Здесь вопросы 130-154, том 1, стр.132-150

 

Семья

 

 

Вопрос 130: 1 Кор. 7:37 – «Но кто непоколебимо твёрд в сердце своём и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своём соблюдать свою деву, тот хорошо поступает». К кому обращены слова «соблюдать свою деву»?

Ответ: Власть отца, по закону Моисея и по обычаям Востока – безгранична. При  важных событиях отец обещал  любому свою дочь, если  тот захватит город или совершит иное важное событие. 1Макк.10:54 – «Итак, заключим теперь дружбу между нами, и ты дай мне дочь твою в жену, и буду я тебе зятем и дам тебе и ей дары, достойные тебя». 1Макк.11:10,12 – «Я раскаиваюсь, что отдал ему дочь мою, ибо он старался убить меня. И, отняв у него дочь свою, отдал её Димитрию, и стал чужим для Александра, и обнаружилась  вражда их». Сир.7:27«Выдай дочь в замужество, и сделаешь великое дело, и подари её мужу разумному». Тов.7:11 – «Я отдавал свою дочь семи мужам, и когда они входили к ней, в ту же ночь умирали». 1Цар.17:25 – «И говорили Израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить  Израиля. Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и  дом отца его сделал бы свободным в Израиле».

Даже данный Богу обет дочерью отец имел право снять. Отец решал, выходить ей замуж или нет. Апостол Павел пользуется понятиями проистекавшими из прав отца над дочерью, как рабовладельца над рабыней. Чис.30:6-15 – «Если же отец её услышав, запретит ей, то все обеты её и зароки, которые она возложила на душу  свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец её. Если она выйдет в замужество, а на ней обет её, или слово уст её, которым она связала себя, и услышит муж её и, услышав, промолчит: то обеты её состоятся, и зароки её, которые она возложила на душу свою, состоятся; если же муж её, услышав, запретит ей и отвергнет обет её, который на ней, и слово уст её, которым она связала себя, [то они не состоятся, потому что запретил ей муж её,] и Господь простит ей. Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится. Если жена в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою, и муж её слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты её состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится; если же муж её, услышав, отвергнул их, то все вышедшие из уст её обеты её и зароки души её не состоятся: муж её уничтожил их, и Господь простит ей.

Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж её может утвердить, и муж её  может отвергнуть; если же муж её молчал о том день за день, то он тем утвердил все обеты её и все зароки её,  которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том».

Сегодня у нас отец имеет право только совещательного голоса; добровольно она выходит замуж или нет, она самостоятельно свидетельствует о том перед венцом.

 

Вопрос 131: 1Тим.5:1 – «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев». Как это?

Ответ: Иов.12:12 – «В старцах — мудрость, и в долголетних — разум». Прит.16:31 – «Венец славы — седина, которая находится на пути правды».

Прит.20:29 – «Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина». Пс. 118:99-100 – «Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню». Сир.42:8 – «Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека». Пс.70:9 – «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня». Прем.Сол.2:10 – «Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних  седин старца».

Сир.6:35 – «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть,  и притчи разумные да не ускользают от тебя». Сир.8:11 – «Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих».

Сир.25:6-8 – «Как прилично сединам судить, и старцам — уметь давать совет! Как прекрасна мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и совет! Венец старцев — многосторонняя опытность, и хвала их — страх Господень». Указанные места Библии показывают, какую роль занимает опыт старости и какую пользу можно извлечь из неё для молодых. Во всех народах, особенно в южных, с младенчества воспитывается особое, трепетное отношение к аксакалам, к их совету.

Старцы не всегда правы, и не все. Они более ранимы, и против них часто молодые совершают грех Хама, открывая наготу отца. Поэтому ап. Павел подсказывает Тимофею никогда не укорять старцев, но вразумлять их с кротостью. Сир. 25:3-4 – «И три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке». Иов.32:9 – «Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду».

 

Вопрос 132: Должна ли сестра по вере или по плоти проявлять  смирение в отношениях с братом, или это относится только к  жене  в отношении с мужем?

Ответ: Навык в послушании никогда лишним не будет. Это как по табели о рангах в Японии, там   очень четко: жена  утром обязана поклониться мужу. Сын кланяется только отцу и матери. Но сестра, хотя бы она была и старше брата, обязана поклониться ему. Как будущему защитнику и кормильцу. Девочка должна также иметь на голове своей знак для Ангела, то есть платок. В чем слушаться, молчать ли? На всё, как и  для врача, нужно конкретный случай и тогда ответить точно. Неразумные речи и советы, и приказания должно отвергать, кто бы их тебе ни говорил, будь это даже и муж. И, конечно же, тем более это относится не к мужу, а к брату.

