Вопрос 3254: 18 т. Везде, где я бывала в храмах, все, кто хочет, подают записочки с именами всех своих родных и знакомых, живых и мёртвых. А почему у вас пишут в записки-помянники только своих, хорошо вам знакомых, которых и батюшка знает?

Ответ: Такой порядок был всегда в церкви, когда были свои и чужие и церковь не была проходным двором, как сейчас почти абсолютно везде. Но у нас для «всех» есть третий род записок, в который вписывать можно своих  знакомых, чтобы они обратились ко Христу – об их обращении.

«Диптих - списки имён, поминаемых во время литургии в древней церкви. Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединённые друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями.  В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имён святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости  церкви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времён. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана, во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись ещё в XV в., в Западной – вплоть до XII в. Исключение из диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием, показывавшим, что исключенное лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия (491-518), отвергшего решения Халкидонского Собора. Вообще, обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством православия (или неправославия) скончавшихся епископов. Из диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные книги (помянники)». Деян.5:13 – «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их».

 

Чьё имя ныне более всего

Ласкают, превозносят, им трезвонят?

Но смерть врывается и тычет острогой,

И бальзамируют останки прежней вони.

       А этот Ирод ждал льстецов толпы,

       Кормил за счёт ограбленных овечек.

       Бог долготерпит, требует долги,

       Бьёт супостата, и прикрыться нечем.

А каждый мыслил имя утвердить,

Награбленное посвятить потомкам.

Бог  Иегова вынес Свой вердикт –

Уносит мусор временем-потоком.

       На вавилонских башнях строят имя,

       Но кисть Незримого пропишет на стене

       Их лёгкость, и построенное ими, –

       Дрожать тем пиршествам и в страхе костенеть.

Но есть святее всех святое Имя

Создателя миров, под Чьим живём  покровом.

Превыше всех богов – их ныне нет в помине, –

То имя Сущего – Владыки Иеговы.

       Пред этим именем замри, благоговея,

       И всуе не помысли где произнести;

       Все имена лишь жалкие копейки,

       В Нём глубина сверх всех глубин морских.

Но выше всех имён и аллилуй,

Святое слово Божие – Писанье,

Оно есть семя и желанный плуг,

Его услышав, мёртвые восстанут

       И это слово –обоюдоострый меч,

       Святая  Библия – всем книгам суперкнига,

       Нам исправляет мысли, слух и речь,

       Преображает всё, чего достигли.

Перед Евангелием головы склоните,

Благоговея пред каждой строчкой.

Святые заповеди восхвалить в молитве –

В ней жизнь, о том провозгласите громче.     01.07.06. ИгЛа

Hosted by uCoz