Вопрос 1868: 7 т. М.В. Ломоносов говорит, что в мире есть две книги, и обе они прославляют Творца. Одна – Библия, открывает закон Божий, и чего Бог хочет от нас. Другая – природа, и в ней мы видим премудрость Божию. Святые отцы что-нибудь такое же говорят?

Ответ: И Библия, и мужи веры всегда обращались к природе, и природа была им покорна и они от нее не отворачивались, хотя и такие встречались. Пс.18:2 – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».

 Василий Вел. – 1 янв. «Объясняет ли он историю миротворения, – он поставляет себе целью, во-первых, пока­зать, что «мир есть училище Боговедения» (беседа 1-я на Шестоднев), и через то возбудить в своих слушателях благоговение к премудрости и благости Творца, раскрывающимся в Его творениях, малых и великих, прекрасных, разнообразных, бесчисленных. Во вторых, он хочет показать, как природа всегда учит человека доброму нравственному житию. Образ жизни, свойства, привычки четвероногих животных, птиц, рыб, пресмыкающихся, всё, – даже былие однодневное, – подает ему случай к извлечению назидательных уроков для господина земли – человека. Объясняет ли он книгу Псалмов, которая, по его выражению, совмещает в себе всё, что есть полезного в других: и пророчества, и историю, и назидание, – он преимущественно прилагает изречение Псалмопевца к жизни, к деятельности христианина».

 Павел Комельск. – 10 янв. «К отшельнической келлии преподобного пустынника во множестве слетались лесные птицы; сюда же приходили и дикие кровожадные звери, которые становились кроткими по молитвам святого и исполняли всё, что приказывал им блаженный отец».

 Афанасий Афонский – 5 июля С того времени преподобный Афанасий получил дар умиления и плакал, когда желал. …Когда по своему обыкновению он трудился с другими работниками на морской пристани, случайно упало ему на ноги огромное дерево и переломило суставы и голени, так что святой лежал на одре болезни в течение трех лет. Впрочем он и во время болезни не желал оставаться в бездействии, но писал книги, в сорок дней оканчивая патерик. И лёжа, он вооружался против невидимого супостата и, одерживая победу, отражал его козни. Тогда враг, не имея успеха в Лавре, отправился и возбудил старых простецов иноков, проживавших по прочим святогорским монастырям и проводивших жизнь отшельническую; он внушал им следующие неодобрительные мысли о действиях преподобного: «Зачем Афанасий причиняет насилие святой горе и разоряет древние законы? Он воздвигнул многоценные здания, устроил новые пристани, выкопал новые водоемы, накупил волов, засеял поля, развел виноградники, словом – сделал гору мирским посёлком».

Посоветовавшись между собою, эти старцы отправились в Константинополь к императору Иоанну, преемнику умершего Никифора; наговаривая на Афанасия, они упрашивали императора прогнать его с Афонской горы»

 Ор – 7 авг. «Свою подвижническую жизнь преподобный Ор начал в дальней пустыне, где прожил много лет в совершенном одиночестве, соблюдая строжайший пост. Затем, по повелению Божию, он переселился отсюда и устроил близ одного города монастырь; чтобы братия не имели нужды ходить далеко за дровами, он своими руками насадил около него рощу; до его прихода здесь не было ни одного дерева. Так заботился преподобный не только о душевном спасении братии, но и о необходимом для телесной жизни, стараясь, чтобы иноки ни в чем не имели недостатка. Когда же сам он жил в дальней пустыне, то питался там лишь зеленью и кореньями, казавшимися ему очень вкусной пищей; воду он пил лишь в том случае, когда находил ее;… Так, однажды, некоторый странствующий инок, страдавший пороком лжи, идя к преподобному, спрятал свои одежды. Явившись к нему полунагим, он просил у него одежды. Преподобный Ор тотчас же пред всеми обличил его во лжи, вынеся спрятанную одежду».

 

Hosted by uCoz