Вопрос: 3129: 17 т. Как смотрят церковные верхи на существование на одной территории различных православных юрисдикций?

Ответ: Как угодно ворочают каноны. Когда я до этого говорил, что патриаршество – не Евангельское устроение, и что можно дать свободу каждой епархии, а на съезды собираться по-братски, меня за это задолбили: «раскольник», «самочинец», «еретик» и пр. Но вот дело дошло до объединения и вдруг такой серией материалов наградили нас, что мои робкие намёки на самостоятельность епархии покажутся вовсе уж детским лепетом.

Протоиерей Николай Артёмов: «Поиски подлинной общей духовной основы приводят нас к тому историческому моменту, когда Православная Российская Церковь была едина, когда единой соборной волей в России было восстановлено патриаршество и Церкви возвращен её канонический строй. Тем самым завершился не только синодальный период в жизни Поместной Русской Церкви – завершилась «константиновская эпоха» в истории Вселенского Православия. Это – плод совершенно уникального Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Доселе ему нет аналогов в российской истории.

К началу 4-го века Церковь в римской империи состояла из сотни независимых митрополичьих округов, которые лишь постепенно слагались в патриархаты по соображениям целесообразности. Подобным образом управлялась Церковь на Востоке и даже в значительной степени на средневековом Западе. Возвращение к канонам и освященным традицией формам управления было в духе Всероссийского Собора. В конце концов, на Соборе было окончательно решено не лишать митрополичьи округа административных функций. Было также признано «наиболее соответственным с прямыми задачами существования округов образовать их из незначительного числа епархий в каждом ок­руге. Бурное обсуждение проекта, обилие доводов «за» и «против» (например, высказывались опасения, что в округах могут возникнуть «сепаратистские тенденции») привело к решению продолжить обсуждение на следующий день. На 169й сессии, где присутствовало 157 членов Собора (из них 34 – архиереи).

 Указом предвидится возможность прекращения церковно-административной деятельности Синода, Высшего Церковного совета, Епархиальных Советов, а также – косвенно – самого Патриарха. В этом случае – а равно в условиях разобщения и невозможности нормальных сношений с московским церковным центром – решение дел, обычно относящихся к компетенции высшей церковной власти, предоставляется епархиальным архиереям на местах. На первый взгляд, Указ № 362 выглядит как инструкция на крайний случай. Однако за этой его внешней формой гораздо более объёмное восприятие реалий жизни Русской Церкви и перспектива её дальнейшего устроения. Именно это соборное восприятие отражалось и в позиции Свв. новомучеников Российских – кандидатов в Местоблюстители, назначенных Патриархом Тихоном, равно как и исполнявших обязанности Местоблюстителя. Все они ссылались на Указ № 362 как на церковно-правовую основу, сознавая здесь крепкую связь с Патриархом Тихоном и нормами Всероссийского Собора. Наделение епархиальных архиереев высшими полномочиями было мерой чрезвычайной. Но цель Указа № 362 именно в том, чтобы придать этим мерам легитимность, каноническую основу в русле соборной мысли.  Здесь все та же идея об организации церковной жизни по принципу митрополичьих округов, по образцу древней Церкви.

 В Указе предвидится, хотя и прикрыто, вариант узурпации власти в Церкви – говорится о возможности появления «непослушных». Это и произошло в мае 1922 г., когда появилось «обновленческое» ВЦУ. Епархиальному Архиерею в таком случае вменяется в обязанность самостоятельно организовывать церковную жизнь – от приходского до епархиального уровня – при содействии православных, «оставшихся ему верными», с дозволением совершать богослужения «даже в частных домах».

В последний год существования ВЦУ его участники много думали о дальнейшем пути. Указ № 362 – выражение великой веры в соборность и творческую свободу Церкви, в её способность сохранять внутреннее единство. Авторы Указа № 362 предвидели, что указанное положение вещей может принять «характер длительный и даже постоянный». Епархия, разделенная и восполненная таким образом в своем архиерейском составе, образует не иное что, а «церковный округ», наделенный всеми полномочиями для самостоятельной и полноценной церковной жизни (пункт 6). В межведомственных отношениях в Германии имелось пространство для маневра – в этом смысле оно отличалось от ситуации в советской России 20х-30-х гг., где было несравнимо тяжелее».

 1Кор.7:35 – «Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения». 1Цар.13:6 – «Израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснён, укрывались в пещерах и в ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах». Иов.7:11 – «Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей». Иов.36:16 – «И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком».

 

Настаивать не нужно на своём

В политике, в религии, в застольях;

Допустит Бог – дорога на подъём,

Даст Бог – и трасса скроется в подполье.

       Всё будет так, как скажет Иегова,

       Он запланировал, чуть приоткрыв Свой план.

       И топчемся у самого простого,

       Столетия не сдвинув ни на грамм.

Мы трудимся и будет в том успех,

Что сходится с Его святою волей.

А прочее лишь курицам на смех,

В историю, в отвал, с надсадной болью.

       Сухие безучастные страницы

       Умерших поколений – лишь урок:

       Так стоило ли нам до смерти биться

       Из-за сомнительных и выброшенных крох?

Ах, если бы нас вразумил Создатель

Не спорить, не настаивать на нашем;

О вышнем мы заботиться бы стали,

Покорностью был путь в конце украшен.

       Великим назовётся только то,

       Что пишется, творится с Иеговой.

       Всё прочее да мнится мелкотой,

       И недостойно, может, полуслова.

Угодно Богу, чтобы рано встать,

Слезами умываясь в покаянье,

По Библии свой путь с утра сверять –

Возвышенное в арсенал подтянем.

       То сладкое, то горькое лекарство

       Так часто Иисус нам подаёт.

       И не голосовать за белых или красных –

       Оно стократ сгорит, уйдёт под лёд.

Так стоило ли биться до упаду

И мучиться идеями масонов?

Всё разнаряжено и сбудется как надо,

Пусть совесть, ум об этом нам напомнят.       15.05.06. ИгЛа

Hosted by uCoz