Вопрос 3995: 29 т. У вас в строящейся с нуля православной деревне Потеряевке было 11 учеников и три верующих православных учителя. Легко ли учителям вести одновременно: 3, 4, 5 классы? Слушаются ли дети? И если не слушаются, то что делают учителя, ведут ли работу с родителями?

Ответ: Лучше всего это видно вот на таком примере. Учитель брат Виктор написал письмо диакону Евгению относительно его сына Иосифа, одиннадцатилетнего отрока.

 “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Аминь. Пишу по той причине, что устно при встрече не всё скажешь, не всё вспомнишь, а письменно можно изложить многое, обдумав каждую фразу. Личная жизнь каждого из нас, а также общественные дела тесно переплетаются друг с другом. Для детей (школьников) пересечением, или точнее объединением их личной жизни и коллектива, является школа. В школу ребёнок приносит весь свой домашний “багаж”, настрой, все свои привычки. И часто в школе выявляется в ребёнке то, что не проявляется в домашней обстановке. Или наоборот. Приходилось слышать от родителей такие слова, что, мол, дома в ребёнке чего-то не замечали, а в школе вдруг из него полезло. То есть при общении с другими детьми ребёнок показывает, кто он, каков его характер, какая в доме обстановка и т.д. И вот конкретно я хочу написать об Иосифе. По учёбе серьёзных замечаний у меня нет. Учится хорошо. Но, думаю, мог бы и лучше. Вполне мог быть отличником. А вот по поведению, без предвзятости пишу, он один из самых худших учеников, а может быть, и самый худший в нашей школе. Однажды пришлось услышать мне от Людмилы Анатольевны, его матери, такие слова: “Женя (отец Иосифа) считает, что Виктор Николаевич, т.е. я, предвзято относится к Иосифу”. И я хотел бы узнать, брат, в чём выражается эта предвзятость? Может быть, я в чём-то не прав? И буду рад услышать от тебя какие-то замечания, обличения, так как написано: Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь” - Пр.27:5. Конечно, согласись, брат, отношение учителя к ученикам не может быть ко всем одинаковое. Один послушный, а другой нет, один старается, а другой учится как попало. Самое печальное, по моему мнению, а точнее даже самое страшное то, что у Иосифа сильный дух противления, непослушания. Парень, видно, растёт совсем безбожником. Это проявляется и в словах, и в поступках, и во взгляде. Как порой он дерзко смотрит. Но написано: Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза” – Пр.27:20. А через лицо, глаза можно догадаться, что на сердце у человека. У меня нет ненависти, злобы или обиды по отношению к Иосифу. А есть ненависть против греха, ведь написано: Любящие Господа, ненавидьте зло!” – Пс.96:10. Видно, что дети в школе практически все ведут себя по-мирскому. Но можно поговорить с каким-то ребёнком, пристыдить его, затронуть его совесть. А у Иосифа, или так мне кажется, или на самом деле так и есть, понятия стыда, совестливости, порядочности, почтения, уважения, сострадания нет, они напрочь отсутствуют. Видно, что не битый, а точнее не наказывается физически. А если наказывали, то почему положительных результатов нет? Вот пример. Никита Устинов совершал иногда грубые поступки, ударит кого-нибудь, толкнёт и т.п. Без наказания никак нельзя этого оставлять. Я беседовал с отцом Никиты Андреем Устиновым, и не раз. На следующий день по поведению Никиты можно судить, что он наказан, по его взгляду видно, что он прошёл “обряд очищения”.

  Сейчас, слава Христу, в школе не слышно, чтобы у Никиты были грубые нарушения. Другой пример. Сколько было замечаний Ане Глушковой. Отец наказывал её за серьёзные проступки. И на следующий день по поведению заметно, что на ней печать Божьего наказания, то есть отцовский ремень не дремал. Подобное и с вашим Веней. Если он был наказан, то это становится в дальнейшем заметно, хотя “заряда” ненамного хватает. Слава Христу, что учат по Писанию с наказанием! Ведь так говорит Господь: Пр.13:25 – “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его”; Пр.23:13,14 – “Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней”; Пр.29:15 – “Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери”. И многие другие места из Слова Божия говорят о наказании. По поведению Иосифа не видно, что его наказывают физически. А если ты его, брат, наказываешь, то почему на следующий день он так же ведёт себя бесстыдно, хотя немного и сдержаннее? Почему на уроках много раз приходится говорить ему (и никому больше): “Правильно сиди! Не разваливайся на парте, пальцы и ручки, карандаши не бери в рот, на стуле не раскачивайся, воротник на своей куртке не трогай губами (видно, что воротник грязный был), в носу не ковыряйся!” и тому подобное. С первого раза не слушает, но я добиваюсь, чтобы со второго, с третьего раза всё равно послушался.

