Вопрос 2188: 8 т. Зачем некоторые юродствовали? И почему
Церковь этот вид дурачества стала считать подвигом?
Ответ: Священство совершенно не заботилось о том, чтобы их
прихожане знали Библию. А где нет света, там тьма гнездится вольготно. Так для умного надо многое знать, а под дурака играть, для этого
что нужно? Терпение и крепость,
чтобы по настоящему не свихнуться. Серафим Саровский говорит, что из тысячи
юродствующих только один настоящий юрод. А остальные от... На все почему один
ответ: «Не знали ни Бога, ни Библии». А
поэтому всякое необычное явление
стали давать в образец, потому
что на месте Библии была зияющая пустота. Прем.Сол.7:28
– «Ибо Бог никого не любит, кроме
живущего с премудростью». Прем.Сол.10:8 – «Ибо они, презрев премудрость, не
только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о
своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились». И
остались с юродством и уродством.
Михаил Клопск. – 11 янв.
«Осталось доселе неизвестным, откуда пришел в обитель святой Михаил, и кто были
его родители. Событие это совершилось летом, в то время,
когда вся братия была на утрене; на девятой песни канона, иеромонах,
совершавший божественную службу, окадил храм и пошёл
покадить в своей келлии, которая находилась около
храма; нашедши келлию открытой, между тем как он её
запер, уходя в храм, иеромонах вошёл в неё и увидел сидящего человека в
иноческой одежде; перед ним горела свеча, и он переписывал книгу Деяний
святых Апостолов. Возвратившись в храм, иеромонах сказал о виденном
игумену и братии. Те, по окончании богослужения, пошли к келлии и нашли её запертой извнутри.
Игумен сотворил молитву, но ответного возгласа из келлии
не последовало. Начали стучать в дверь; но она оставалась запертой. Тогда
игумен приказал разобрать крышу над сенями; войдя в них, нашли запертой и
внутреннюю дверь. Когда, по приказанию игумена, она была взломана, и все вошли
в келлию, то нашли там старца, который сидел и писал.
Настоятель спросил его: «скажи мне, человек ты, или дух?» Старец повторил слова
игумена. Игумен сотворил молитву, старец произнёс те же молитвенные слова, что
и игумен. Тогда настоятель стал осенять пришельца крестным знамением и окаждать ладаном; старец же уклонялся от каждения и вёл
себя, как юродивый.
Вместе с братиею святой
Михаил пошёл в храм к литургии, во время которой пел на клиросе с монастырскими
певцами. Игумен поручил ему прочесть Апостол, и все были до глубины души
утешены красотою и вдохновенностью его чтения. По выходе из трапезы, на
которой святой исполнял положенное чтение, игумен ввёл преподобного Михаила в назначенную ему для жительства келлию,
и с того времени блаженный остался в монастыре Живоначальной
Троицы, неся послушание чтеца в храме и на трапезе, и великое сердечное
умиление испытывали все слушавшие его чтение. Ни игумен, ни братия не могли
узнать, однако, имени новоприбывшего брата, откуда он пришёл и каково его
происхождение».
Иоанн Устюжс.
юрод. – 29 мая. «Всегда ходил с
грустным и жалостным лицом, так что те,
кто видел его, думали, что он не в полном уме… Тогда
мать его отправилась в бывший там монастырь Живоначальные
Троицы, приняла иноческое пострижение и вскоре избрана была игумениею
этого монастыря. Всё время она имела сына при себе, но блаженный отрок, познав
суету мира сего, принял на себя вид юродиваго, и
мать, видя, что он так ведёт себя, предоставила его воле Божией... Днём старался казаться людям юродивым и бегал
по улицам, чтобы не узнали его притворства… Отдыхал он
обыкновенно на навозе и ходил совершенно нагим, только на пояснице носил одно
разорванное рубище. Но когда случалось ему одевать на себя
рубашку, то и она всегда была ветха и никогда он не мыл ее. Много терпел
преподобный от легкомысленных людей оскорблений,
насмешек и побоев…
Однажды вследствие зимнего холода он влез в
сильно раскаленную печь, лёг в ней на горящие угли, как на постель, и нисколько
от этого не пострадал… Проведши так жизнь свою,
блаженной Иоанн, узнав о своем отшествии ко Господу,
помолился о всем мире, оградил себя крестным знамением и, легши на землю,
предал святую душу свою в руки Божии».
а) «Юродивый собственно значит глупый,
безумный. Так называются христианские подвижники, представлявшиеся глупыми или
странными из смирения и ради вечного своего спасения».
Симеон
юродивый – 21 июля. «Пусть не соблазнится кто-либо
читая про некоторые странные и вызывающие смех действия, которые святой Симеон творил в притворном юродстве, глумясь над пустым и
горделивым миром, но обсудит каждый слова апостольские: если кто из вас
думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным (1Кор.3:18-19).
