Вопрос 2802: 13 т. Вы заранее  готовитесь к проповеди. А бывало ли так, что вдруг Вас попросит священник во время богослужения сказать проповедь, да ещё и на определённую тему?

Ответ: Помнится, однажды во время вечернего богослужения 25 августа подошёл ко мне батюшка, вызвал на крыльцо и спросил, мог ли бы я сказать слово об исповеднике Максиме, память перенесения мощей которого церковь отмечает назавтра? Я не хотел утруждать народ, так как  должна была быть ещё исповедь и люди к ней готовились, и потому богослужение будет весьма продолжительным. Но решил сказать только несколько слов: “У Церкви есть градация подвигов, святости. Первее всего стали почитаться святыми умершие  в пытках за веру во Христа. За ними – исповедники, то есть те, кто исповедал Христа, был в заключении. Был мучим, но при перемене обстановки оказался жив. Такие были на Первом Вселенском Соборе, и пальцы их, скрюченные от пыток на раскалённом железе, целовал император Константин. Но муки бывают разные. Иного взяли и  одним взмахом секиры сняли с него голову. А другого мучают невероятными пытками долгое время, как Климента Анкирского, а он как бы ниже, потому что остался жив. Вот к таким именно исповедникам  относится Максим Исповедник. Это был гигант духа. Когда мне приходится приводить на память примеры мужества, то всегда привожу его и  Феодора Студита, Никиту Исповедника, братьев Начертанных, патриарха Никифора, протопопа Аввакума. Коснулся иконоборческой ереси. Тут у меня подход вовсе нестандартный, ибо не могу встать на позицию защитников икон. Тех, кого называют императорами-иконоборцами, кто якобы был совершенно против икон, в действительности  были не такими. Они не против икон были, а против их безмерного почитания. Они предлагали повесить иконы повыше, чтобы народ не бродил за иконами. И я считаю, что эта позиция была более верной, чем у сегодняшних сверхпочитателей икон. И куда это почитание вывело нас? В самое настоящее идолопоклонство. Нет икон и молиться некому?  И поклонение иконам сегодня мало чем отличается от поклонения идолам, хотя иконы, конечно же, не идолы. Прем.Сол.14:11“Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных”.

Да это явно же, что слепок с наших блужданий. Такому суперпочитателю икон в темницу жена стражника принесла поесть, а он вопрошает её, почитает ли она святые иконы, и чтобы она это подтвердила, поцеловав икону. А уж какими способами православные добивались своей победы с сомнительным результатом, говорить страшно. Есть правило, запрещающее входить мирянами в алтарь, а вот царю это дозволено. И вот это и погубило императора Льва, когда он в алтаре молился. Охрана его осталась на клиросе, а вот по  найму или сами православные киллеры ворвались в алтарь и зарубили там императора. Явно, что это была заранее спланированная акция и её безукоризненно (сверхукоризненно) провели. 27 декабря.  Феодор. Лев Армянин – царь-иконоборец в Рождество убит в алтаре с Крестом в руках. Руку с Крестом отрубили. Михаил Рангав, уже арестованный путчист, с оковами на ногах взошёл на престол, убив Льва царя-иконоборца в алтаре в ночь на Рождество Христово на 7-ой песне. Ликуют православные и разговляются весёлые, целуют иконы. 

21 января. Максим Исповедник. На Максима многие и тяжкие обвинения возводил казнохранитель. Святой сказал: “Настолько вам удастся стать справедливыми в этих обвинениях, как сатане стать Богом”. Епископы укоряют его в заблуждении: “Выходит, что ты один спасёшься?” – “Отроки в Вавилоне о себе заботились и спаслись”. Епископы топтали его ногами и оплевали его с ног до головы. Когда он рассказал сон об истинном положении вещей в государстве и в церкви, его стали за это привлекать. Он же сказал: “За сны закон не наказывает”. Судили же за сон про царя. С учеником много лет в темнице находился без одежды и пищи. Толковал Песню песней. О душе. Утверждал, что не царям, а попам следует исследовать Писания. Отрезали ему язык и руку. Он же говорил, что Дух Святой и Ангелов анафеме предаёт. Максим Исповедник нигде не призывал нести слово Божие в народ, благовествовать о Христе. Я молюсь Максиму Исповеднику, но страдать с ними за его убеждения о иконах не пошёл бы. И подражать ему не зову. Он был монах и уже этим сказано, что он не в народе. Мы исповедники сегодня, но далеко не те, как Максим. Вот как должно было бы быть, и мог ли Максим так сказать: Иоан.15:3Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам”. Деян.17:3 – “открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам”; Деян.17:23 – “Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам”;  1Пет.1:25 – “но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано”; Евр.13:7 – “Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”?

 

На нас возложена обязанность прожить…

Прожить, не прокоптить тела и души;

Путь к цели во время окончить, не кружить,

В жар не сгореть и не замёрзнуть в стужу.

       Блажен, кого на руки подхватили,

       К себе прижали матери ладони,

       С кем был отец, уверенный и сильный –

       Такой при искушеньях не утонет.

Оправдана учёба у того,

Кто по крупицам собирал и оптом

Прошедших опыт и спешил бегом

На поприще – не просыхал, был потным.

       Мозаика из дней и из событий

       Приобретала общую картину;

       Испытанный в скорбях ценней небитых,

       Не будет выглядеть учёнейшим кретином.

Смиренье перед словом Иеговы

Ежеминутно правит наш маршрут,

Свой эгоизм хотя с трудом, но гонит,

Не даст увлечь себя в корыстный круг.

       Ответственным быть за себя, за ближних,

       Во свете Библии, всегда с открытым оком,

       Успеть на труд, не оказаться лишним

       И удостоиться быть дел святых истоком.

Обязанность прожить, не оробеть,

Когда увидишь отступленья всюду;

Приучишься псалмы Давида петь,

Хотя бы окружали лишь иуды.

       Безжалостно исследуйте всю жизнь,

       Не схоронитесь под усталость, возраст.

       Тропа вела к Голгофе или вниз?

       Где жертвенности нет, там при коростах корысть.

Полоску невезенья засевайте вечным,

На одичалое не тратьте силы тщетно; 

Победу одержавшим готовят в небе встречу,

За совесть добрую, как обещал в крещенье.   23.8.05. ИгЛа

Hosted by uCoz