Вопрос
3582: 24 т. С какого
времени Вы стали проповедывать в храме во время богослужения, и кто Вам это
разрешил, то есть благословил? И кто вообще следит за тем, правильно ли в храме
произносятся проповеди?
Ответ:
Ясно, что не в Покровском соборе, куда я стал ходить с 1967 года регулярно, не
пропуская служб, когда мы сюда приехали из Новосибирска. Там это и сегодня под
запретом. А вот когда мы стали отдельно собираться, тогда, с 1991 года это
стало вполне возможно, а не только на улицах и площадях, не только в
институтах, техникумах, училищах, школах, в милиции, в тюрьме и иных местах. Но
когда с 13.12.1997 г. уже на ул.Ползунова №6 провели
первое богослужение, а 14.12.1997 г. и первую литургию, тогда возможность
говорить проповеди стала более реальной. Но так как мирянину в храме нельзя
говорить, то мы проводили богослужение не в самом храме, а в трапезной, когда
батюшки не было. Столы опрокидывали один на другой, и в тесноте, да не в обиде.
Но вот вечером 23.12.1997 г.
на ул.Никитина, 147, кв.1, где мы до этого молились и
где всё ещё был и алтарь, приехал епископ Евтихий с о.Иоакимом
и рукоположил меня во чтеца, как бы специально для того, чтобы я мог говорить
проповедь даже и при нём в храме. Так что епископу Евтихию я благодарен весьма,
да и не я один, потому что вскоре были рукоположены ещё 4 чтеца, с возможностью
говорить проповеди во время богослужения. Прошло 6 лет до 2003 г. и ни одной
проповеди ещё нигде не было сохранено. Ушло всё - не зафиксировано нигде, но
разве всё было сказано бесследно? А потом уж стали их записывать на плёнку, и
пошли они с 7 тома «…открытым оком» в книгах. Включительно с 20 томом вошло в
книги 752 проповеди. Уже вошли в 21 т. – 48, да в 22 т. – 49 проповедей. В
книге «К истинному православию» в разделе «О благовестии» подробно сказано,
когда и кто запрещал говорить мирянам в храме проповеди. Раньше за тем, кому и
что сказать, чтобы всё сходилось с курсом царского самодержавия, зорко следили
царские опричники и стукачи от патриарха и Синода. Но
когда Бог смёл их всех в отвал, тогда их место заняли служители иных структур –
КПСС, пятый отдел КГБ – следили уполномоченные по делам религий и сами епископы
и настоятели, душили от страха за свою жизнёжку всякое проявление духа. 2Тим.2:9 – «но
для слова Божия нет уз». Всегда от слова рождались новые члены церкви,
а без проповеди царствует смерть. Проповедующему
страшно завидуют все и, в первую очередь, священники-попы. Прем.Сол.2:24 – «но завистью диавола
вошла в мир смерть». Они тоже иногда говорят что-то. Но когда их
послушаешь, то не поймёшь, кто перед тобой, мулла или благовестник. Конечно,
если они правильно говорят, даже с недобрым намерением, то и это на пользу. Фил.1:18
– «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно,
я и тому радуюсь и буду радоваться». Если бы и
в храме нам запрещали, то мир огромен, виноградник Господень ждёт всех. Не
стойте праздно — Хозяин ищет нанять. Деян.10:47 – «кто может
запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?»
Кто может запретить благовествовать тем, которые получили Духа Святого, как и
Апостолы? Жиды некогда старались очень ревностно, не
хуже сегодняшних и их прихлебателей масонов: Деян.5:28 – «не
запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим
учением вашим и хотите навести на нас кровь Того
Человека». Занялся недавно старыми своими архивами на
магнитофонных катушках и вдруг обнаружилось сразу ещё 4 стихотворения
только на одной плёнке, которые я начитал, вернувшись из заключения в 1980 году,
где их и написал. Сегодня мне так не написать бы, уже затушевалась боль. Мы их
оформляли музыкой с Лёшей Речкуновым. Когда издавал
книгу стихов, они не вошли туда. И сколько таких встречал
ещё, которые иногда как обрывки в переплетённых письмах встречаются. И
ещё нашёл пленку, где я говорю проповеди в Тбилисси
29.03.1981 г. у баптистов в их собраниях, и каждое предложение переводят на
грузинский язык, а другая проповедь – на дегестанский.
Я вполне их могу взять для книг. «Учитель, если и МИРСКОЙ ЧЕЛОВЕК будет,
но искусен же в слове учения, и нравом чист, таковой да учит. Ибо написано,
все научены будут Богом» правило 15 Anостола
Павла (Кормчая, с оригинала патриарха Иосифа, лист 26 на обороте). Нужно
развивать талант, а не зарывать его. Правильно ли говорятся проповеди, должны
все следить и определять согласно Библии, а не по указке свыше одобрять. Дух
Святой говорит и Он же определяет. Деян.8:4 – «Между
тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».
Счастлив, кто на чреде трудится
знаменитой:
Ему и то уж силы придает,
Что подвигов его свидетель целый свет.
Но сколь и тот почтен, кто, в низости
сокрытый,
За
все труды, за весь потерянный покой,
Ни
славою, ни почестьми не льстится,
И мыслью оживлён
одной: Что к пользе общей он трудится.
Увидя, как Пчела
хлопочет вкруг цветка,
Сказал Орёл однажды ей с презреньем:
«Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
Вас
в улье тысячи всё лето лепят сот:
Да кто же после
разберёт И отличит твои работы?
Я, право, не пойму охоты:
Трудиться
целый век, и что ж иметь в виду?..
Безвестной
умереть со всеми наряду!
Какая разница меж нами!
Когда, расширяся
шумящими крылами,
Ношуся я под
облаками, То всюду рассеваю страх:
Не смеют от земли пернатые подняться,
Не дремлют пастухи при тучных их стадах;
Ни лани быстрые не смеют на полях,
Меня завидя,
показаться».
Пчела
ответствует: «Тебе хвала и честь!
Да
продлит над тобой Зевес свои щедроты!
А
я, родясь труды для общей пользы несть,
Не
отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля мёду есть». Крылов. 1811