Вопрос 3714:
25 т. Один из самых «широкоформатных» вопросов, которые задают обычно
священникам, это вопрос о венчании. Столько же разных ответов на один и тот же
вопрос, и столько книжек на эту тему, что не знаешь, кому верить. Конкретно,
можно ли выходить замуж верующей за неверующего и жениться верующему на
неверующей?
Ответ:
Это ещё не самый заковыристый вопрос, есть куда сложнее, когда при нескольких
живых и венчанных супругах, с разрешения, конечно же, архиерея, снова и снова
венчают и потом без чьего-либо благословения разводятся. К примеру, брошюрка
выпущена «Уж замуж», Е. Богушева. Выходить ли за неверующего? Беседы со
священником. По благословению епископа Тираспольского и Дубоссарского
Юстиниана. Фавор, Москва. 2002 г. 64 стр., 15 тыс. экз. Непонятно, кто духовник
у женщины, уже готовой выйти за неверующего, по благословению этого инкогнито в
рясе. Вот только несколько выдержек из этого благословенного епископом труда,
основанного на большом и укоренившемся опыте. Притом, я совершенно уверен, что если
сюжет не придуман, как кинофильм «Остров», то продолжения свадьбы нам уже не
увидеть, хотя вполне прорисовывается контур сегодня.
«Смею думать, что дождалась и я. Умного,
доброго, чуткого и любящего, с которым, что называется, как за каменной стеной,
мы любим друг друга и вполне счастливы (слава Богу) и собираемся пожениться.
Одно только сомнение гложет меня, и сомнение это дорогого стоит – мой
единственный и ненаглядный (в отличие от меня) – человек неверующий… Однако
Господь по великой Своей милости, невзирая на мои прегрешения, даровал мне
доброго пастыря. Мудрого духовного отца, который всегда был готов с радостью
выслушать меня и поддержать – словом и делом. Вопрос: Но не будет ли
считаться мой брак блудным сожительством, если я решусь выйти замуж за
неверующего, зарегистрировав наш брак в государственных органах, но при этом
нас не обвенчают в церкви? Ответ: Нет, нисколько. Церковь с уважением
относится к такому браку, в котором лишь один из супругов принадлежит к
православной вере, ибо сказал св. Апостол Павел: 1Кор7:14,16 – «Ибо
неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем
верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Почему ты знаешь,
жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?»
(Почему-то стих 15, который уже предупреждает о разводе, был выпущен батюшкой:
«Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра
в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь».) И далее
неизвестный батюшка «Амвросий» строит доказательства на этом посыле. Пространно
рассуждает поп о разных ситуациях, видно, что приходилось ему в этом русле
плыть не одну версту. А вот посмотреть в труды Златоуста или блаженного
Феофилакта, похоже, так и не удостоился сей чести. А там вот что написано: «Ты призван, имея жену из неверных. Оставь
её при себе, и за неверие не
изгоняй её». То есть обе половины были некогда в неверии, вне Церкви Христовой,
а потом один из супругов обратился к Богу, уверовал во Христа. А чтобы выходить
за неверующего, – о том и мысли не было в первохристианской Церкви. Ибо
верующая душа – овца, а неверующая – волчья суть. Мф.10:16 – «Вот,
Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты,
как голуби». 2Кор.6:15 – «Какое согласие между Христом и
Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» И женщина или девица
задаёт вопрос, который показывает в ней наличие страха Божия, но делец от
религии, облаченный в рясу, со свечкой в руке, туманит мозги ей и толкает в
блуд и в смерть. Он даже эту главу послания к коринфянам не дочитал до конца –
не поп, а лютый волк. 1Кор.7:39 – «Жена связана законом, доколе
жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в
Господе». Деян.20:29-30 – «Ибо я знаю, что, по
отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих
восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою».
И так отвечает ей поп только потому, что боится потерять кошелёк этой духовной
овечки, обольщённой им. И во всей беседе ни слова не сказал о рождении свыше, о
необходимости ей самой вникать в Слово Божие. Он – оракул, он – глашатай и
вождь в очках, который увлекает за собою, толкуя Писание превратно. А этому его
учили в семинарии не один год. Он потворствует всем грехам своих прихожан. И
задающая вопросы уже влипла в это содружество с неверующим и потому пишет: «Да,
я понимаю теперь, что меня могут ожидать многие трудности, если я решусь на
брак с моим неверующим возлюбленным. Но теперь я знаю, что церковь не только не
воспримет наш брак как блудное сожительство, но и будет молиться о том, чтобы
мой неверующий муж был вразумлён Господом и пришёл к вере во Христа. То, что я
– верующая и воцерковлённая православная христианка, стало для моего избранника
полной неожиданностью. Надеюсь, что Господь поможет мне обратить моего мужа».
Вывод: доколе не встретилась со священником, у неё был шанс расслышать голос
Божий. Но после встречи с батюшкой, она полностью оглохла к голосу Божию – поп
заменил ей Писание и голос Духа Божия. Не убоялся патриарший волк ни соборов,
ни Слова Божия, да и не один такой волк в поповском обличье: Шестой вселен.
собор, правило 72 – «Недостойно
мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной
жене с мужем еретиком сочетаваться.
Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не
твёрдым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать
несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий
грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучён. Но если
некоторые, будучи ещё в неверии, и не быв причтены к стаду православных,
сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое,
прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая
воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно
сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то
да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и
святится жена неверная от мужа».
Лаод. 10 – «Не должно церковным [людям], без разбора, своих
детей совокуплять с еретиками брачным союзом».
Лаод. 31 «Не подобает со всяким еретиком заключать брачный
союз или отдавать таковым сынов или дщерей, но допустимо брать от них, если
обещаются христианами быть».
Иер.23:11 – «ибо и пророк и священник - лицемеры; даже в
доме Моём Я нашёл нечестие их, говорит Господь». Ос.6:9 – «Как
разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают... и совершают мерзости».
Живущим там вещать
Христов закон
Явился Павел в Иерусалиме,
И, многими в соблазне
обвинён,
Из храма был позорно изгнан
ими.
Толпа врагов, бессмысленно слепа,
Отступнику потребовала кары,
И за собой влекла его толпа,
Глумясь над ним и нанося удары.
Он был на казнь позорную
ведом,
Боец Христов, о грешниках
печальник,
Когда пришёл услышавший о
том
От сотников своих
военачальник.
С дружиною он появился вдруг,
Вооружён среди толпы мятежной,
И Павла спас из разъярённых рук
Зачинщиков от смерти неизбежной.
И выслушав, он Павла не
связал,
И говорить он дал ему
свободу:
Но тщетно тот о Господе
вещал
Погрязшему в неверии
народу.
Народ шумел; глумяся и крича,
Он не внимал Божественному слову
И требовал секиры палача
И лютых мук Апостолу Христову. О. Михайлова