Вопрос 3470: 22 т. Какую цель преследуете, каждый год отмечаете день деревни? Кто и что говорит в выступлениях по этому поводу?

Ответ: Приятно побыть с друзьями, вместе поблагодарить Господа. Так в 2007 году это событие было 20 мая – 16-летие со дня начала восстановления Потеряевки. После литургии и благодарственного молебна и погода позволила собраться на улице напротив входа в храм.

 Отец Иоаким: Шестнадцать лет назад родилась наша деревня. Вновь возродилась. 16 лет – это тот срок, когда человек уже идёт самостоятельно. Мне в 16 лет мать дала три рубля на дорогу до Барнаула и благословила. С этого дня началась моя самостоятельная жизнь. Отец и мать не спонсировали нас никак. Бывало, гуся дадут, ведро картошки, потому что нечего было дать. Не как сегодня. Учатся, а мать и отец везут тысячи. Этого не было ничего, а мы сами всего добивались. Так и наше возрождение деревни. Прошло 16 лет. Всего добивались сами при помощи Божией. Господь посылал нам добрых людей, помощников на нашем пути. И сегодня мы видим, что у нас есть. Даже в мыслях у меня не было, чтобы были школа, храм, что вот так люди будут приезжать в гости. Мы просто начали месить глину, солому мешать, делаем, ляпаем что-то. А чтобы вот так было этого даже и в мыслях не водилось, как говорится, ни один шарик не поворачивался. Но мы просили: “Господи, если воле Твоей угодно, благослови наше начинание”. Школа у нас до девяти классов теперь. На сегодняшний день у нас 48 жителей вместе с детьми. Детей больше, чем взрослых. 25 детей и 23 взрослых. Храм сделали мы сами. Думали строить новый, но увидели, что это будет нам не по силам, да и этого, пожалуй, хватит. Все мы здесь пока помещаемся. Две недели назад к нам сюда в командировку приезжал корреспондент из “Российской газеты”. Это правительственная газета. Ему было задание сделать репортаж о возрождении российской деревни. Он раньше у нас был, 7 лет назад. Была тогда так же заметка в газете. И вот он приехал. Прожил он 4 дня. Ходил свободно, со всеми беседовал, делал свои заметки. Потом он говорит мне. “Батюшка, вот, смотри, говорят, что возрождение. А я смотрю, люди уезжают даже”. Отвечаю ему: “Одни уезжают, другие приезжают. У нас свобода. Полная свобода, и мы никого не держим. И такой задачи, Сергей Сергеевич,  я никогда не ставил. Хотя некоторые жившие у нас об этом тоскуют». “Ну, что здесь жить, здесь людей мало. Надо, чтобы как в городе было много людей”. Я против того, чтобы было много людей. Не надо много! Много будет – это тот же самый шалман будет. Тогда не сможем даже вот так собраться. Наша главная задача – это возрождение деревни, и не просто возрождение, а чтобы деревня была такой, как указано в свидетельстве о её регистрации: “На основании православных христианских заповедей и русских благочестивых обычаев”. А я его ещё спросил: “А Вы вот так ездите много?” “Да, бывало”. “Может быть, слышали, что так вот начиналась деревня, и есть она сегодня? Я бы поехал посмотрел, поучился”. Он говорит: “Нет, не знаю, нигде не видал”. “У меня просьба, что как только где узнаешь, сразу немедленно сообщи, потому что часто мне приходится слышать такой укор, и даже от близких: “А вот, батюшка, это неправильно, не так надо было делать”. “А как?” “Да не знаем как, но неправильно это”. “Ну, покажи, где люди правильно делают, и я поеду поучусь”. Но пока одни разговоры, ничего нет. И мы в этот день сегодня собрались для того, чтобы нам поблагодарить Бога за Его милости к нам. Чтобы Господь излил милости на нас и на того, кто помогал нам в возрождении деревни, и дал Господь благословение и на будущие дни жизни, сколько Он положит нам ещё по Своей милости. И обильно так же Господь благословил бы и всех, помогающих нам и вспомоществующих нам. У кого есть слово назидания, пожелания, пожалуйста!

