Вопрос 1966: 7 т. В каких местах можно проповедывать, а где бы надо промолчать?
Ответ: Нужно постоянно и всегда и везде возвещать истину Христову, и за
истину стоять ревностно, даже прибегая и не к обычным методам. 2Тим.4:2
– «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай,
увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Тит.1:3 – «в
свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя
нашего, Бога». Великое горе тем, кто не несет благую весть погибающему
миру, хотя бы это свое противление Божьему повелению прикрывал созерцанием,
углублением и совершенствованием своего монашеского сердца. 1Кор.9:16 –
«Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это
необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую». Ис.66:2 – «Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие
было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного
духом и на трепещущего пред словом Моим».
Никола Чудотворец – 6 дек. «Посему он был схвачен нечестивыми мучителями и
заключен вместе со многими христианами в темницу. Здесь он пробыл не малое
время, перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду и тесноту
темничную. Своих соузников он питал словом Божиим и напоял сладкими
водами благочестия; утверждая в них веру во Христа Бога, укрепляя их на
нерушимом основании, он убеждал быть твёрдыми в исповедании Христа и усердно
страдать за истину»…
В то время и город Миры
снова принял своего пастыря, великого архиерея Николая, удостоившегося венца
мученического. Архиерей Бога Вышнего, одушевленный ревностью Божиею, прошел по
всем этим местам, разоряя и обращая в прах идольские капища и очищая свое стадо
от скверны диавольской…
Он посрамил сего еретика
Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту. Отцы собора вознегодовали на святителя и за его
дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш
Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя
Николая, одобрили
его смелый поступок и похвалили
его божественную ревность…
Уразумев из сего, что
дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать
святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию».
Мария Магдалина – 22 июля. «С
целью красным цветом поднесенного яйца и неслыханными до того словами «Христос
Воскрес!» – возбудить любопытство подозрительного императора Тиверия, святая
равноапостольная Мария Магдалина с разъяснения значения такого ее поднесения
начала свою горячую проповедь о Воскресении и учении Христа Спасителя.
Она с большим вдохновением и убеждением рассказала императору о жизни, чудесах,
распятии и воскресении Иисуса Христа и прямым, простодушным изложением
чрезвычайно несправедливого, пристрастного суда над Иисусом Христом озлобленных
членов Иерусалимского Синедриона и попустительства при этом малодушного
римского правителя Иудеи Пилата Понтийского, к осуждению на распятие Иисуса
Христа, навлекла на них гнев императора. Тиверий предал их суду».
Филипп Ап. 11 окт. «И была тогда
радость великая в том городе, потому что принимавшие проповедь Филиппа и
уверовавшие в истинного Мессию исцелялись не только от телесных, но и от
душевных недугов… проходя, проповедовал слово Божие по всем городам,
пока не пришел в Кесарию. Здесь он имел собственный дом, в котором и прожил
некоторое время вместе с своими четырьмя дочерьми, девами – пророчицами. После
сего он снова возвратился в Иерусалим. Будучи здесь поставлен святыми
Апостолами во епископа, он послан был затем на проповедь в Малую Азию в
город Траллию. Обратив там многих ко Христу и сотворив великие чудеса, Апостол
Филипп отошел ко Господу в глубокой старости».
Спевсипп – 16 янв. «Святой
Поликарп, епископ Смирнский, ученик святого Апостола и Евангелиста Иоанна
Богослова, желая, по действию Духа Святого, умножить словесное стадо верующих
во Христа, послал в различные страны своих учеников с тем, чтобы они безбоязненно
проповедывали всюду слово Божие. Узнав, что в Галлии повсеместно
происходит гонение на христиан по царскому указу, которым все они приговорены к
смерти, святой Поликарп послал туда двух священников Божиих Андохия и Венигна и
третьего – диакона Фирса. Это были истинно добродетельные люди, преданные Богу,
усердные в подвигах, с любовью готовые всегда отправиться на
благовестнический труд, сушею ли, морем ли, больше жаждавшие, чем боявшиеся
мучений и смерти за Христа.
Получив приказание от своего епископа, они
тотчас же взошли на корабль. Отпуская их, святой епископ Поликарп напутствовал их
такими словами: «Идите, доблестные мужи, и, с благодатной помощью Христа,
крепко стойте за Него. Чрез святое исповедание пресвятого имени Христова вы
приобретете себе многих сподвижников, и, радуясь вместе с ними победе,
достигнете славы и вечных почестей. Да умножатся обильные плоды ваших трудов, и
да возвеличится радость в райских жилищах праведников, при виде ваших святых
приобретений!».