 Противление в самом малом. Много раз я себе задавал вопрос: неужели дома этого не видят? Почему на уроках у Людмилы Анатольевны он ещё хуже ведёт себя? Она сама об этом говорила. (А я ему сильно волюшки не даю). Почему он не слушает свою мать-учителя? На эти вопросы краткий ответ: Иосиф не наказывается строго по Слову Божьему. Если я не прав, то поправь меня. По моему мнению, ты жалеешь розги, а значит ненавидишь сына. Как показал себя Иосиф за 1 полугодие? 1). Сидит на уроках как попало, о чём я писал выше. 2). Пишет плохо, не старается, на замечания учителей никак не реагирует. Хотя может писать лучше, когда старается, когда не ленится. Несколько раз я заставлял его переписывать классную работу по математике. Но потом всё возвращается на круги своя. 3). Спорит с учителем. Если решит пример неверно, и говоришь ему об этом, что неверно решено, но он в ответ: “Нет, правильно”. И упорно на своём стоит. Причём иногда отвечает дерзко, по-хамски. 4). Высокоумствует. О себе высокого мнения. В этом высокоумии старается соригинальничать, поправить учителя. Как-то рассказываю новую тему (хотя в 5 классе по математике в основном сейчас повторение за 4 класс), но Иосиф начинает говорить по-своему, подправлять. Что сказать на это? Пусть составляет свой учебник по математике под редакцией Янчука Иосифа. 5). Плохое ведение дневника. Дети из неверующей семьи с разъезда “Подстепный” аккуратней ведут дневник. Дневник иногда не заполняет на следующую неделю. Порой ещё даже и в среду дневник не заполнен, а ведь это уже середина недели. Состояние дневника не лучшее. Дневник разваливался по листикам. Некоторые страницы порваны были, видно, что небрежно обращался с дневником. При мне как-то Иосиф взял дневник, мотнул его в сторону. Да при таком обращении любая книга или тетрадка истреплется. Правда, дневник подремонтировали - после того, как я сказал об этом Людмиле Анатольевне, а также говорил Иосифу об этом. На обложке одной тетради появилась дырка, тетрадь не обёрнута. 6). “Сотовым” баловался. Зачем ему “сотовый”? В деревне нашей всего в 10 домах живут люди, а остальные 6 домиков – пустые. Понятно, если летом пасёт коров, здесь нужен. Жаловалась тётя Нина Шадрина несколько раз, что Иосиф часто звонил Саше (Шадрину) домой – а расстояние между их домами всего-то около 100 м. Баловство. Вот ещё пример. В школе смотрели мы документальный фильм про Австралию. 2,4,7 классы и Иосиф. Иосиф вышел, сказал, что видел этот фильм. Через несколько минут звонит Лёше Рудских. А Лёша тут же сидит и смотрит фильм. Зачем звонить? Какая нужда? Да никакой нужды нет. Пакость. Вокруг него, видимо, легион демонов. Они и толкают на пакость, на непослушание. Видно, парень неверующий, он не ограждён от нечистой силы. 7). Если нужно делать какое-то дело хорошее, то извратит его так, что превращается уже в пакость. Не беснование ли это? И ему говоришь, делаешь замечания, а видно, что ему нисколько не стыдно. Есть ли совесть? Пример. В конце 2-й четверти убирались в классах, генеральная уборка была. Иосиф собирается мыть парту. Но наливает на неё много воды, хотя нет в этом нужды. Людмила Анатольевна делает ему замечание. Он никак не реагирует на её замечание. Тогда я уже подошёл к нему, обличил его. Движения с элементами придурковатости, небрежности, как вроде бы сделать побыстрее, как попало и поскорее уйти.

  И так во многих делах. Дальше, махал ученик наш тряпкой, намотает её на руку, то снова размотает и т.д. Подобно “деды” машут ключами в армии, наматывая на палец. Сделал я ему замечание. Ничего подобного. Продолжал далее махать. Всё-таки, видимо, “дедовщина” в какой-то мере нужна в армии, чтобы таким вот непокорным “рога” сшибать. Невольно об этом подумаешь. Доску протирал Иосиф с каким-то баловством. Наконец пошёл в 7 класс и перевалил сосуд с водой на пол. Об этом ты, брат, знаешь. Зачем в чужой класс ходить? Незачем. Возможно, там, в классе, будет гнить пол под д.в.п., воды не один стакан пролил. Сатанинская воля исполняется на оценку “5”, а Божья воля на “2”. На физкультуре бегали на лыжах. И под разными причинами, а то и просто без причин, Иосиф то в обратную сторону поедет, то в сторону свернёт. Как-то я фотографировал, как школьники на уроке катаются на лыжах с горки. Я стоял внизу, все съезжали, кроме, не трудно догадаться, Иосифа. Я фотографировал зимой лыжников первый раз. Интересны пейзажи, интересны моменты при спуске. Возможно, фото на память сделать, архив зимних фотографий. Нет. Остановился наш ученик. После настойчивых моих “съезжай”, несколько раз говорил, наконец-то поехал. (Почему Лёша Рудских и другие ученики не противились? Свободно съезжали, как ни в чём не бывало). Дух противления в самом малом. От кого этот дух?! Ещё пример. Катались мы на коньках на уроке. Задание было такое: в течение нескольких минут бежать по кругу, то есть малый кросс. Ну, бежать и бежать, что сложного? Так нет, нужны ещё какие-то ощущения. Иосиф снежками начал кидаться в Сашу.