ИгЛа.: Батюшка сказал о корреспонденте. Действительно, это правительственная газета, и они серьёзные вопросы поднимают. Был Сергей Сергеевич Макаров. Он подарил мне свою книгу “Помню странника”. Он сам пошёл с паломниками. Там какой-то Великорецкой иконе поклоняются. Пешком в оба конца под 150 км. Речь идёт чуть ли не о 100 тысячах паломниках. Это ужасно! Идут старые и малые. И он знает деревню, ибо он всю Россию проколесил, когда сотрудником “Комсомольской правды” был. Заехал в одну деревню, пишет, и не пойму, ни одной собаки, ни одной кошки, ни одного человека. Ясный солнечный день. Останавливаемся, школа. Я думал, выбегут ребятишки. Нет. Заходим в почтовое отделение. Как в бермудском треугольнике, корабль находят, а все люди исчезли. Пойдём, говорит, сейчас посмотришь по домам что. Мы увидели стол. Тебе стол надо? Бери. И далее он перечисляет, как двадцать тысяч деревень исчезло. На Алтае погибло, я знаю, 360 сёл. 360 деревень, а не человек. И не маленькие Потеряевки были, а речь идёт о деревнях, где тысячах людей жили. Там были хорошие специалисты, своё масло, пимокатки, мельницы, школы. Ничего нет. А ведь сельское хозяйство – хребёт страны, а не тяжёлая промышленность, как учили коммунисты. Сельское хозяйство, которое всегда дотируется любым государством. Если там дотируется 28 %, то здесь… 1 %. Я сам был в Америке. И мне в монастыре рассказывали, что приезжает представитель власти и расспрашивает,  сколько здесь засевается, какой урожай, по какой цене продавали, сколько тратили на себя. Если 1,47% прибыли нет в сельском хозяйстве, то уже убыточно. Если бы люди по-настоящему трудились, то развивалось бы всё. Они посчитали и говорят, что  нужно, чтобы наша земля была более плодородной. Первый год мы собирали по 28 ц. с га, второй – двадцать пять, на третий ещё меньше. Вы видите, земля скудеет. Итак, три года, чтобы вы её не засевали. За три года земля восстанавливается. Подсчитали, сколько за три года была бы прибыль: в банке получите деньги. Три года не земле не будете работать. Вот так государство дотирует. Три года рабочим платят. Дурная страна, от жира лопаются? А может быть, мы от дури усохли? Я говорил, что один олигарх  нынешний в России имеет 6, 5 миллиардов долларов прибыли в год. То есть 240 тонн золота. Да если бы хотя бы один миллион нам дали, да мы бы сады подняли, пруды очистили, рыбу развели. Вот эти пруды чистили мы, наняли технику, резали коров, свиней. Нам практически ничего нельзя сделать. И все это понимают. Мы же делаем не для одной прибыли и батюшка сказал вам о том. А кто не понял этого, то  это просто люди случайные, по другим причинам сюда приехали. Спрашиваю одного, для чего приехал. “Да меня из Казахстана гнали, сказали: дом не продашь, сожжём, а дочь твою изнасилуем”. Он приехал сюда, и ему ничего не дорого наше, он бунтует. Мы-то думали, что приедут родственники и будут первые наши друзья. Ничего подобного! Если внутреннего убеждения нет, то ничего нет. Нам гарантию-то Бог не дал, что селение будет стоять. Андрей Кураев пишет, что если мы не переменим отношение к проповеди, то на месте Московского патриархата по всей стране будет московский исламский халифат. Да это и так понятно. И здесь будет Китай. Артист Мамонов так  и говорит, что сыну его надо учить китайский и быть на вахте китайской, на нефтяной вышке. Вот так! А мы, не знаю, как это удалось, хотели, по крайней мере, показать, что всего достаточно, когда ты со Христом.

 Вы понимаете, что если я предложение не буду договаривать, то многие удивятся. Меня спрашивали в 90 годы, когда всё закрутилось, какая самая лучшая политическая система. Меня вызывали везде, и в Академгородок политики приезжали. Я говорю, что я знаю две системы. Лучшая – это шведская, и ещё взять филиппинскую. Но самая лучшая была создана Адольфом Гитлером. Лучше не было и не будет никогда. Но при одном условии, - что Бога нет. А если Бог есть, то это был сатана в образе человека. Этим он и закончил. Самая лучшая система – та, когда люди верят в Бога, когда есть страх Божий, когда каждый в ближнем видит Христа. Христос спросит: посетили ли больного – Меня посетили; накормили – Меня накормили. Не требуется всё отдавать, как первые христиане, но ты удели хотя бы десятую часть на того, кто нуждается. Притом работать надо!

