Вопрос 862: 2 т. Потеряла пуховой платок, он был подарен мамой. Что это, наказал Бог или случай? Радоваться или плакать?
Ответ: Сир.20:9 – «Бывает успех человеку ко злу, а находка – в потерю». Нужно заметить, что это
случается во всём мире от того, что невнимательны на
утренней молитве, хотя Слово Божие призывает бодрствовать». Кол.4:2
– «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
В утренней молитве к Божией Матери мы просим, чтобы Она отогнала от нас
«уныние, забвение, неразумие, нерадение». Бодрствовать в молитве значит быть бодрственным, находиться в памятовании того, о чём молился,
и стремиться это претворить в жизнь. Как была утеряна
вещь? Забыта в транспорте? Нечаянно выпала? Украли?
Всё это ненормальность, ущерб. Если бы это было казённое имущество, ты был бы
наказан; если это твоё – накажи себя сам. Определи стоимость ущерба и отними её
от обычного среднего пропитания. Обмани себя, как говорится в притче о
домоправителе. Лк.16:6,7 – «Он сказал: сто мер масла. И сказал
ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер
пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». Об
этой притче часто спрашивают: разве можно обманывать? Если было бы нельзя, то
не было бы похвалы обманувшему, что он догадливо
поступил. Ст. 8 – «И похвалил господин управителя неверного, что
догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде».
Беспечность, халатность – это есть
расточительность. Прит.18:10 – «Нерадивый в работе своей – брат
расточителю». Нерадивость приносит всегда ущерб. И второе: ты виновна
против любви матери. Если она жива, принеси перед ней покаяние. Если она
умерла, долг уходит в вечность.
Библия даёт установление о тех, кто найдёт
этот платок. Исх.22:9 – «О всякой вещи спорной, о воле, об осле,
об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что
она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот
заплатит ближнему своему вдвое». Лев.6:3 –
«Или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь,
что люди делают и тем грешат». Если Богу Всеведущему угодно, то потеря
может возвратиться с лихвою, если ты не возропщешь ни на кого, а признаешь себя
виновным и поблагодаришь Бога за допущенные испытания, как многострадальный
Иов. Иов.42:10 – «И возвратил Господь потерю Иова, когда он
помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел
прежде». Если тебя обокрали во время богослужения прямо в храме,
стащили твой пуховый платок, то Иоанн
Златоуст учит рассуждать так: Бог знает, и диавол
имеет доступ. Диавол не бедным тебя хочет сделать, но недоверчивым к Богу,
чтобы ты зароптал на церковь, на священников, сбился с молитвы, прервал связь с
Богом. Но если ты прославишь Бога за эту утерю, что произошла не по твоей вине,
а по злоумышлению врага душ человеческих, и подобно Иову не скажешь ничего
неразумного, то это будет как раз то, чего диавол
более всего боится. Он хотел, чтобы ты отступил от Бога, сказав: «Где же Бог?
Даже здесь, в доме Своем Он не мог уберечь Свое дитя
от воров?» Этого ты избегай, а прославь Бога и нанесешь глубокую язву диаволу. Он убежит, закрыв лицо свое. Эта потеря твоя будет
принята Богом дороже милостыни. Ибо милостыню подают многие, а за такой случай,
за утерю, мало кто достойно прославляет Бога. Если ты возропщешь, то диавол получил желаемое, и еще не раз посягнет на то же. Но
если прославишь, то он и близко к тебе не посмеет подойти после твоего
«Аллилуия».