Евангельскому пути шли. Митя Брянчанинов  искал не в Библии ответ, а в трудах монахов. И оказался среди них. И уже умирая, он  просит за монашествующих. В его жизни не было абсолютно ничего, за что его можно было бы канонизировать. Его к лику святых причисли монахи, как монаха, защищавшего монашество. Хотя он говорил о бедственном и  почти  исчезнувшем истинном монашестве.

Стр.39. «Скажу здесь о монастырях российских – плод многолетнего наблюдения.  Может быть, начертанное на бумаге, оно пригодится для кого-нибудь! – Ослабела жизнь иноческая, как и вообще христианская. Ослабела  потому, что она находится в  неразрывной связи с христианским  миром, который, отделяя в иночество слабых  христиан, не может требовать от монастырей сильных иноков, подобных древним».

Сегодня его труды  изданы прекрасно, но они мертвы для сегодняшних людей. Он, как и все умные монахи, исследовал грех, препарировал его по частям и по этажам. Монахи не шли в мир  с проповедью и в этом их  огромная вина.  Россия потеряла лучших своих представителей – они ушли в молчание и их глас замолк. По сравнению с ним Феофана Затворника услышали больше. И ещё больше услышали Иоанна Кронштадтского. У о. Григория  Дьяченко написано намного лучше и доступнее. У Игнатия всё сверхзаумно и не запомнишь ни страницы. Через час спроси и уже пусто в уме. Им только трясут, а он нежизнен. Он был на 8 лет моложе Пушкина и встречался с ним и с Крыловым и др. писателями и поэтами. Но только Лесков,  очевидно, упоминает об Игнатии. Иов.5:7 – «Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».

Игнатий Брянчанинов, епископ Черноморский и Кавказский. 7 книг. Москва – 2001 г. по благословению патриарха  Алексия второго. «Благовест» от 500 до 734 стр. в томе. Т.5. «Приношение современному монашеству».

Стр.4. «Частая, почти постоянная встреча с руководителями, болезновавшими слепотою и самообольщением.

Стр.9. Идя из кельи в церковь предстать лицу Божию, должно в походке сохранять благоговение, отнюдь не бегать, по сторонам не смотреть, но иметь глаза опущенными к земле, руками не махать, но держать их опущенными вниз… на стены не облокачиваться, держать  руки опущенными, и не складывать их вместе, не оставлять ног, но стоять на обеих ногах ровно; на народ, присутствующий  при богослужении, не должно оглядываться.

Стр.16.  От небрежения к малому и   точному легко и скоро переходим к небрежению о важнейшем и обо всём. Чтобы сохранить внимание  к важными обязанностям своим, должно постоянно наблюдать за собою и быть внимательным  во всём, самым мелочным своим действиям.

 В церкви табаку не нюхать. Мирские наши братья весьма соблазняются на  употребление  табаку монашествующими.

Стр.18. Священные книги должно содержать честно, воздавая честь живущему в них  Святому Духу. Отказаться от всякого знакомства вне и внутри монастыря, заповедал Симеон Благоговейный Симеону  Новому Богослову.

Стр.19.  Блажен ты, если нашел старца  сведущего, опытного и благонамеренного: удовлетворительный наставник в наши времена – величайшая редкость.

Стр.20. Им идёт одежда чёрная, в которую облекаются  человеки в знак своей глубокой печали. От роскошной одежды являются в новоначальном тщеславие и ожесточение.

Стр.21. Брата отнюдь не брать за руку. Нарушители сего подвергались в египетских обителях, лучших в христианском мире, публичному монастырскому наказанию.

Стр.22. Не должно позволять себе крика, не стройных, излишне вольных телодвижений. Новоначального, предавшегося скитанию, надо благовременно извергать из монастыря.

Стр.25. Остерегайся бесед, они не всегда полезны.

Стр.26. Мудрый Василий преподал юношам наставление, наиболее относящееся к их наружному поведению, зная, что благочиние немедленно сообщается от тела к душе, и благоустройство тела  весьма скоро приведет в благоустройство душу.

Стр.27. «Нет страсти более  лютой как дерзость; она родительница всех страстей.; подвижник должен воздерживаться  от вольности в обращении» – авва Агафон.

Стр.32. Притворство очень нравится слепотствующему миру, привлекает к себе  похвалу, уважение, доверенность человеков. Фарисей хотя и говорит непрестанно о Боге и о добродетели, но вполне чужд Бога  добродетели; он готов и способен на всякое злодеяние, на всякий низкий поступок, для удовлетворения своему  самолюбию.

 Стр. 38. О непрочности  монашеского жительства, когда оно не основано на Евангельских заповедях.

Стр.42. Епископ впал в блуд с инокинею, она сделалась беременной. Он оставил епископство, ушёл в келию.

Стр.54. Антоний Великий,  глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню. Уже облекшись  силою свыше, и не иначе, как призванный Богом,  хотя этого и не сказано ясно в  житии его.

Стр.55. Безмолвие губит неопытных.

Стр.63-64. Прельщения бесовские. Инок сошел с  ума.

Стр.69. Достигли и в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск Ассизский,  Игнатий Лойола и другие подвижники латинства, признаваемые в недрах его святыми. «Когда Франциск был восхищен на небо, - говорит писатель жития его, - то Бог Отец, увидев его, пришёл на минуту в недоумение,  кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству или сыну по благодати – Франциску». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести!

Стр.70. В наше время в нашем отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признать решительно невозможным, а затвор очень затруднительным, как более опасный и более несовместный, чем когда-либо. В  этом надо видеть волю Божию и  покориться ей.

Стр. 73.  Акакия, спасшегося у жестокого старца, который согнал  бесчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб.

Стр. 74. Монахини приняв, странника-разбойника, омыли его ноги и пили ту воду; исцелилась больная».

Hosted by uCoz