Написано, в поте лица будешь добывать хлеб свой. Я в Америке был, видел, как они работают. Они хорошо живут, но они и много работают. Они не говорят, что у меня таланта нет не работу. Или что таланта нет навоз вывозить. У нас отец без руки был, и он с пяти лет нас брал с собой пасти. Потеряевка, может, завтра исчезнет, но мы будем всё равно приезжать сюда. Но мы показали пример, что можно в разрухе, в беде начинать и работать. Со Христом. Меня обидели? Да я никакой обиды знать не хочу. Когда жизнь во Христе, ты пришёл, помолился: “А чем я лучше? Да зачем я буду не него обижаться?”. Всё встало на место. Во Христе. Потому что мне каждый день надо молиться. А молиться нельзя, пока я не прощу ближнего. Вот почему люди разъезжаются. Иногда говорит, что деревня такая-то бедная, запилась. Два слова несовместимы: “бедная” и “запилась”. Так они не из силикатного же кирпича водку-то выжимают. Если деревня бедная, то они жить должны экономно. Вот видите, сколько у меня заплат. Я сижу с главным банкиром, с Песоцким Владимиром Филимоновичем. Он все книги мои имеет, читает. Я его прошу каждый год о помощи для лагеря. И он помогает. Это лучший мой спонсор. Он не член нашей общины. У нас ничего нет. Самое главное – жить во Христе. Мы не знаем, какие плоды вырастут. Мы посеяли, и нас уже не будет, а люди будут помнить: “Пример дан!” Пример тот, что когда с верой, с молитвой соблюдают всё. Мы о жизни вечной думаем. Христос умер за нас, и мы с этого начинаем.

Сегодня мы, как могли, собрались поблагодарить Бога. Господи, как Ты нам много дал. Посмотрите на то, что радует глаза. У нас сегодня житель сельского хозяйства, по статистике, кормит 13 жителей города. Нашего жителя, Барабаша Игоря Александровича, я очень уважаю за его руки, за его труд, за его землю, что он фермер, он даёт настоящий статус нашему селу. Ну, и потому что моих голубей кормит ещё, даёт отходы. И спрашивают: “Если дети наши уедут в город, то что с ними будет?” Не знаю. Вы покажите, что ничего нет лучше, чем жить со Христом, а ребёнок  тогда изберёт лучшее. 16 лет – это просто дата. Человек же за 16 лет взрослый делается. Мы уже начинаем взрослую жизнь. У нас были люди, которые бунтовали против батюшки, против устава. Их никого нет, они разбежались. Но там, куда они уехали, они окончательно пали. Я знаю,  некоторые бы хотели здесь жить, но по-своему, как вот один приезжает: “Не пью, не курю, но я матерюсь”. “А у нас нельзя!” “Я не могу, из меня вырывается”. У нас нельзя. Чтобы здесь поселиться, должно быть минимум, как  пять качеств: Не лгать, не пить, не сквернословить, не воровать, не курить. Тогда будем первый разговор вести. Разве это плохо? Стране нашей не нужны такие люди? Да государство радовалось бы этому. А мы – никто! Фактически так,  верующий никто для них, так – шут гороховый. Мы дали пример, о нас поставили фильмы, о нас писали; и когда-то нас не будет, но это всё останется, останется в книгах. Был момент, когда можно было начать, и вы упустили момент. Все ждали, когда начнётся покаяние патриарха. Момент упущен, они перешли грань. Думали, что архиереи выйдут и скажут: “Да, мы сотрудничали с коммунистами!” Мы ждали  этого, но того не случилось. Мы ждали, что сейчас выйдут, падут на колени коммунисты и скажут, что 100 миллионов погубили. Но и этого не случилось. И сегодня, подводя итог, скажем, что мы это поняли, мы попытались, а остальное, Господи,  в Твоей воле.

Отец Иоаким: Валерий Григорьевич, прошу Вас, скажите нам наставление. Вы стояли у истоков возрождения деревни.

