Вопрос 652: 2 т. Каково духовное состояние в монастырях России. Можно ли идти туда, поступив в монашество?
Ответ: Игнатий Брянчанинов инспектировал монастыри и дал о
них свой отзыв: едва ли в России есть пять монастырей, которые можно назвать
духовными. Вспомним, что перед революцией было 1275 монастырей и около 57 тысяч
храмов и часовен. Влияние же на народ было практически нулевое. Мне пришлось быть
в разных монастырях, и всегда хотелось воспользоваться советом секретаря Иоанна Златоуста, святого Прокла:
«Не исправить тебе их, владыка, возьми свой жезл и прогони их всех». Мои ответы
о монастырях не нравятся монашествующим, да я на это и не набиваюсь. Просто
хочу дать знать, достучаться до монастырских лбов, что будет Страшный Суд, и
Бог будет судить всех, и в первую очередь монашествующих по слову Своему, т.е. по Библии, а не по хорошим и сверххорошим их уставам. Иоан.12:48 – «Отвергающий
Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно
будет судить его в последний день». Не пройдет и тысячной доли секунды предстояния перед лицом Божиим,
чтобы поверить в это. Иисус Христос обличал иудеев, которые свое неверие
оправдывали Моисеем. Христос же сказал им: Иоан.5:45 – «Не
думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на
вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете». Но именно Моисей и
будет их обвинителем.
Ссылка на составителей монастырских уставов и на своих настоятелей не поможет. Мое личное мнение такое: монастыри должны выполнять совершенно иную роль. 1. Как богадельни для престарелых и больных. 2. Как училища для миссионеров. 3. Как место уединения на две недели для всех без исключения священников каждый год, как это принято у католиков. А остальных монахов, которые уже дали обет безбрачия, выгнать на работу и евангельский труд. Пусть соединяются с Господом, а не друг с другом. Иоанн Златоуст, идя в предсмертную ссылку, как читаем в третьем томе его творений, просил снабдить монахов всем в достатке и обувью, и отправить их туда, откуда они родом – для проповеди Евангелия, распространения благой вести о Распятом и Воскресшем. Но в России монастыри сделались убежищем для тех, чья любовь была не разделена, для огорченных, бездеятельных, ленивых (прочтите «Стоглав» под председательством пятнадцатилетнего Иоанна Васильевича – Грозного).