Вопрос 2987:
15 Т. У старообрядцев идёт пополнение через смешанные браки, когда они женятся
не на своих единоверках или выходят на сторону замуж, но венчаются в своих
храмах, «довершив» своих избранников. Конечно, мёртвые остаются мёртвыми. А как
у вас, если муж или жена пришли в вашу общину, то другую половину вы насильно
не тащите, не перековываете под свой образ?
Ответ:
Мы с миром отдавали девиц в МП, из
старообрядцев к нам приходили, но никогда не было ни малейшего насилия. У нас
так много занятий, что они постепенно сами «перековывались» и делались
истинными христианами.
«Наверное, каждому,
уверовавшему во Христа и пришедшему в нашу Крестовоздвиженскую общину
г.Барнаула, история его уверования и прихода кажется необыкновенной, но на нас
с мужем действительно явлено чудо Господне. До этого мы с мужем жили на Колыме
– в центральных районах Магаданской области, печально известных в истории нашей
страны, как территория Архипелага ГУЛаг. Кто читал Солженицына, тот слышал
названия наших посёлков - Ягодное, Штурмовой, Джелгала, прииск им.М. Горького и
т.д. Теперь от ГУЛага остались лишь печальные и страшные воспоминания, старые
административные здания «Дальстроя» да огромное количество тел в вечной
мерзлоте. Нужно ли говорить, что церквей у нас там не было, также, как и
верующих – речь идёт даже не о возрождённых, а хотя бы о таких, «кого бабушка в
детстве в церковь водила». Да и бабушек-то у нас там нет, потому что доработав
до пенсии (женщины - 50 лет, мужчины - 55), колымчане выезжают на «материк».
Словом, территория победившего атеизма. Так что, учитывая, что все свои
сведения о религии я почерпнула лишь из произведений Достоевского, Тургенева,
Лескова и Л.Толстого, можно сказать, что мой разум в этой области был
практически девственно чист.
Но даже в этих условиях
Господь стучал в моё сердце. Это так, пунктирные воспоминания... Вот мне 5 лет.
Мы приехали в отпуск к бабушке в деревню в Воронежскую обл. Утром рано бабушка
и мама будят меня и говорят, что сейчас мы поедем в театр. Долго едем на
электричке, потом в большом потоке людей идём по просёлочной дороге к замку с
круглыми куполами. Там меня раздевают до трусиков и поливают из большой
золотистой чаши, как и других детей моего возраста, а младенцев опускают туда
полностью. Меня поразили и запомнились ощущения нереальности происходящего,
высокие своды и столбы солнечных лучей, пронзающие цветные витражи на окнах.
После бабушка мне сказала, что все произошедшее со мной – большая тайна,
которую никому рассказывать нельзя, даже папе, хотя с папой мы были большими
друзьями. Спустя 1О лет мы были в гостях у маминой московской тётки. Я перебираю
книги в библиотеке и раскапываю одну очень старую, выпущенную ещё до революции,
как я теперь понимаю, на церковно-славянском языке, и догадываюсь, что это
Евангелие. Крутила я его, как голодная собака запечатанную банку мясных
консервов, и мне даже удалось расшифровать молитву «Отче наш» и заучить её. В
книгах я встречала выражение, «знать, как «Отче наш», и после поняла, что это
молитва и что она очень важна, если даже в поговорку вошла. И в жизни всё время
присутствовало чувство какой-то недосказанности, бессмысленности, пустоты, что
мешало мне быть счастливой и беспечной. Внешне и материально у меня всё было
хорошо и благополучно, но я часто плакала просто оттого, что не видела смысла
жизни, и при этом шептала сама себе: «Господи, загублена жизнь!» А иногда и не
шептала, а кричала, пугая близких. Но тут на моё счастье (как и многих других)
началась перестройка и мне в руки попала Библия (была привезена кем-то из Москвы,
где её бесплатно распространяла Финская православная церковь). Когда я начала
её читать, у меня не возникло ни малейшего сомнения, что в ней всё – истина. Со
многими героями и историями, оказывается, я уже была знакома: Самсона я знала
по опере Делиба «Самсон и Далида», о вавилонском пленении евреев я знала из
оперы Верди «Набукко», история живописи, оказывается, полна библейских сюжетов:
Микеланджелло «Сотворения мира» и др. сюжеты, Иудифь – героиня многих полотен,
Вирсавия Рубенса, Давид и Ионафан, блудный сын Рембранта, многие сцены из
жизни Иисуса, «Песнь песней» практически дословно рассказана Куприным...
