Вопрос 3541: 23 т. Монашество названо образом покаяния – так ли это? И что тогда есть действительный образ покаяния, чтобы тому подражать?

Ответ: Во всей Библии только один раз встречается это словосочетание. Сир.45:15 – «Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов». Если бы про Еноха было написано пусть не 12 книг, как о житиях святых, а хотя бы одна страница, тогда бы этим путём все устремились, даже если этот путь ведёт в монастырь. Быт.5:22-24 – «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерейсех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Иуд.1:14-15 – «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Евр.11:5 – «Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу». Вот всё, что можно смело брать за основу образа покаяния Еноха. Ходил перед Богом, угодил Богу, пророчествовал. Это заслуга Еноха. А то, что он жил долго, что переселён к Богу, не видя смерти, – это милость Божия и за это Еноху награды нет. Собственно смерти он не избежит. Как полагают, что сии два пророка, которые будут обличать и карать непокорных при антихристе, – это Илия и Енох, и они оба будут убиты. Откр.11:7 – «И когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их». Они прожили тысячи лет неизвестно где, как и в каком теле, но жили в сознании, что им предлежит выпить смертную чашу в конце времени. Образ покаянии в том, чтобы всегда быть перед лицом Божьим, как бы в присутствии Вездесущего.

 И ни о каких делах Еноха мы не читаем в Библии, но только известно, что Апостолу Иуде была известна некая книга, достойная доверия, ибо он на неё ссылается. В этой «Книге Еноха» было нечто ещё сказано про Еноха. Но даже в этой своей одной фразе Апостол Иуда приоткрыл нам о деятельности Еноха нечто вовсе уж несообразное с практикой монашества. Енох обличал нечестивых, а не прятался от них. Монашество есть протест - глухой и безмолвный - против обмирщения церкви в IV веке – на том стоит и официальное толкование возникновения монашества при Павле Фивейском и Антонии Великом. Зная образ покаяния, легко к нему звать и других. 50 раз в Библии говорится о покаянии, но образом покаяния назван только Енох. Почему? Разве Иоанн Креститель не есть наибольший образ и образец покаяния и не то же ли он делал, что и Енох? И не назван ли он наибольшим из пророков и из рождённых жёнами? Лук.7:26,28 – «Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». Судя по указанному здесь, монашество есть антиобраз покаяния, ибо не пошло на благовестие в мир, не обличало так, как Енох и Иоанн. Отдельные личности в монашестве, которые вышли на эту тропу, были гонимы в самом монашестве и не делали погоды на мёртвом озере затворничества и молчальничества. И настоящего покаяния в этом грехе молчания и тишины они не принесли до сего дня. А значит и по отношению к прочим они не принесли могущей быть от них пользы, плодов покаяния народ сотворить не мог, а принёс плевелы гнева, разгромил монастыри и пустил на распыл накопленное за тысячи лет. Деян.20:21 – «возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа». Рим.2:4 – «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?» Если все возвышенные эпитеты, которые монахи к себе прислонили, сверять по Библии, то не осталось бы ни одного, а только сухое, горбатое дерево на вершине горы, а вернее в пропасти тёмной, как видел видение Пахомий Великий. 1Петр.4:11 – «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии».

 

 Приятель своего приятеля просил,

 Чтоб Бочкою его дни на три он ссудил.

 Услуга в дружбе – вещь святая!

 Вот, если б дело шло о деньгах, речь иная:

 Тут дружба в сторону, и можно б отказать, -

       А Бочки для чего не дать?

       Как возвратилася она, тогда опять

       Возить в ней стали воду.

       И всё бы хорошо, да худо только в том:

       Та Бочка для вина брана откупщиком,

       И настоялась так в два дни она вином,

       Что винный дух пошёл от ней во всём:

       Квас, пиво ли сварят, ну даже и в съестном.

 Хозяин бился с ней близ году:

 То выпарит, то ей проветриться даёт;

 Но чем ту Бочку не нальёт,

 А винный дух все вон нейдёт,

 И с Бочкой, наконец, он принуждён расстаться.

       Старайтесь не забыть, отцы, вы басни сей:

       Ученьем вредным с юных дней

       Нам стоит раз лишь напитаться,

       А там во всех твоих поступках и делах,

       Каков ни будь ты на словах,

         А всё им будешь отзываться.             Крылов, 1814-1815

Hosted by uCoz