Вопрос 2349: 10 т. Раньше по радио из Америки слушали священника о.  Виктора Потапова. Сейчас его не слышно и не видно нигде, что с ним?

Ответ: Я жил у него в Вашингтоне несколько дней в 1992 году в июле-августе. Мне он понравился и жена у него замечательная, и  дети ласковые, и он такой доброхот, компьютером наградил меня бесплатно, но я не мог его взять. И так он помогал не раз, и брошюра его «Молчанием предается Бог» замечательна. Тогда там жил у него сын о. Глеба Якунина. Хочу, чтобы он у нас побывал, погостил всей семьёй – я должник его.  Он записал меня на плёнку и по «Голосу Америки» передал на Россию. Вот что из интернета имею, даю в сокращении.  Интервью с ним.  О.Виктор Потапов:

«Отчасти разногласия между Церквами смягчились после причисления к лику святых Романовых, новомучеников XX века, блаженной Ксении Петербуржской и соловецких мучеников. Сейчас у двух Церквей есть и много общего: обе они не признают подлинности останков последнего императора и его семьи, захороненных в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, обе убеждены в экспансионистских планах католиков и настроены против реформ богослужебного языка и календаря».

Вопрос: Ранее одним из важных условий сближения РПЦЗ и РПЦ МП был вопрос, который поднимался Зарубежной Церковью, о покаянии иерархов МП за сотрудничество «с богопротивной и богоборческой властью». Сейчас этот вопрос как-то не поднимается. В чём дело? Это изменение позиции руководства Зарубежной Церкви или что-то другое?

Ответ: Я не знаю, трудно сказать. Я хочу надеяться, что этот вопрос будет сейчас поднят на встрече первоиерархов. Но нам требовать покаяния от других, не принося покаяния за свои ошибки – немыслимо. Каяться надо обеим сторонам. Я надеюсь, что вопрос будет поднят и будет найдено приемлемое решение. Может быть, во время объединения произойдёт процесс покаяния с обеих сторон, как это сделали в своё время митрополит Евлогий Парижский и митрополит Антоний (Храповицкий). Я думаю, здесь нет ничего унизительного. Каяться всегда хорошо. Надеюсь, что это произойдёт. У американских светских властей нет и не будет никакой роли. Им это всё равно. Со стороны российских властей – шаг был сделан. Мне трудно сказать, будут ли какие-либо еще шаги со стороны российской власти, – я не вхож в мир российского руководства. Путин сделал своё дело, на которое, правда, особых усилий не потребовалось. Но в историю это объединение, если оно произойдёт, войдёт как президентское объединение. Насколько дальше Путин будет участвовать в этом процессе? Мне кажется, от него больше ничего не ожидается.

- Каково настроение среди рядовых верующих, внутри приходов, особенно тех, которые сегодня почти никак не связаны с Россией по национальному признаку, поскольку половина прихожан – американцы? 

– Я думаю, что те, кто были резко против сближения с РПЦ МП, уже от нас ушли. Их было мало и они объединились вокруг митрополита Виталия, живущего сейчас в Канаде. От нас отошли, может быть, три-четыре прихода. Но подавляющее большинство прихожан либо безразличны, либо сторонники объединения. Многим людям надоело противостояние. У большинства приезжающих из России в Вашингтон есть выбор – они могут пойти в Американскую Автокефальную Православную Церковь и молиться по-английски, или приходить к нам – не потому, что мы Зарубежная Церковь, а потому, что они себя здесь хорошо чувствуют. Русская традиция жива, служба идёт на церковно-славянском языке, пользуемся и русским языком. Они не разбираются особенно в политических нюансах нашего разделения. Большинство наших прихожан, безусловно, приветствуют объединение. Тем более, что евхаристическое общение между мирянами есть уже более 10-ти лет. Люди едут в Россию и причащаются там свободно. Так же и у нас приезжие из России могут причащаться.

Оно происходит явочным порядком или иерархия все же дала разрешение? - Это началось явочным порядком, но потом иерархи признали это.

- То есть, сейчас официальных препятствий к евхаристическому общению на уровне простых прихожан нет? - Да. В дальнейшем, хотя митрополит Лавр – человек мягкий в обращении, но, я полагаю, что он поставил себе цель добиться установления евхаристического общения и с этого пути он не сойдет. 

- Планировалось ли включение Вас в состав делегации для приезда в Россию вместе с митрополитом Лавром? – Нет, этого никогда не планировалось. Я попал в черный список по известным причинам. Я в свое время выступал против патриархии – написал книгу «Молчанием предается Бог». Я не отказываюсь от того, что писал. Но в конце брошюры я призывал к единству Церкви. Мы не можем забывать, что Церковь – это не только и не столько епископы, сколько народ Божий. Я только что вернулся из России, был в Оптиной пустыни и многих святых местах, много ездил – где бы я ни был, я такое благочестие встречал, такое благоприятное отношение ко мне. Я вижу, что Церковь жива. К сожалению, за политическим противостоянием мы не видим этого, забываем. Нашей Церкви это благочестие очень нужно. Нам нужно привиться к стволу Русской Церкви.

