Вопрос 3345: 19 т. М. Сергий впереди себя имел огромный опыт церковного служения мирским властям. И патриарх Тихон хотел легализовать церковь через уступки. Но несогласные с ними обличали ли в этом Сергия?

Ответ: Всегда были и будут мыслящие не по общей линии.

«Чтобы увлечь в свои сети побольше доверчивых простецов, м. Сергий в самом начале декларации ссылается на почившего Патриарха Тихона, заветной мыслью которого будто бы было стремление поставить Православную Церковь в правильные отношения к советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования.

Что же, вполне возможно, что Патриарх Тихон не чужд был столь героических, столь грандиозных и невыполнимых начинаний. Но если Патриарх Тихон думал дать Церкви Христовой на территории СССР, в эпоху диктатуры пролетариата, строящего новое социалистические безрелигиозное общество, возможность законного и мирного осуществления своих вековечных неземных задач, то это лишний раз доказывает, что человеку даже и на высших ступенях иерархической лестницы свойственно ошибаться. И Патриарх Тихон в этом случае несомненно ошибался, а за ним ошибается и митрополит Сергий. Благодарение Господу Богу нашему, Православной Церкви чужда мысль о непогрешимости патриархов, местоблюстителей и их заместителей. Нисколько не смущаясь, члены Синода Патриаршего с митрополитом Сергием во главе предлагают в своей декларации всем несогласным с выдвинутой ими церковно-политической программой устраниться от дел церковных и таким образом Русскую Православную Церковь объявляют и превращают в партийную организацию.

Предъявляя эмиграции странное требование дать ему, м. Сергию, письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству, Митрополит Сергий тем самым, Бога не боясь и людей не стыдясь, объявляет свою, так называемую, Патриархию подотделом политического управления, а не стражем веры, Православия и благочестия. М. Серий клевещет на своих братий и отцов, в изгнании сущих, и во всеуслышание перед верующими и неверующими – громогласно возвещает, что те, коих до издания декларации он сам и верующий народ считали исповедниками Православия и поборниками Правды Христовой, теперь представляют собою обычных контр-революционеров, или, по выражению м. Сергия, «людей иного настроения». Очевидно, м. Сергий не отдает себе отчёта в результатах своего доноса на Православную иерархию и духовенство… М. Сергий с весны 1927 г. действует не по благословению Божию, а по допущению Божию. Во-вторых, всякое дело узнаётся по его плодам и результатам. А плоды Сергиевской деятельности вот каковы: образование новой церковной группировки, новый раскол, дробление Единого Тела Христова и неизбежная при этом церковная смута: Мф.7:16 – «По плодам их узнаете их». Так, например, м. Сергий в своём воззвании уверяет чад Православной Церкви в том, что радости и скорби, удачи и неудачи социалистического пролетариата и Церкви Христовой совпадают.

 Дальше, кажется, идти некуда. Построение социалистического общества по проекту Ленинского социализма предваряется обязательным истреблением в человеческом обществе всякой религии и наипаче христианской. И не является ли упорная попытка, не взирая на печальные примеры недалекого прошлого (история с обновленчеством и возникновением ВВЦС), легализовать Православие в пределах СССР, при данной церковно-исторической обстановке, плодом некой болезненной одержимости у лиц невнимательных к Слову Божию, истории Церкви и знамениям времени? Если в данное время и можно говорить о легальной Православной Церкви в стране диктатуры пролетариата, то лишь только в ироническом, либо в саркастическом смысле. Если можно говорить в нашу эпоху о легальной Православной Церкви в СССР, то лишь в том случае, если слово «легальный» считать производным от глагола «лягать». Итак, легализация Царствия Божия в царстве диктатуры пролетариата, строящего новое социалистическое безбожное государство, представляет собою чистейший абсурд. Говорить о легальной Православной Церкви в пределах СССР-это то же, что говорить о круглом квадрате, или горячем льде, или холодном огне». Премол.11:21 – «Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты все расположил мерою, числом и весом». Ис.43:24 – «Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня». Откр.2:10 – «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».

 

Сто восемнадцатый псалом не выброшен на слом,

Ещё послужит многим сёстрам, братьям;

Он про устав, Завет, Божественный Закон,

С повторами сто крат варьирует обратно.

       Кто благовестие и Библию не знал или забыл,

       Ему псалом в укор – сплошное обличенье.

       Сметают староверы с него усердно пыль,
         И воском капают за умерших плачевно.

Когда и где псалму тому начало:

«Блажен и непорочен на пути Господнем».

Писался при луне, в пещере ли холодными ночами,

Быть может, с вдохновением, в одном исподнем?

       Перед глазами длинной, скорбной вереницей

       Сползали нарушители небесных откровений.

       К ним сожалением я так и не проникся, –

       В прибое времени их безымянность-пена.

Они слова Владыки зло пренебрегали,

Надменье колосилось при насыщенье полном.

Хвалились толстосумы, вся грудь почти в регалиях,

Но как после цунами разгладили всё волны.

       Давид не мог и не посмел забыть

       Всю дерзость хульников закона Иеговы;

       В развалинах домом, на головнях избы

       Им ныть, но и оттуда их, разнесчастных, гонят.

Казались, нет конца длиннющему псалму,

Рука не успевала писать хвалу для Слова.

Я до сих пор, читая, не пойму,

За сколько времени псалом тот был готовым.

       Мне благо, мне успех в благословеньях чудных,

       За то, что возлюбил устав, Закон, Завет,

       В них радуюсь я в праздник и, конечно, в будни,

       Над новыми стихами ещё всю жизнь корпеть.

Но вот и подошёл к концу псалма-гиганта,

Себя увидел крохотной, потерянной овцой.

Взыщи меня, о Господи, как паразита-гада,

Я червь – не человек… С Тобой же я – святой. 27.12.06. ИгЛа

Hosted by uCoz