Вопрос 2623:
12 т. Есть ли размышления зарубежных архиереев о русском языке? Или они так и
уходили из жизни, считая, что церковно-славянский язык нужен людям?
Ответ:
Мне в руки труды их не попадали, но допускаю, что были такие возрождённые и
смелые, но мне не удалось близко быть с ними. Есть чуточку рассуждения еп. Григория Граббе:
«Судьба каждого человека
когда-то постареть, и подкрадывается это незаметно, часто давая себя знать
после какой-нибудь болезни в старости. Я огорчался, когда меня вышибли
из Синода ещё способным к работе, а когда заболел во Франции и после трёх
недель в больнице совсем не мог ходить, то увидел ясно, что моя активная
песенка спета, деваться некуда. Надо только благодарить Бога, когда что-то в
ограниченном размере ещё можешь сделать. Надо помнить, что всякая наша немощь
не от интриганов, а по воле Божией. Слава Богу, что убирает Господь из мира
сего не скоропостижно, даёт время для покаяния. Надо благодарить Бога, если
даёт возможность что-то хоть малое полезное делать, и пользоваться случаем,
когда Бог даёт такую возможность. Мне сейчас Он дал силы написать работу о
Церкви и послал мне много нечаянного материала.
...Я понимаю Вашу мысль
относительно богослужебного языка, и особенно в отношении молитвослова. У меня
являлась мысль, что для начала надо было бы ограничиться некоторой
«русификацией», а не полным переводом молитвослова, хотя бы сокращённого. В нём
перевести малопонятные слова и обороты с похожей на славянский язык внешностью.
Но это большая работа, для которой я не подготовлен и не мог этим заняться. Для
знатоков и любителей славянского это, вероятно, звучало бы
святотатством, но помогло бы сохранить хотя бы некоторый звук славянского и
понимание его в некоторых случаях облегчить даже интеллигентам.
Что Вы думаете?»
Если священники претендуют
на звание пастырей-пасторов, то нужно же иметь и овец, а не всеядных гиен и шакалов. Ис.13:22
– «Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах».
Сир.13:22 – «Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с
бедным?» Я сын пастуха и пас много лет и овец, и коров. Нужно знать,
что может повредить животным, где лучшее пастбище и где хороший водопой, где
могут твои подопечные лучше отдохнуть, как их сохранить от волков. Если ничего
из этого священники не умеют делать, то они не наёмники, а лютые волки, не
щадящие вверенных им овец. Деян.20:29-30
– «Ибо я знаю, что, по отшествии
моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут
люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Пс.22:2 – «Он покоит меня на
злачных пажитях и водит меня к водам тихим». Иез.34:2 – «Сын человеческий!
изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки
пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны
пасти пастыри?» Непонятный язык – это непроглатываемая
масса, и потому скотинка голодная, и будет искать, где бы ущипнуть доброго
корму.
Мне ничего от вас
уже не надо -
Переборол последние толчки.
Смотрю сквозь щель с той
стороны ограды,
И я не должен никому почти.
Во сне бесчисленно от смерти убегал,
С холодным потом возвращался в тело,
Срывался с альпинистами со скал.
Когда моей штырь забит был неумело.
Не спотыкайтесь о мои
заслуги,
Соблазны не мозольте на скамейках.
Кто семилемешным
воспользуется плугом,
Им целину взрывал, хоть не
всегда умело.
В наследниках моих не одиночки,
Сумейте сохранить и преумножить;
Мой опыт благовестия живым сгодится очень,
В преображенье тем, кто на Христа похожи.
Сотрутся в памяти последние
следы,
Сопровождающие мысли и
деянья.
Предупреждал: дел будет не
в продых,
Моим воспользуйтесь же опытом и знаньем.
Имейте юмор трезвый и улыбку,
Ведите растерявшихся к загону;
И без предвзятости
учитесь на ошибках,
Во свете истины Библейского закона.
За лидерство не бейтесь
понапрасну -
Быть пастырем ответственно
и страшно;
Стакан воды подай, пролей
рекою в массы,
С усердием зови и обработай
пашню.
Я не инспектор вам, но пристально смотрю,
Прошу не культивировать потом мои ошибки.
Закон любви - единственный ваш крюк,
На нём, как знамя, и мои пожитки.
Сопровождающая мне нужна
молитва,
Не канонизировать
пропущенные буквы.
За гранью дней затворенной
калитки,
Мой мирный труд и битвы совокупно. 4.2.05. ИгЛа