И еще: «мы безумны Христа ради, потому что немудрое Божие премудрее человеков» - 1Кор.4:10; 1:25. Из Иерусалима
пошёл преподобный Симеон в город Эмессу
и там начал своё Христа ради юродствование: подходя к
городу, увидел на сорной куче дохлого пса; сняв свой
пояс, он привязал пса за ногу и повлёк его в город, быстро прошёл через ворота
и тащил по улицам. Собралось множество детей, которые бежали за ним с криком:
«Монах юродивый, монах юродивый!» И бросали в него камнями и били палками. А
утром в воскресенье, он вошёл в церковь при начале литургии, имея за пазухой
орехи. Прежде всего Симеон начал гасить свечи, а
когда хотели его выгнать, он, вскочив на амвон. бросал орехи в женщин и едва с большим трудом могли изгнать
его из храма. Он же, убегая, опрокинул продаваемые хлебы и так сильно был избит
хлеботорговцами, что едва остался жив.
…Увидав блаженного старца
продавец , не подозревая его юродства, обратился к
нему со словами: «Что бродишь, старец? Поди ко мне и
продавай сочиво, бобы, крупу и прочую снедь». Он тотчас согласился и, севши в
каморке того человека, начал даром раздавать припасы приходящим нищим, и сам их
ел, потому что не вкушал пищи целую неделю. И когда всё раздал и ничего не
собрал денег, то человек тот начал сильно бить его и вырвал у него бороду и
выгнал из своего дома; но старец, не уходя, сел у ворот.
…Когда он юродствовал в
городе, один содержатель корчмы взял его к себе и держал его, как раба. Был же
он нрава жестокого и немилосердного и редко когда давал старцу пищи, хотя ради
него и получал много прибыли, так как горожане говорили, глумясь: «Пойдем пить
в корчму, где юродивый». Старец своим юродством веселил пивших».
Василий Блаженный – 2 авг.
«Блаженный настолько был беден, что не имел для себя даже малой пещеры и не
носил на теле своём одежды, а пребывал всегда без жилища и ходил нагим и
летом и зимою, зимою замерзая от холода, а летом страдая от зноя. Находясь
постоянно среди шума и криков, но имея душу свою
свободною от страстей, он всегда проводил Христа ради жизнь юродивого. Он ничего
не говорил и представлялся как бы лишенным дара слова, желая этим скрыть от
людей свои добродетели и быть ведомым только Богу. Но «не может укрыться
город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). Вследствие чистоты
жизни блаженного и его несокрушимого терпения, слава о нём дошла до слуха
благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича,
всея России самодержца, которому о жизни его рассказал преосвященный митрополит
Макарий. Оба они весьма дивились его терпению и
прославили Бога за то, что Он даровал в их время такого святого мужа.
…После этих слов блаженный
предал душу свою в руки Божии. От тела его весь город наполнился благоуханием и множество жителей города стеклось на
его погребение. Открылось умилительное зрелище. Царь и князья до святого храма
сами несли на плечах своих тело блаженного, епископы и священники со всем
причтом, прославляя его, пели псалмы и церковные песнопения, а народ со слезами
восклицал, говоря: «Преблаженный Василие!
молись усердно Христу Богу нашему за город наш Москву и за все русские города и
селения, за христолюбивого царя нашего, его благочестивую царицу и за
благородных детей их, а воинству его будь пособником в победе и одолении супостатов».
Не раз меня надежда посрамляла,
Я в ожиданиях жестоко
обольщался.
Казалось
от удара лопнут скалы,
И образумится церковное начальство.
Не день, не год, а целых сорок лет
Скрижали не ржавели, а звучали.
Петрова тень скользила для калек,
И исцеленные как будто не молчали.
Казалось, стоит только
возвестить
О правильном крещенье с
погруженьем,
То всех оживших морю не
вместить,
Такое будет всюду
пробужденье.
Но в той купальне только тишь и блажь,
Вода не возмущенная спокойна.
Попов, архиереев не сотрясает плач -
С трикирием шатается покойник.
Мне думалось: когда узнают
люди,
Об истине, духовном
заблужденье,
Ту истину преискренно полюбят,
И в храме цену потеряют
деньги;
Вода в купели закипит от гнева.
Пусть даже та, что есть на самом дне,
Очнутся и поймут - их завело всех влево,
А правда справа - нет ничего родней.
Когда откроется неправда их
попов,
Их разнесут, как мощи по
кусочкам.
Так думал я, поверить был
готов,
От умиления в руке зажал
платочек.
Но, оказалось, никому не нужно
Смиренье перед Словом Иеговы.
Им ядовитое на завтрак и на ужин
Расписано - на сотни лет готово,
Надежда постыдила
безнадёжно -
Скотомогильник не захотел ожить.
Не оживить сухой бычачьей кожи,
Нет обрезания - заржавлены ножи. 29.6.03 ИгЛа