Я уверен, что и мы, зарубежная Церковь, можем очень помочь Московской патриархии – у них осталось много от советского. Например, деспотичное отношение епископов к священникам. Я могу митрополиту и моему епископу говорить всё, что я думаю и не бояться, что меня снимут. Этот момент соборности отсутствует в патриархии в большей мере, чем у нас – мы можем им помочь в этом.

- Ваши прихожане к вопросу сближения и объединения относятся несколько проще. А вот прихожане РПЦЗ, которые живут в России, настроены более негативно к возможности слияния.  – Разумеется. В своё время я был противником создания параллельных структур с самого начала. Я говорил митрополиту Виталию, что это неправильно. Я понимал людей, которые были недовольны Московской патриархией, я им очень сочувствовал. С другой стороны, создавать параллельные структуры в России нам не под силу и я опасался, что наши архиереи не смогут обращать должного внимания этим российским структурам. Я не пророк, но всё произошло так, как я и предвидел. Очень многие переходили в РПЦЗ из-за личных конфликтов с епископом – т.е. у многих не было идейной причины для перехода. Конечно, было много и тех, кто переходил к нам по совести.

Сейчас стоит большая проблема, что делать с российскими приходами РПЦЗ. Это может быть ещё один внутренний раскол. Так как мы в своё время способствовали расколу греческой Церкви. Я не знаю, как наши архиереи будут решать эту проблему. С Сибирской епархией это может быть решится проще – патриархии ничего не стоит учредить Ишимскую епархию. А с другими - не знаю как. Слава Богу, что я не архиерей и не должен решать эти сложные проблемы».  Беседовал Владимир Ойвин,  «Портал–Credo.Ru» . На днях о.Иоаким получил приглашение от о. Виктора Потапова посетить их и привезти с собой фотовыставку. На 4 сентября уже намечен отъезд брата туда до 25 окт..  Прит.25:25 – «Что холодная вода для истомлённой жаждой души, то добрая весть из дальней страны». Боязно  ехать; доедет и раскается, будет дом во сне видеть и говорить: 2Цар.14:32 – «Лучше было бы мне оставаться там». (О.Иоаким вернулся из США 27 окт. 2004 г, дововлен Потаповыми).

 

Нам хорошо быть в тишине одним                 Мф.17:4

С любимыми, с родными и друзьями.                  Лук.9:33

С надеждой на Фавор тогда глядим:                  Мрк.6:31

«Свой монастырь-уют создать желаем!»               Гал.1:17

       Там у подножия горы преображенья             Мф.17:14

       Толпа гудит, их суета заела;                        Иоан.6:26

       Детей выращивают, сватают и женят             Лук.17:27

       И свозят в «монастырь», что куплен был в Махпеле. Быт.50:13

Мы отутюжены и празднично одеты,                   Иез.16:13  

Двунадесятые для нас деликатесы.                     2Цар.6:19

А там, внизу, остались  наши дети,                      Мф.19:29

Нужда их давит, как виноград под прессом.          Сир.38:30

       Нам хорошо, здесь можно спать в три смены,   Мф.26:45

       Виденья обязательно прибудут;                           2Кор.11:14

       Кто ревностен, придёт к нам на замену,          Сир.30:6

       Преображенные, мы отдохнём покуда…          Евр.6:11

Здесь первая попытка дядей прытких                  Деян.4:32

Создать монастырёк за облаками.                       Мрк.9:5

Не суждено, игла утянет нитку                          Еккл.12:11

На помощь тем, кто из руки лакали.                  Суд.7:7

       Три аввы-рыбака наверняка                        Иоан.16:13

       Не раз смеялись над собой тогдашним,           Исх.4:3

       Как монастырь замыслили  поднять за облака, Фил.2:21

       Свой труд и каноническую пашню.               Иер.20:9

Не  знали в эйфории, что творили,                      Иов.39:34

Какие предложенья выдали Иисусу;                   Мф.16:22

Без колесницы Илии пешком поворотили            4Цар.2:12

Не по своему - по Иеговы курсу.                        Мф.26:39

       Их бесноватая страна, заждавшись, ищет,        Лук.9:13

       Посты грядущие  и  огненное бденье.            2Кор.11:27

       Да, волю Божию творить – есть наша пища,    Иоан.4:34

       И даром  накормить всех не за деньги.          Мф.10:8

Нам хорошо, что нас Христос нашёл,                  Иоан.15:16

Не в монастырь Фаворский запечатал,                Иоан.17:15

С незаграждённым ртом я – молотящий вол,      1Кор.9:9

И в мире правит мной мой Иисус-Начальник.ИгЛа 17.8.04. Евр.12:2

Hosted by uCoz