Вопрос 3248: 18 т. Почему в исламе не запрещено многоженство и они даже это явление одобряют? А как же в Библии не раз говорится, что праведные мужи имели по несколько жён? И вообще многие считают, что отношение к женщине, особенно к матери, у мусульман более трепетное, чем у христиан. Так ли это?

Ответ: Недавно в Интернете была хорошая статья на эту тему – её и прочтём. «Какое же место в православной иерархии занимают мужчина и женщина? Еф 5:22-25. 1Кор.11:3,8-9,11-12. Итак, жене определено послушание. Не потому, что она как-то сущностно ниже мужчины, но потому, что в начале истории первая женщина первой внесла в мир преслушание заповеди Божией. Оно возложено на женский род именно как педагогическая мера, дабы через сугубое послушание мужу уврачевать проявленную склонность к непослушанию Богу. В послушании жены мужу нет ничего унизительного, так же, как нет ничего унизительного монаху быть в послушании своему игумену. Ибо и муж, и игумен также несут послушание – Христу. В современном же секуляризованном обществе эта связь не только разрушена, но и напрочь забыта. И тогда в самом деле, если ни муж не повинуется Христу, ни жена не знает Бога, никаких причин нет последней быть в послушании первому. Мусульмане смогут это понять, если они вспомнят, что точно также в Сунне объясняется тот факт, что Иаков, почитаемый в исламе одним из пророков, имел жёнами двух родных сестёр, что запрещено нормами Корана. Наконец, даже иудейскими авторами отмечено, что «практически каждый случай полигамии (многоженства), описанный в Библии, связан с несчастьем. Например, хотя Сарра сама поощряла Авраама взять в наложницы Агарь, кончилось всё тем, что обе женщины возненавидели друг друга. Два поколения спустя Иаков женился на сёстрах Лии и Рахили: результатом этого полигамного брака было горе, омрачившее и следующее поколение, сын Лии возненавидел первенца Рахили Иосифа. Библия с неодобрением описывает и многочисленных жён, которых много позже взял себе Соломон, потому что они приносили в Израиль идолопоклонство.

 Наконец, даже в Ветхом Завете имеются цитаты, которые прямо указывают на нежелательность многожёнства: «и чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор.17:17). Из этой цитаты видно, что многожёнство «развращает сердце», и Господь призывает не делать этого. Из 2 800 мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жён. Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех еврейских общин задолго до распространения христианства и, соответственно, проповеди Христа.  Отсюда понятно, почему Господь в Евангелии строго осуждает полигамию хронологическую (когда муж брал следующую жену, разводясь с предыдущей), но не осуждает полигамию единовременную (когда муж одновременно имеет несколько жён) — в это время такой уже просто не было среди слушателей благой вести.  Мусульманин-профессор восклицает, видя беспутную жизнь в христианских странах: «Стоит спросить себя, что же является более унизительным для женщины, «варварское» многоженство или «цивилизованная» проституция?» Однако, во-первых, такое сравнение совершенно некорректно. Супружеская измена и просто блуд – не часть православной догматики, но, согласно христианству, тягчайший грех, приравниваемый к убийству, тогда как многожёнство – неотъемлемая часть Ислама, закреплённая в его Священном писании (Коране) и Священном предании (Сунне).

 Это распространено в связи с тем, что брак, по мусульманскому праву и обычаю, может заключать лишь тот человек, который способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены — надо обеспечить содержание всем четырём, а это могут себе позволить лишь очень немногие. И основная масса мусульман — или ещё холостых, или тех, кому уже надоели одна-две «законные» жены, — активно посещают проституток-мусульманок.

 Так что даже вторичные браки, заключаемые овдовевшими, Церковь, хотя и позволяет, снисходя к немощи отдельных чад, воспринимает как противоестественное, и по 40-му правилу Номоканона, «второженец отлучается, смотря по его летам и обстоятельствам, на год или на два, а троеженец на три или на четыре года, по 4 прав. Василия Великого. А многоженство, т. е. четверобрачие и так далее, называется делом скотским и совершенно чуждым человеческому роду, а почему и недопустимо во Святой Церкви, по 80 правилу Василия Великого, где велено расторгать таковые браки, и таких супругов подвергать епитимии на четыре года». Мусульманские апологеты не устают повторять, что Коран нельзя мыслить вне Предания-Сунны (на основе которой, складывается, в частности, и Тафсир). Странно, почему они в таком праве по умолчанию отказывают христианам. Напомним один хадис: «передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас по-настоящему, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына своего»» (Ал-Бухари, 14). Следует вспомнить, что Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Её на попечение одному из Своих учеников (Ин.19:26).