 Прихоти ищет своенравный. И таких примеров много, и не только на физкультуре. 8). Много раз ловил Иосифа на лжи. Лжёт и улыбается, – видно, что Бога не боится и людей не стыдится. Как будто грех для него – забава, страха Божья совершенно нет! Примеры: Урок математики. Я спрашиваю у Иосифа: “Ты решил пример?” Он отвечает: “Решил”. Узнаю подробно. Оказывается, он и не решал, а ответ сказал наугад. И такое было не раз. Другой пример. Саша Шадрин говорил, что Иосиф сломал ему лыжную палку. Точнее, толкнул Сашу, а Саша налетел на палку и сломал. Спрашиваю у Иосифа: “Кто сломал?” Иосиф улыбается и отвечает: “Не знаю”. Видно, что лжёт и не сознаётся. Беда в том, что ты, брат, верил тем словам, которые говорил Иосиф. Подошёл бы и расспросил учителей, как и что было (по какому-то конкретному случаю). 9). У Иосифа смех и пустословие льются через край. Хотя и семиклассники пустословят немало, но Иосиф – передовик. Смех какой-то идиотский, с подвизгиванием – безбожное поведение. 10). Иосиф убегал однажды с занятий (с воскресной школы). Причём я Иосифа позвал, когда он уже в дверях был, и не только я звал, и он слышал. Как услышал голос, так увеличил скорость. Это презрение к старшим, наглость. Почему, Женя, ты его не вернул обратно? 11). Приходил с надписями на одежде в храм, и не раз, а у нас это не позволено по церковному уставу. Я его вовремя останавливал. Часто без поясов и Иосиф, и Веня. Здесь они рекордсмены-нарушители. Всё это, Женя, в основном от тебя зависит. Вот такое поведение у Иосифа за первое полугодие. В начале этого года заметны некоторые положительные сдвиги, но совсем небольшие. Может быть, кто-то молится? Но всё тот же дух противления и непослушания остался. И если есть у Иосифа нечто доброе (конечно, есть), то оно становится бесполезным без главного – без страха Божия. Пр.1:7 – “Начало мудрости – страх Господень”. С любовью во Христе. Брат Виктор Савченко. 1.02.08.

Лев.19:17 –Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесёшь за него греха”. 1Кор.5:2 – “И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело”. 1Тим.5:20 – “Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели”. Еф.5:11 – “и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте”. Гал.6:1 – “Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым”. Пр.27:6 – “Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего”. Пр.9:8 – “Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя”. Рим.1:32 – “Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют”. Тит.1:13 – “Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере”.

 

По дорогам войны уводя в Вавилон,

Насмехались над рухлядью древней;

Враг смирения ждал, из-за страха поклон, –

Унизительно всё же быть пленным.

       Лжепророки пытались беду отвести

       И галдели о стойкости и героизме.

       Иудею расплатой гнев Божий настиг,

       И правителям ставится клизма.

Враг суровый, но просит хоть что-то пропеть

Из священных псалмов иудеев.

Но закон у евреев отныне и впредь:

“Для врагов даже песни жалеем”.

       И под клятвой десницу свою потерять,

       Если струны у арфы затрону.

       Не заставит смириться поганая рать,

       Посчитаем обидою кровной.

Ну а мы, христиане, допустим, в плену.

Точно так же смолчим, презирая?

Нам нельзя… лиходеи пусть нас проклянут,

Даже если мы биты и в сраме.

       Нам Христом заповедано кротость явить,

       Возвестить о любви Назорея.

       С нами ныне не тот, а небесный Давид, –

       Добротою злодеев согреем.

Им горящие угли любви до ушей

Через песни успеть бы насыпать;

Это стрелы любви избирают мишень,

И врагов мы накормим досыта.

       Что нас ждёт, наших деток и внуков любезных?

       Нет псалмов у них как у евреев.

       Нужно арфу добыть из неведенья бездны,

       И с молитвой напрячься скорее.

К мусульманам в полон или даже к китайцам,

Только б нам ко Христу их пленить.

Не спешите, безмозглые, к дьяволу сдаться,

Мы готовим снаряды из множества книг.     11.04.08. ИгЛа

Hosted by uCoz