 Валерий Григорьевич Игонин (ныне главный зоотехник района. А тогда был директором в соседнем селе Кадниково): Спасибо. Мы, наверное, пережили две эпохи жизни этого села, начиная с семидесятых годов, когда её разрушали, а я работал здесь механизатором на этом животноводстве. Разрушался клуб. То есть пережито две эпохи: когда её разрушали и когда её основали. И считаю, что в те времена политика 36-го года нашей партии была очень правильная, и в то время приближали человека к земле. Потом, в семидесятые годы, почему-то определили, что не нужно этого делать, нужно укрупнить большие сёла, разорить маленькие, что люди из Потеряевки, из других сёл поедут в большие сёла, укрепят их, и будет население прирастать, будут обрабатывать наши поля. Оказывается, этого не произошло. Произошло то, что с малых сёл уехали в города, но никто к земле больше не прикоснулся. Разрушили животноводство, разрушили птицефермы, разрушили село. Я помню, когда последний магазин здесь стоял, восемь жителей было в этом селе. И когда Игнатий Тихонович со своими друзьями приезжал и возле нашего стана животноводческого организовывал небольшие палатки. Приезжали, любовались природой, записывали на магнитофон. В то время очень редко это было, что магнитофон, да ещё и пишущий. Тогда Игнатий Тихонович ходил, слушал птиц, лошадей, как животные отзываются на тот и другой голос. Всё он записывал. Потом он ходил там, где разрушенное здание есть из самана, не знаю, чем оно привлекало его. Потом ребятишки начали приезжать. И потом, много лет спустя, начало возрождаться это село. Надо сказать, что село возрождено именно людьми, которые здесь живут. Их руками, их мышцами, их небольшими связями, которые использовались при таких очень серьёзных моментах, когда трансформаторную ставили, когда линию тянули, когда копать пруд нужно было за деньги, когда нужно было саман делать. Ну, в общем-то, в том, что руками нельзя было сделать, они искали помощи. И надо сказать, что помощь эта оказывалась. Я не буду далеко вдаваться в подробности. Мы сами видим, что село живёт, имеет школу, имеет храм, имеет людей отзывчивых на чужую боль и на радость. И если вы видели фильм “На заре”, когда там двое: один ярый коммунист, а второй уголовник, а встретился кэгэбэшник или энкэведешник, когда попадают они в плен к немцам и наш земляк Панкратов-Чёрный там играет главную роль, он говорил так: “Если такие люди есть, то, что здесь, значит в нашем обществе что-то не так”. Так я хочу сказать, что коль такие деревни возрождаются, и живут здесь люди, живут собственным трудом, то что-то не так в нашем обществе. Спасибо.

Отец Иоаким : Ну кто-то ещё хочет сказать? Нет никого? Всех я вас, присутствующих здесь, кто издалека приехал, или близкие, прошу всегда помнить о нас здесь и возносите к Богу молитвы, чтобы Господь, если угодно Ему, сохранил нас здесь и благословил. Послал добрых сюда насельников. Я был в Австралии в прошлом году, в октябре месяце. Приняли очень хорошо, гостеприимно. В основном среди русских эмигрантов общался я. Эмигранты разные: те, которые ещё в 20-ом году эмигрировали через Китай, и которые в 70-ые и в 90-ые годы – разные были. И вот у них издаётся епархиальный журнал, и они в двух номерах своего журнала делали заметки о нашей деревни. И в последнем они написали наше объявление о том, что кто желает поселиться здесь, то может приехать. Поэтому, может, из-за океана Господь пошлёт ещё кого. Потому что когда я общался, то некоторые из них выражали такое желание, что как бы всё-таки вернуться в Россию. Есть такие. Не много скажу, но есть. Две семьи знаю я, у них мать с двумя сыновьями уехала, под Воронежом они поселились, Безруковы, а дочь ещё там, и я у дочери был в гостях. Она тоже дом продаёт, уезжает туда. Переехали две семьи в Приморский край. Поэтому, может, если здесь от нас кто-то уезжает, то Господь пошлёт, как говорится, с другой стороны экватора к нам. Поэтому всех прошу вас помнить о нас и молитесь о нас. А всех я вас благодарю.