Петр – 18 мая. «Святые же
мученики – Ираклий, Павлин и Венедим были гражданами афинскими. Они проповедывали
в Афинах с великим дерзновением имя Христово и увещевали всех нечестивцев
оставить свое суетное идолослужение и креститься во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа. За свою проповедь они были… были ввержены в печь огненную, после
чего и скончались».
Иоанн Богосл. – 26 сент.
«Крестился Лаврентий, игемон того острова, сложив при этом с себя власть
свою, чтобы свободнее служить Богу. И оставался Иоанн с Прохором в дому
Мироновом три года, проповедуя слово Божие».
Михаил – 30 сент. «После того,
он отправил послов в Константинополь к патриарху с просьбою о благословении
его, как нового члена святой церкви, о молитвах за него и, вместе с тем, с
сугубою просьбою о том, дабы святейший патриарх прислал к нему премудрого
учителя, избранного архиерея, который бы мог быть опытным и благоразумным
архипастырем земли Русской, как для утверждения и научения его в истинах веры и
благочестия христианского, так и для просвещения его сыновей и великого
множества неверующого народа великой его державы.
Патриарх, получив послание
князя Владимира, очень возрадовался, прославил Бога за Его неизреченные щедроты
и промышление о распространении святой веры среди неверных, и поспешил собрать
освященный собор для избрания первосвятителя омраченной языческим неверием
обширной страны Российской. Удостоенным сего высокого избрания оказался святой
Михаил, сириец по происхождению. То был муж весьма учительный в проповедании
слова Божия и глубоко просвещенный.
По другим летописным
известиям, св. митрополит Михаил был родом болгарин…. вместе с ним были посланы
еще шесть епископов, множество пресвитеров и иных церковного причта людей».
После того великий князь
вместе со святым Михаилом, епископами, пресвитерами, новопросвещенными
сыновьями своими и боярами составили совет о крещении не только киевлян, но и всего
Русского народа и о ревностном проповедании среди него слова Божия… По
всему городу было оповещено повеление князя, чтобы все киевляне без
изъятия, не исключая жен и детей, на другой день собрались на Днепровский берег
для принятия крещения.. Монастырь населили иноки, прибывшие с митрополитом из
Константинополя.
Подвигаемые святою
ревностью, доблестные просветители земли Русской, святой князь Владимир и
митрополит Михаил, чрез два года по крещении Киевлян, предприняли апостольские
путешествия для просвещения других, отдаленных стран земли Русской. Так в
990-м году великий князь с двумя епископами ходил с сею целью в Суздальскую
землю, которая и была просвещена святым крещением. Вслед затем подобное
путешествие предпринял святитель Михаил в Великий Новгород, куда его
сопровождали шесть епископов, дядя князя Владимира, Добрыня, со своими
дружинниками, и Анастас Корсунянин. Пришедши в Великий Новгород, святитель
Божий и его сотрудники разрушили идолов и их жертвенники, многих из Новгородцев
крестили, воздвигли церкви и поставили пресвитеров по городам и селам
Новгородской области».
Варфоломей Ап. – 11 июнь. «По
принятии Святого Духа, сошедшего на Апостолов в виде огненных языков, святому
Варфоломею выпал жребий, вместе с Апостолом Филиппом, идти на проповедь
Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились – то проповедуя
вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя
людей ко спасению чрез веру в Иисуса Христа.
Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на некоторое время
отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей
Лидии и Мизии. В это время святому Варфоломею, проповедывавшему Христа в
соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу.
Присоединясь к нему, святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в Апостольских
трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его – девица
Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого….
После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для
проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя
повсюду святое благовествование…. дабы воссиял на заблудших свет познания
истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию,
вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный».
Варнава Апостол – 11 июня. «В
числе этих семидесяти учеников Господних был одним из первых и святой Иосиф,
переименованный святыми Апостолами Варнавою, то есть сыном утешения, так как своею
проповедью о пришедшем в мир Мессии, он утешал людей, с великим нетерпением
ожидавших пришествия Мессии. Подобно тому как сыновья Зеведеевы были названы
сынами громовыми, так как должны были прогреметь по вселенной своею
проповедью как громом, так и сей святой Иосиф был назван сыном утешения,
ибо его Апостольские труды должны были принести великую радость избранным
Божиим. И Златоуст святой объясняя так причину переименования его, говорит:
«Мне кажется, что он получил свое имя по заслугам, ибо для того, (чтобы быть
сыном утешения) он был вполне способен»…. И когда Господь восхотел отправить
Апостолов Своих на проповедь к погибшим овцам Израилевым), то увидал,
что их мало, почему и сказал: жатвы много, а делателей мало; по этой причине Господь
явил миру и иных семьдесят учеников, которых послал по два пред лицом Своим в
каждый город и селение.
