Вопрос 3045:
16 Т. О каких постах говорится здесь? Как и у нас тоже четыре поста: Зах.8:18-19
– «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф:
пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого
соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину
и мир».
Ответ:
Согласно Библии у евреев был только один пост: Лев.16:29 – «И да
будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день]
месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец,
поселившийся между вами». Этот день был днём великого очищения народа. Числ.29:7
– «И в десятый [день] сего седьмого месяца пусть будет у вас священное
собрание: смиряйте [тогда] души ваши и никакого дела не делайте». Именно
об этом месяце бурь упоминается у Луки: Деян.27:9
– «Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что
и пост уже прошёл, то Павел советовал». Продолжительность поста была
только один день, в который ничего не вкушали.
Библия даёт понятие о посте, как о помощи в горе, в несчастьях, при
смерти. (1Цар.31:12; 2Цар.1:12: Пс.108:24). Понятие о посте было живо
всегда в народе и в случае беды, болезни прибегали к посту, как к надёжному
средству показать своё смирение перед Иеговой, Богом евреев. Надевали на себя
мешковину, посыпали головы пеплом, землёй. (1Цар.7:6; Неем.9:1; Иер.36:9;
Иоил.2:15).
Вавилонский плен многому научил: Зах.7:3 –
«и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков,
говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много
лет?» Когда была разрушена столица евреев Иерусалим, они учредили национальный пост в
честь сей страшной трагедии. Иер.36:9 – «В пятый год Иоакима, сына
Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему
народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских».
Чудо мира храм Соломонов был сожжён Навуходоносором, а затем отстроен
Зоровавелем. Но память о катастрофе отмечалась ежегодно постом: Иер.52;15
– «В пятый месяц, в десятый день месяца, - это был девятнадцатый год царя
Навуходоносора, царя Вавилонского, - пришел Навузардан, начальник
телохранителей, предстоявший пред царём Вавилонским, в Иерусалим». Что
именно в честь этих событий были посты, нужно сравнить даты указанных бедствий
и даты поста у Захарии пророка. Годолия, ставленник завоевателей был умерщвлён
лжепатриотами и в честь сего тоже был назначен пост: Иер.41:1 и далее. «И
было в седьмой месяц, Исмаил, сын Нафании, сына Елисама из племени царского, и
вельможи царя и десять человек с ним пришли к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу,
и там они ели вместе хлеб в Массифе». Назначили пост и по случаю начала
осады столицы Иерусалима: Иер.52:4 – «И было, в девятый год его
царствования, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор,
царь Вавилонский, сам и все войско его, к Иерусалиму, и обложили его, и
устроили вокруг него насыпи». Но пророки многократно предупреждали, что
внешний пост без внутреннего изменения, без покаяния истинного и смирения
ничего не даёт: Ис.58:3-14; Иер.14:12;
Зах.7:5-6 – «скажи всему народу земли сей и священникам так:
когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже
семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда
пьёте, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьёте?». Эти четыре
поста евреи назначали произвольно, так решили старейшины. Точно так же и
монахи-пустынники решили самовластно
наложить непосильное бремя на всех – четыре и притом многодневных поста.
Учитывая, что у евреев эти четыре поста были все однодневными, и даже с этими
четырьмя постами у пророка Захарии они постились в году только пять дней всего,
то мы по сравнению с ними – сверхпечальные подвижники – (7 недель Великий пост;
6 недель – Рождественский пост; 2 недели – Успенский пост; и от двух до пяти
недель– Петров пост. Итого: не менее 18
недель, то есть 126 дней). Но у нас ещё почти в круговую два постных дня в
неделю, да усекновение главы Иоанна Предтечи, да Крестовоздвижение, да два
сочельника. Набирается не менее 200 дней в году, а у евреев – 5. И получается,
что у нас в… 40 раз больше постных дней, чем у евреев с их самовластно
назначенными постами. И если фарисей высоко думал о себе, ставя в заслугу два
постных дня в неделю, то мы тут и ему дадим укорот – наше фарисейство – Эверест
по сравнению с его Синаем. Лук.18:12 – «пощусь два раза в неделю,
даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Мои таланты – сети
рыбака,
Раскинутые тайно
повсеместно,
Лишь поплавки пока дрожат
слегка
И наполняют ожиданьем
действо.
Натаскивал Апостол Павел близких,
Посланиями чистил их до блеска,
Высоких находил и даже самых низких,
Учил искать нередко и по леске.
Уже в конце, готовясь к
переходу,
Перед собой таланты
разложил;
Один из них был постоянно
годен,
Затарены прибытком на годы
стеллажи.
Иной талант поверхностно подсчитан –
Бесперспективным кажется запас,
Завернут куколкой, неразвитой личинкой,
И в Судный День меня он не украсит.
Широкопрофильный рыбацкий
инвентарь
Ввести, учитывая нашу
современность;
Так Моисей работал жезлом
встарь,
То в змея превращая, то
скалы рушил с треском.
Талант преобразуя в хлеб и платье,
Умножим милостыню щедрым раздаяньем;
Обителью ушедшие заплатят,
Той радостью объятого не посчитайте пьяным.
Мы говорим «Талантище!» о
том,
Что глыбой возвышается в
пустыне;
Победный гимн с молитвой и
постом,
Курение хвалы столбами
дыма.
Таланты развивайте у ребёнка,
Учите виденное с Библией сравнить.
Все знают, рвётся там, где очень тонко,
Вплетайте чаще розги и ремни.
Бог верой в Иисуса наградил
–
Её распространяйте
повсеместно;
Гружёные прибытком корабли
Взойдут к Христу с богатою невестой. 14.03.06. ИгЛа