 ИгЛа: После выступления В.В. Путина о миграции русского народа было принято решение о том, что кто из-за границы приезжает, помогать им. Мы с батюшкой зашли в миграционный пункт, это на Комсомольском проспекте, а глава – хороший мужик, видно, что деревенский, Иван Иванович. И вот он примеры разбирает, что сейчас на них выделено столько-то. И говорит, что где работа есть, там жилья нет. Если где жильё есть, там работы нет. Ну и мы подсунулись. “А у нас ни работы, ни жилья нет”. (Смеются). Ну и что? Я говорю, что кто ищет духовного, тому как раз быть здесь. Знаете, когда сватаются у дагестанцев, как Расул Гамзатов говорил, то там есть такой обычай, что если девушка на втором этаже, и чтобы она дала согласие,  туда папахи все забрасывают, и они по одной вылетают. Чья останется, тот должен лезть за ней, и тогда ему шепнёт, что можешь свататься. Ну и вот, наши шапки давно оттуда вылетели (Смеются). Ну, а мы всё-таки надеемся. И Р.Гамзатов о себе пишет, что когда  был молодой, и одна понравилась, он туда же забросил свою кепку, и она далёко улетела. Девушка, увидав его огорчение, говорит: «Ты слишком рано пришёл». А когда он стал знаменитым писателем, то со всеми джигитами свою шляпу заграничную забросил. Глядит, а она, как ворона с подбитым крылом, вылетела. Дивчина сказал ему: “Где же ты так долго был?” Вот и мы так же, - то рано, то поздно начинаем. Но мы верим, что наше время всегда, сегодня. Мы дали объявление, мы оповестили. Сегодня люди стараются взять, а не дать. Я получил полторы тысячи заявок на Потеряевку от людей. Это – не два человека. И вот одна сразу пишет: “Я человек такой-то, - хороший, конечно,  но у меня муж – гад. (Смеются). Я бы его изрубила и в печке сожгла. А теперь мне надо такое место, где бы меня понимали и меня любили”. Мы таких-то людей тоже ищем, которые меня понимают и меня любят. А надо найти тех людей, которые Христа знают и сами себя ущемляют для ближнего. Апостол Павел пишет: Деян.20:35 – “Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»”. Сир.5:35 – “Да не будет рука твоя распростёртою к принятию и сжатою при отдании”. И вот мы пытаемся доказать это, что здесь стоит задача очень и очень непростая, потому что главное – воспитание, главное - не батюшка, и не я, а семья. Семья. Нас мама так учила. В деревне были беспризорные бабушки. Мама испечёт пирожок, пошлёт: “Иди, сынок, отнеси”. Отнёс. Кончил отец пасти, а всего-то у него там пять своих баранов. И он дал Богу оброк: если закончу благополучно – то полбарана отдам. Отец отрубит, а мы, дети, носили, и это в нас закладывалось. Так что надо трудиться и трудиться, как товарищ Ульянов говорил, и ещё раз трудиться.

О. Иоаким: Приезжих гостей прошу на праздничную трапезу, а потом будет у нас концерт. Там есть и выставка фотографий. Ну а потом в лагерь можно будет сходить. 2Макк.8:27 – “усердно благодаря и прославляя Господа, спасшего их в тот день и начавшего являть им Своё милосердие”. Лук.14:28-30 – “Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?”

 

Века проходят – их уже десятки,

Бесплодных женщин с каждым днём не меньше.

Не приобретёшь беременность за взятки,

И  за бесчадие прегорькие насмешки.

       История рожденья Самуила

       Пропитана молитвой матери скорбящей.

       И Анна-мать пророка получила…

       Пророка из пробирки вряд ли кто обрящет.

Жена вторая – дерзкая Феннана

Над Аннушкой с усмешкой изгалялась.

А эта, претерпевшая, с молитвой неустанной –

С соседкой не судачила и не точила лясы,

       Роддомов тысячи  в скукоженной стране,

       Но где рождённые по чудному обету?

       Не в люди вывести, но выше и скромней –

       Заботиться о бедных, со Христом обедать!

Как это выполнить в сегодняшние дни,

На благовестническом поприще остаться?!

И в одиночестве не будешь ты один,

Таким Иисус подкладывает яства.

       Мне посчастливилось, пусть даже невзначай,

       Как наяву жить в детстве с Самуилом,

       Тогда сподобился я этот путь  начать,

       И он мне не был в тягость и постылым.

Брат Самуил меня не научил

Тому, чем жил, – взрослей он на пять лет, –

Курил украдкой и грозил: “Молчи!”

Пугач из трубки сделал – пистолет.

       Так с развороченной подушечкой на пальце

       Отметился на следственном “рояле”,

       И к Самуилу в рабство не попался,

       Иначе верующим стал бы я едва ли.

И прежде, задолго до нужного зачатья,

Ищите, матери, общенья с Иеговой!

Для многих и далёких в этом счастье.

История Израиля в нас повторится снова.       21.06.07. ИгЛа

Hosted by uCoz