Оставалось дело за «малым» – выяснить, как то, что я читаю в Библии, может
помочь мне, а что без этой помощи я пропаду, я понимала.
Большое счастье, что в этом
мы были едины с моим мужем.
В Магадане в то время
открыли епархию и, как следствие, мужской монастырь. Монахов было немного и
жизнь их состояла из «миссионерских» поездок – они объезжали поселки
Магаданской области, Чукотки, Камчатки, крестили и причащали. Где-то раз в
полгода заезжали и к нам в Ягодное. С изумлением узнали от них, что нужно
молиться утром и вечером, до и после еды, что невенчанными жить – грех, правда,
нас не повенчали, так как у батюшки венцов с собой не было. Я, как почти всякая
женщина, была недальновидна и считала, что наша «духовная» жизнь теперь
налажена – мы начали поститься, молиться, по воскресеньям собираться с
несколькими такими же «странными» людьми на общую молитву, с трудом раздобыли
молитвослов, раз в полгода ходили на исповедь и постоянно читали Библию и
позже, уже на материке, узнали, что это, оказывается, не является нормой для
православных; то-то радость, что рядом в тот момент не оказалось никого из
таких «православных».
А в это время мой
муж-умница понимал, что если ты верующий, то тебе нужно «спасаться», но того,
что мы делали, для спасения недостаточно, а что же нужно для спасения, никто и
не знает, у священников спрашивал, они молчат. До того дошло, что он решил в
монахи пойти. А сам он в это время молился, чтобы Господь послал ему людей,
которые научили бы его «спасаться». Господь быстро откликнулся на его горячую
молитву. Но этому всему предшествовало одно событие в моей жизни. Работала я
секретарем приемной в райисполкоме, с перестройкой переименованного в
администрацию. Вместе с новым названием пришёл и новый глава – из демократов
(кстати, хороший знаковый моего мужа), обновил он и весь аппарат, от прежнего
осталось всего несколько человек, в том числе и я. И после года работы вышел у
нас казус: как-то пришёл к нему на беседу начальник местного отделения КГБ,
после которой глава вызвал меня к себе и объявил, что считает меня агентом
КГБ. Я поняла, что должна уйти «по собственному желанию», если не хочу уйти по
желанию начальника, что мне, конечно, трудовую книжку не украсит.
В тот момент от меня
практически все отвернулись, немногие сочувствующие, в том числе и мама,
советовали начать борьбу за свои моральные права и даже подать в суд. Муж
вообще решил принять радикальные меры – «набить этой скотине морду».
Я поняла, что осталась один
на один с этой ситуацией, никто из людей мне сейчас не даст разумного совета,
как же мне быть и как справиться с этой несправедливостью, от которой я ни
спать, ни есть не могла. Что такое молитва, я тогда толком не знала, взяла в
руки Библию и сказала: «Господи, только у Тебя я найду ответ! Научи, что мне
делать!» - и открыла наугад Библию. Сейчас я знаю, что так делать нельзя, но
тогда я не знала, как получить иначе Божественный совет. И открылось мне: Рим.12:19-21
– «не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию...»
Я отложила Библию и сказа близким: «Я приняла решения – я его прощаю» – и на
душу опустился такой покой, такая тишина! И тогда я впервые ощутила, что такое
свобода во Христе – когда никто ничего тебе сделать не сможет, когда ты
следуешь Божьим советам, когда внешне ты остаёшься в стеснённых
обстоятельствах, но в твоей душе мир. Я ощутила радость христианского прощения.
Я спокойно уволилась, а своему бывшему
начальнику сообщила: «Я Вам прощаю то зло, которое Вы мне причинили, отдаю суд
в руки Божьи. Помните, что каждый из нас будет давать отчёт на Божьем Суде
после смерти, а я Вас сейчас прощаю». Какое-то время спустя он узнал, что
причиной утечки информации в КГБ была не я, а совсем другой человек, а позже
его сняли с должности за злоупотребления и взяли на должность председателя
ассоциации старательских артели, и когда эта ассоциация решила открыть участок
по золотодобыче в Алтайском крае и туда нужен был геолог, то он, видимо, чувствуя
свою вину передо мной, пришёл и предложил эту должность моему мужу Игорю.
