Вопрос 3661:
24 т. Часто слышал, как смеются над еврейской въедливостью, мелочностью в
разборе ситуаций. Нужно ли им это?
Ответ:
Это и помогло им сохраниться, хотя они ведь тоже не однородная масса. У них есть внутренняя установка на поиск
компромисса, и они – нация. А мы в таких же ситуациях чужие друг другу и
хватаются люди за топоры и за ружья.
(Бава
Батра).
«Возникает вопрос: как быть, если два дома стоят в общем дворе, и один из
соседей хочет возвести разделяющую этот двор стену, чтобы отгородиться от
непрошенного наблюдения из соседских окон? И ещё. Если оба соседа согласны
возвести стену, но один планирует сделать её массивной, а другой — тонкой, один
— низкой, другой — высокой, существуют ли конкретные законы, разрешающие
подобные конфликтные ситуации? В Мишне читаем: Два соседа, (выразившие) согласие построить во дворе
разделяющую стену, возводят её посреди (двора, и каждый жертвует половину
площади основания стены. Размеры и материалы) по
обычаю данной местности. И также на земельных (типа садовых) участках,
в местности, где принято возводить забор, один может заставить другого
(соседа) возвести забор (поделив между собой расходы). Там, где
заборы строить не принято (не обязательно), (тот, кто хочет) строит
(забор) сам и на своей территории. Талмуд исследует вопрос: почему
использованное в тексте оригинала Мишны слово мехица мы понимаем в значении — “стена”? Ведь можно
предположить, что речь здесь идёт о любом способе разделения территории.
Скажем, о линии на земле. Или — верёвке, натянутой между двумя столбами, а на
ней ленточки висят, что тоже было бы вполне очевидным разделением.
Но вот здесь-то Талмуд и
вводит понятие ущерба, который может быть нанесён посторонними взглядами. При
этом на основе различных законов, требующих возведения стен, приводится целых
шесть доказательств, что чьё-то наблюдение за человеком, который находится на
своей территории, — нанесение ущерба. Даже когда человек ремонтирует крышу
своего дома, его сосед имеет право потребовать, чтобы по периметру крыши
воздвигли стенку (пусть, очень тонкую), благодаря существованию которой
невозможно сверху заглянуть в окна чужого дома». Иез.38:11-12 – «и
скажешь: «поднимусь я на землю неограждённую, пойду на беззаботных, живущих беспечно, - все они живут без стен,
и нет у них ни запоров, ни дверей, - чтобы произвести грабёж и набрать добычи,
наложить руку на вновь заселённые развалины и на народ, собранный из народов,
занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли». Рим.12:10 – «будьте братолюбивы друг
к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте».
Уроки прошлого нам
жизнь преподаёт,
Настойчиво вгоняет в
непослушных,
Понятно, что из перца, а не
мёд,
Усердным, а не тем, кто
бьёт баклуши.
Конечно, лучшие уроки из примеров,
Описанных в Божественном Писанье,
По тамошним сегодняшнее сверим,
Чтоб не впрягаться нам
в чужие сани.
Ввиду неясности активничать
не стоит,
Лезть на рожон, устраивать
мятеж,
Сеть вроде полная, но с
хламом – всё пустое,
А в революцию вопят: хватай и режь!
Любую ситуацию из нынешних времён
Примерим и наложим на былое.
Узрим, что путь наш очень искривлён,
На тех же промахах лукавым ум уловлен.
Ах, если б знать, соломки
подстелить,
Но та солома вспыхнула,
сгорела.
И на кого надеялись, он влип,
На нём споткнулись первые
же стрелы.
Уроки только в том и состоят,
Чтобы не стать похотливым на злое.
Рассмотрим всю историю подряд,
Особенно на тех, кто из соломы строил.
Как мухи гибнут в разных
катастрофах,
Меняются в кумирне божества.
Вождей былых с утра снимают
в профиль,
«Дела» их можем ныне полистать.
Уроки так и пройдены на память.
Да видим, где закончится их след,
При том раскладе лучше вам не станет,
Маячит тот же с дыркою скелет.
Прими Христа, Апостолов,
пророков,
Печальной участи любителей
святого,
На райский свет за неземным
порогом
Они спешат всегда к нам на подмогу. 13.04.07. ИгЛа