Иуда Ап. – 19 июня «Много
различных стран посетил святой Апостол Иуда, проповедуя Евангелие,
обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах
достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от
идолопоклонства, сделал их христианами».
Лука – 18 окт. «По дороге туда
он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи
святого Иоанна Предтечи... В это время
святой Лука вместе с Апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и
был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в Македонском городе
Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в
деле распространения христианства в Македонии».
Евсевий Самосатск.–22 июня. «В
царствование Юлиана Церковь Христова испытала еще большее зло, чем в
царствование Констанция. К арианской ереси, смущающей всех правоверных во
вселенной, присоединилось гонение от идолопоклонников. Сам царь явно отрёкся
Христа и стал открыто приносить жертвы идолам. На Церковь Христову и на
христиан было воздвигнуто гонение, которое было направлено главным образом
против духовенства. Эти гонения привели к тому, что многие православные церкви в
это время остались без своих служителей, святительские престолы – без
архиереев, из которых одни были умерщвлены, а другие разогнаны или арианами – в
царствование Констанция, или идолослужителями – в царствование Юлиана. Было до
того тяжело, что если бы Господь не прекратил жизнь и царствование Юлиана, то
едва ли осталась бы в целости какая-либо церковь со своими служителями.
В такое лютое время святой
Евсевий, утаив свой сан святительский, оделся в воинские одежды
и в таком виде стал обходить Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в
православной вере. Где он находил церковь без служителей, там он поставлял
иереев и диаконов и прочих клириков и везде поставлял епископами только тех,
которые отвергали ересь Ария и мудрствовали православно. Вот какую ревность о
Христе, каков труд, какое старание и попечение имел великий архиерей Божий
Евсевий о Христовой Церкви в это время!»
Аполлинарий – 23 июля.
«Разъярился мучитель и приказал бить святого по устам камнем. Христиане, видя
такую жестокость мучителя, не могли более терпеть (было их великое множество),
но, подвигнувшись на гнев, произвели народный мятеж; бросились они ни язычников
и несколько человек убили; хотели убить и Мессалина, но он, когда
заметил начавшийся шум и народный мятеж, испугался и тотчас, схватившись с
места, бежал и скрылся где-то в укрепленном здании …. И многие уверовали
во Христа. Правитель же, освободив святого из рук неверующих, отправил его
ночью в свое имение, в шести миллиариях от города, под предлогом, что там будет
держать его в оковах. Но святитель оставался в том селении все четыре года не в
оковах, а на свободе, и сходились к нему все верующие и из язычников многие
приходили к нему; он обращал и их проповедью евангельскою к святой вере
и крестил; всех больных, которых приносили к нему, он исцелял».
Пантелеимон – 27 июль. «В те дни
был в Никомидии старец пресвитер, именем Ермолай, из страха пред нечестивыми
укрывавшийся с немногими христианами в маленьком и незначительном доме. Путь
Пантолеона, когда он шел из своего дома к учителю и обратно, лежал мимо жилища,
в котором укрывался Ермолай. Видя в окошечко юношу, часто проходящего мимо,
Ермолай из лица и взгляда его познал его добрый нрав; уразумев духом, что юноша
будет избранным сосудом Божиим, Ермолай вышел однажды на встречу юноше и
упросил его на самое малое время зайти к нему в дом. Кроткий и послушный юноша
вошел в дом старца. Посадив его около себя, старец спрашивал его о
происхождении и родителях, о вере и о всём образе его жизни. Юноша всё
рассказал подробно и сообщил, что его мать была христианка и умерла, а отец жив
и, согласно языческим законам, почитает многих бесов. И спросил его святой
Ермолай так: «Ну, а ты, доброе чадо, к какой стороне и вере хотел бы
принадлежать, отцовской или матерней?»
Кирилл Гортинский – 6 сент. «Затем святой пошел в Рим и здесь утвердил верующих своею проповедью».