Геологов-то у нас там, как собак нерезанных, и всякий был бы рад получить
работу на «материке». А перед этим мы познакомились с о.Михаилом Фастом, бывшим
тогда дьяконом и служившим в Магаданской епархии. Приехал он к нам в Ягодное в
составе «миссионерской экспедиции», которую мы принимали у себя дома. Ехал
Игорь в Барнаул через Магадан, остановился на ночёвку у о.Михаила и тот
попросил передать в Барнауле гостинцы тестю и тёще. Так Игорь оказался в конце
декабря 1995 года в доме члена нашей общины Алевтины Пантелеевны Петеримовой и
уже в день приезда оказался на занятиях по изучению Библии в университете.
А через 4 месяца вызвал с Колымы и меня.
Вот так Господь выдернул нас с Колымы, как морковку из грядки.
Нужно сказать и ещё об одном проявлении
промысла Божия – в Барнауле жила бабушка Игоря. Итак, я прилетела в Барнаул.
Встретил меня в аэропорту совершенно незнакомый мне человек, в нём я с трудом
узнала своего мужа. И дело не в том, что у него отросла борода, у него были
совершенно иные глаза. На следующий день он повёл меня в гости к Петеримовым,
где я сразу попала в дружеские объятия её мужа-баптиста. Сектантов я до сего
момента в глаза не видела и беседа с ним произвела на меня самое отталкивающее
впечатление – чего-то чужого и ненастоящего. Почему-то я решила, что он
непременно немец. Что-то он рассказывал, как они из одной своей прихожанки беса
изгоняли... А мне бы понять, куда я вообще попала – муж основательно напугал
меня тем, что он ходит на занятия в общину от какой-то зарубежной церкви, что
моё крещение – не крещение вовсе, что в нашей православной церкви полно
нарушений. Муж – чужойf православная церковь пропитана ложью, рядом – ни
одного знакомого человека, бабушкин дом – никакой не дом, а грязная избушка на
курьих ножках, а муж через пару дней вообще уезжает на работу в тайгу. Горько
я заплакала. Тут-то и появилась дочка хозяев Таня – специально отпросилась с
работы, чтобы познакомиться со мной. Это знакомство было самым отрадным
впечатлением дня. Она была так ласкова со мной, так приветлива, оказала мне ту
поддержку, в которой я так нуждалась в тот момент, что память об этом свежа во
мне по сей день. Я ей очень благодарна за то тепло, с которым она отнеслась ко
мне, совершенно чужому человеку, и могу сказать о ней только стихами: «Она – с
хрустальными очами, в них искорки любви горят. Должно быть, Ангелы ночами с ней
очень нежно говорят».
Потом Игорь повёл меня на службу в Покровский
собор, где я была просто оглушена обилием звуков (пел хор), света (горели
свечи, блистали оклады на иконах, ризы на священниках), движения (сновали
прихожане, то выходили, то заходили в алтарь священники, дьяконы, служители).
Со стерильной в отношении
религии Колымы я точно была брошена в котёл, кипящий информацией и событиями.
На следующий день у нас с мужем состоялся серьёзный разговор. Он поставил меня
перед фактом: либо я становлюсь вместе с ним членом Крестовоздвиженской
общины, либо мы расстаёмся, и я могу возвращаться на Колыму. Я пошла бродить
по городу, плакать и думать. Я ведь выбирала не просто храм, куда мне ходить на
молитв, а полностью образ жизни. На Колыме у меня осталась хорошая работа (я работала
на тот момент в приёмной налоговой инспекции), 2-х комнатная благоустроенная
квартира, друзья и ... пустота. И я решила: «ни общину, ни РПЦЗ я совсем не
знаю, то, что в МП нарушения, – могу поверить лишь на слово, времени, чтобы во
всём разобраться, у меня нет, но муж – глава жене, подчинюсь ему, да и буду
потихоньку разбираться». А уйти ведь никогда не поздно – главное, что здесь
православные, буду молиться, верю, что Господь не оставит. Через 2 месяца нас
с мужем крестили. Понятно, что меня допустили ко крещении авансом учитывая, как
хорошо зарекомендовал себя мой муж. Я понимала всю серьёзность происходящего и
благодарна о.Иоакиму, что он взял на себя ответственность допустить до крещения
малознакомого человека. В то лето 1996 года, наверное, было самое большое количество
крещаемых за время существования общины – 26 человек. Из них на сегодня в общине осталось 11 человек
(2 умерли, остальные ушли).