 В лице Мухаммеда мы не увидим ничего подобного, ибо, будучи сиротой, он был не в состоянии личным примером научить своих последователей должному отношению к матери. Почтение делами, выражаемое к матери, не относится к деяниям, которые совершал основатель ислама. А система двойных стандартов, более жёсткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна как раз в исламе, так что, возможно, г-н профессор просто перепутал: «...и услышал от него Пророк: «Мой сын работал на этого человека и совершил прелюбодеяние с его женой. В возмещение убытков я отдал ему 100 овец и девушку-рабыню». Пророк ответил: «Забери своих овец и рабыню обратно, а сын твой получит 100 ударов и будет на один год изгнан. Покаявшуюся же прелюбодейку побейте камнями» (Малик 493:1524).

Отношение к женщине. Коран учит, что: «Мужья стоят выше жён потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них» (Коран 4:38 по пер. Крачковского).

 Согласно распространённому хадису-изречению «пророка», большинство женщин окажутся в аду. Ибн ‘Умар рассказывал, что пророк сказал: «О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей огня - это вы. И одна женщина из их числа спросила: Почему большинство обитателей огня - это мы? Он сказал: Вы много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из обладающих разумом, было бы больше недостатков в вере и уме, чем у вас» (Муслим, 1879). Согласно другому хадису, «пророк сказал: я не оставил после себя искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины» (аль-Бухари и Муслим). Таким образом мы видим, что Сунна полна высказываний оскорбительных и унизительных для женщин.

Развод. Любой из четырёх браков в мусульманстве может быть расторгнут и число последующих браков и разводов вообще не регламентируется. Шариат знает несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Хотя поводы для развода достаточно точно определены, муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен выделить жене необходимое имущество «согласно обычаю». Разведённая женщина в течение трёх месяцев остаётся в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребёнка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена же может требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на её содержание. Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной процессией. Мужчина-мусульманин имеет право жениться на иноверке, но мусульманка выйти замуж за иноверца не может.

 Только в исламе существует чудовищное постановление, что если разведённые муж и жена захотят снова сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину (!), развестись с ним, и только после этого вернуться к прежнему. «Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран 2:230).

В Коране прямо предписывается бить непокорную жену: «увещевайте, избегайте их на ложе супружеском и бейте их» (Коран 4:34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе из-под пера учёных шейхов выходят специальные книги, посвящённые тому, как надо «правильно» бить жену!

 В качестве «домашнего задания» остаётся только сравнить мусульманское понимание женщины как ущемлённого в правах «наиболее вредоносного», «имеющего недостатки в вере и уме» нижестоящего существа, обречённого в большинстве своём оказаться в итоге в аду, и христианское понимание женщины как созданной по образу Божию (Быт. 1:27). 1Пет.3:7 – «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». Еф.5:28 – «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя».  Еф.5:23 – «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».

 

Плодливы голуби, хватает их на всё,

На красоту, селекцию и жертву,

Голубка выводков пяток нам принесёт,

А там, глядишь, на кладке уже первый.

       Всего лишь пара хилых, беззащитных,

       Как и сама голубка, тех птенцов;

       Пород их ряд едва ли кем сосчитан, –

       На лапке с номером хозяйское кольцо.

Кто безразличен к томной воркотне,

К тому, как парочки целуются потешно,

Тот вряд ли будет удивляться  мне,

С усмешкою давиться осужденьем грешным.

       Примеры трудно выжать из того,

       Что примелькалось, так сказать, приелось;

       Тем более, с каким-то голубком –

       Соседом злым был не один подстрелен.

Родить духовно можно через слово

Евангельское, с вестью об Иисусе;

Душа, в крещении одетая в обновку,

Молитвой-воркотнёй налаживает гусли.

       Примеры простоты не просто обрести

       На ежедневных вылазках с постели;

       И истово слагаются персты,

       Чтоб мирно разойтись из-под обстрела.

Чем больше будем нищим возвещать,

Из их среды воздвигнет Бог пророков;

Плодиться, размножаться – Апостольства печать,

Какой антихрист возглаголет против?

       Голубчики-монахи, вам ли не понять, –

       Без благовестия не будет чадородья;

       И за бесплодие придётся вам пенять

       Себя – в упрямстве не один был проклят.

Летите голубиной дружной стаей –

Богоявление монашество разрушит;

И эра воскресения настанет,

Имеющим же уши нужно слушать. 30.09.06 ИгЛа

Hosted by uCoz