Так я стала членом
Крестовоздвиженской общины. Была ли я верующая? Однозначно – да. Была ли
возрождённой? Однозначно – нет. Пошла бы я за мужем, реши он вдруг тогда пойти
к баптистам или к каким-нибудь кришнаитам (такой вопрос может возникнуть при
моих словах, что в общину я пришла за мужем)? Шагу бы не ступила! У меня, хоть
и невежды, было твёрдое убеждение – спасение там, где Библия и православный
священник. Имею ли я претензии к мужу за такое жёсткое условие? Нет, видимо,
сама бы я думала до морковкиного заговенья,
и Господь положил ему на сердце подстегнуть меня. Я благодарна Господу
за того мужа, что Он мне дал.
Что меня поразило, когда я гопала в общину?
Большое количество верующих людей, то, что много молодёжи. Открыв рот, я
смотрела на православных девиц – чистых голубиц с ясными глазами. То, что в жизни общины
главную роль играет Библия, меня не удивило, для нас это было само собой
разумеющимся, а вот то, что здесь есть занятия по изучению Библии и именно на
них я узнала, какой дорогой ценой мы искуплены – кровью Христа, – меня
потрясло. Дисциплину в общине я восприняла спокойно – мне не с чем было
сравнивать, мне так всегда и казалось, что в церкви должно быть тихо и чинно, и
я по сей день приветствую всё то, что этому способствует. Было открытием, что у
верующего должна быть одинаковая жизнь и в миру, и в церкви – то есть косметику
– долой, брюки – долой, а платок – на голову. При этом удивило, что, выходя из
храма, почти все сёстры, особенно молодые, снимали платки и укладывали их в
сумочки, а дома надевали на макушки какие-то прозрачные носовые платки или
шарфики. Я сразу надела нормальный платок и носила его, не снимая, и на сегодняшний
день я ничем не отличаюсь от других сестёр, так как привычка снимать платки
после храма отошла в прошлое. Удивило, чем зарабатывают на жизнь многие братья
в общине – готовят еду на базар. Почти никто из мужчин в то время не
зарабатывал на хлеб, работая своими руками. Меня радует, что сейчас ситуация изменилась
и у всех братьев «мужские» профессии. Иногда кто-то из старожилов общины
вспоминает, какая первое время была любовь среди братии, а теперь-де отношения
стали хуже, грубее. Иллюзии! Даже не знали, как друг друга по имени зовут!
Молодежь-то, конечно, знала друг друга, они собирались на именины, на пикники,
словом, за столом, а вот пожилые были не у дела. Всё изменилось, когда И.Т.
получил в счёт компенсации от администрации дома по ул.Ползунова 6, и отвёл их
под храм. Тут-то все и познакомились, на работах.
Это точно юноша с девушкой встречаются, –
нарядные, красивые, он ей цветы дарит, в кино водит, а потом они женятся и
начинаются будни. Так и у нас начались рабочие будни, мы стали ближе друг другу,
отношения стали крепче, мы стали настоящей семьёй. Особенно остро я это
почувствовала, когда Господь послал мне испытание – серьёзную болезнь, такую
серьёзную, что батюшка уж готовился отходную надо мной читать. И я
волей-неволей пересмотрела всю свою жизнь, сделала её переоценку и подвела
итог, неутешительный для себя: исполняю всё из страха, а рождения свыше у меня
и не было, И тут-то, на смертном одре, произошёл у меня в душе переворот и я
узнала радость духовного рождения, почти через 6 лет после моего крещения.
Счастье, что у меня тут же появилась возможность применить свои силы на дело
Божье – я стала корректировать книги И.Т. «…открытым оком». И тут-то, в
больнице, зримо увидела любовь своих
братьев и сестёр. Точно скажу, что так, как посещали меня, не посещали никого
во всей больнице. А как за меня молились! Я это всё ощущала. Это семья, большая
христианская семья, где и помолятся за тебя, и обличат, если нужно, и помогут,
порадуются с тобой, и всплакнут тоже. И тут уж, как во всякой семье, могут быть
и ссоры, отец и наказать может, но и наказание это – по любви. Хорошо, что мы,
как члены единого тела, можем приносить пользу церкви, каждый по своим силам.
Мне Господь позволил стать
помощницей в выпуске книг «...открытым оком». Я счастлива, что причастна к
такому важному делу. Какое моё может быть при этом отношение к этим книгам?
Считаю, что при наших средствах и наших возможностях их выпуск – чудо. С
технической стороны они несовершенны: набор, проверка – всё идёт «галопом по
Европам», мне стыдно, когда я встречаю пропущенные мною ошибки в отпечатанных
книгах и полностью беру на себя вину за это. Автора я понимаю, которому
хочется поскорее выпустить все собранные материалы, ведь в любое время может
измениться обстановка и свобода закончится, да и кто знает, сколько лет жизни
отпустил Господь автору этих книг? Он торопится. Ему есть что сказать. Эти
живые материалы, навеянные и пропитанные Словом Божьим, уже вошли в историю.
Когда мы ещё до вступления в общину читали «Жития святых», лично я впадала в
уныние – ведь, судя по житиям, спастись могут либо мученики за Христа, либо
монахи. Если бы в конце была хотя бы маленькая приписка, что, дескать, «мы
допускаем, что в Царство Божие может попасть и семейный мирянин, если он принял
Христа, как своего личного Спасителя, и живёт по-христиански». Но таких
приписок там не было. А наши книги поворачивают читателя лицом к Священному
Писанию, которое говорит: Рим.8:24 – «Ибо мы спасены в надежде».
А самое главное – книги дают возможность многим впервые прочитать Новый Завет с
толкованием Феофилакта Болгарского.
А ещё эти книги знакомят читателя с жизнью
нашей общины, жаль, что фотографы и журналисты освещают, в основном, жизнь
Свято-Анфимовской общины в Потеряевке, а нас, горожан, точно и нет. В деревню
ведь не всякий поедет, поэтому жизнь потеряевцев воспринимается читателями,
как жизнь каких-нибудь старообрядцев в Боливии или вообще, как туземцев с
островов Паппуа-Новая Гвинея – интересно почитать, поудивляться, но воспринять
это как руководство к действию вряд ли возможно. Жизнь в городской общине не
менее интересна, мы такие разные, среди нас
врачи, программисты, юристы, учителя, бухгалтеры, слесари, геологи,
продавцы, строители и возраст у всех разный, сколько детей, мы разные, но мы
едины в одном – едины во Христе. О нас ходит много слухов, мне самой
приходилось их развеивать. Вышло так, что я попала на работу в небольшой
коллектив, состоящий из прихожан МП. Там я узнала, что нас обвиняют: 1. В
расколе; 2. В непочитании Богородицы. 3. В непризнании за святых: а) Серафима
Саровского; б) Царственных мучеников. Я приводила исторические факты, целовала
иконы Богородицы и Серафима Саровского, объясняла, что Царственных мучеников
РПЦз канонизировала ещё раньше МП, лёд недоверия растоплен не был.
Самое главное разногласие было в том, что я
убеждала их, что нужно читать Слово Божие на русском языке, чтобы понимать его,
да не просто читать, но изучать, знакомиться с толкованием святых отцов, а не
слушать басни: Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон
Твой люблю». Одна из этих девушек как-то воскликнула: «Да как ты можешь
вообще говорить о спасении?! Мы ведь на таких тёмных и скользких путях!» А в
Псалме 118:105 говорится: «Слово Твоё – светильник ноге моей и
свет стезе моей». Если кто-то не понял, о чём она говорит, продолжу её
слова: «Да кто мы такие, чтобы даже думать о спасении?!» Я ей ответила: «Мы –
дети Божий. За меня умер Христос, Он пролил за меня Свою пречистую кровь и Голгофским страданием дал мне надежду на
спасение».
Эта девушка взяла-таки в руки Новый Завет на
русском языке, но потом опять вернулась к церковно-славянскому и сидела,
бедная, читала, силясь понять. Увидев у неё в руках «Закон Божий», я спросила:
«Находишь полезное в этой книге?» «Да». «A ведь это репринтное дореволюционное
издание, выпущенное РПЦЗ». Книга была тут же отброшена. Их мечты: «Вот
встретить бы настоящего старца-прозорливца, вот его я бы слушала». Было видно,
что они недовольны, когда я начинала говорить с покупателями о вере, когда те у
меня спрашивали, почему я в платке. Закончилось тем, что в течение года одна за
другой все девушки поувольнялись, одна из них призналась, что её здесь работать
дальше «не благословили». Прошу заметить, что это были не «прохожане», а лучшие
прихожанки МП, соблюдающие посты, посещающие храм каждые выходные, не носящие
брюки, – действительно верующие и соблюдающие церковные правила, как были
научены священниками. Но мы не смогли договориться с ними в самом необходимом
для христианина – в том, что нужно исповедовать Христа (когда я спросила, как
они уверовали во Христа, получила ответ:
«Это слишком интимный вопрос!») и изучать Слово Божие.
Сейчас идёт разговор об объединении РПЦЗ и МП.
Указ об объединении издать можно. Можно издать указ и о том, чтобы отныне вода
и масло смешивались в однородную массу, но масло всё равно будет плавать
сверху. Так и тут. Мы разные. У нас даже ценности разные – в наших книгах это всё отражено. У нас не
получится объединиться. Иерархи могут начать служить вместе, мы можем начать
поминать патриарха, но простые прихожане МП нас не примут, нам в спину так же
будет лететь: «Раскольники! Гордецы!» Мы
для них по-прежнему останемся чужими. Остаётся, как хорошо сформулировал И.Т.,
идти в этот вавилонский плен и постараться не раствориться среди таких
православных, многие из которых даже оскорбляются, если их называют
христианами, считая, что их обругали сектантами. Будем молиться не только о
том, чтобы Господь отвёл испытания, а больше о том, чтобы Он дал сил их пройти
и остаться чадами Христа. Аминь. Январь 2006 года. Дыбунова (Кривобокова) Марина Геннадьевна
– 24-38-46. Быт.49:18 – «На помощь твою надеюсь, Господи!» Иоан.4:53 – «Из этого отец
узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и
уверовал сам и весь дом его». Деян.16:33
– «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам
и все [домашние] его».
Уметь бы
удивляться открывшемуся чуду,
В ладоши хлопать и
рукоплескать,
О непонятном ахать бы
повсюду,
Любуясь гладью озера и
бурей из песка.
Мне семьдесят почти и, может, будет с гаком,
Но только бы душой не зачерстветь,
Не пятиться пред неизвестным раком,
Не стать одним из множества червей.
Пик красоты, конечно же, в
природе,
В движенье ветра, мощных
облаков.
Привыкнуть можно ко всему бы,
вроде:
«Уж если есть чудесное, то
где-то далеко!»
Оно же неиссчётное окрест,
И путается прямо под ногами;
Сонм удивленья трезвому не на один присест,
Морями плещется о безразличья камень.
Рокочет чудо в утреннем
отливе,
Ласкается при лунной
красоте прибоя;
Умели бы молчать, стать
менее болтливым,
С лассо скакать к открытиям
ковбоем.
В глазах потухших старость у юнца,
Неинтересен сад Владыки мирозданья,
Он тычется и мыкается в скуке без конца,
Так и не выскажет в любви к Творцу признанье.
Им, тупоумным вундеркиндам
тьмы,
С лицом потерянным
болвашке-атеисту,
Так и придётся помереть
немым,
Водою благодарно не
умыться.
Лишь озарённым и рождённым свыше,
Утешителем с неба осиянным,
Которых в книгу жизни Иегова впишет,
Путь с тупиком незнаем, и минует ямы.
Лишь им, избранникам
Великого Иисуса,
Чудесное спасенье
приоткрылось.
Венцы снимают и бряцают в
гусли
За чудо жизни, вдохновенья крылья. 11.02.06. ИгЛа