 

Вопрос 133: Вы никогда не задумывались о том, почему свекровь обычно не любит свою невестку, а зять тёщу? Как бы преодолеть взаимную неприязнь?

Ответ: Без Бога – не преодолеть. Это возможно только в страхе Божием. У нашей матери с отцом нас было десять детей, и родители с той и другой стороны всегда жили в любви и с зятьями и со снохами, потому что все были верующие. Современные снохи должны получать такое же наставление, как Сарра, жена Товита. Товит. 10:10-12 – «И встал Рагуил и отдал ему Сарру, жену его, и половину имения, рабов и скота и серебро,  и, благословив их, отпустил и сказал: дети! да благопоспешит вам Бог Небесный, прежде нежели я умру.  Потом сказал дочери своей: почитай твоего свекра и свекровь; теперь они — родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе. И поцеловал её. И Една сказала Товии: возлюбленный брат, да восставит тебя Господь Небесный и дарует мне видеть детей от Сарры дочери моей, дабы я возрадовалась пред Господом. И вот, отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай её». Исх.20:12 – «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на  земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».  Быт.19:14«И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит». 1Цар.22:14 – «И отвечал Ахимелех царю и сказал: кто из всех рабов твоих верен как Давид? он и зять царя, и  исполнитель повелений твоих, и почтен в доме твоем».

 

Вопрос 134: Где найти в Евангелии о взаимоотношении родителей с детьми? Как решать вопрос со взрослыми детьми?

Ответ: Когда мою мать спросили о том, как она воспитала десять детей, что все учатся, родителей почитают, работают, она улыбнулась скромно и  смущенно ответила: да кто их воспитывал? Они сами росли и росли. Мы целый день были с отцом на работе. Ребятишек-то и не видели. Им некогда было воспитаться. Они с малых лет все в работу  запряжены, и поиграть некогда было. О воспитании детей описано у нас в материале  «О семье» в книге «К истинному православию». Там всё подробно обо всём показано. Со взрослыми проще, они уже самостоятельные, и не надо на них наседать, монополию на их зарплату держать. Обычно, жалуясь на детей, говорят: «я поила, кормила, а он...».  Могу добавить: «но другом  не стала. Нужно было познакомить со Христом и с Библией. Не терять драгоценного времени и больше быть с ребятишками. Отношения строить только на основании Библии». Вопросов много, разные нюансы, неурядицы, и мне приходилось  очень много раз быть арбитражным судьёй по просьбе той или другой стороны.

Рим.10:8-11 – «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.  Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,  потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.  Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится». С двух сторон просят помочь разобраться. И ни одного случая не было, чтобы дело не изменилось к лучшему, если обе стороны веруют во Христа и имеют страх Божий. Но, если нет авторитета  Библии, живут в самости и в обидах, то разговора вообще не получится. Это гниющая свалка, – отойди, чтобы тебя не задушили миазмами склочности.

 

Вопрос 135: Если  женщина разведена с мужем, но живут в одной квартире, то как ей относиться к нему?

Ответ: В Польше придумали так (читал в газете): подавшим на развод жить несколько дней в одной комнате-камере, где одна кровать, одна ложка, одна чашка и т. д. Как правило через два-три дня они своё заявление о разводе забирают обратно. Если развод связан с изменой Мф. 19 гл., то она имеет право развестись, но предпочтительней, если она простит ему, говорит Василий Великий; а если простила, то никогда не напоминай и не упрекай. Других причин развода для христиан не существует. 1Кор.7:15 – «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь». А если разведётся, то доколе он не умрёт, она не имеет права выходить замуж. 1Кор. 7:39 – «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».

   Сегодня церковь поступает по-другому. Если они не были венчаны, то они и не были никогда законным мужем и женой, а жили в блуде. Церковь ныне не признаёт никаких браков, кроме церковных. Библия так не учит. 1Кор.7:14 – «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Неверующая половина освящается верующей через просвещение, и они называются мужем и женой, и ясно, что они не венчаны. Если разведённые остались жить в одной комнате, то ничего кроме унижения и страдания одной из сторон не будет.

 

Вопрос 136: Если мать и отец крещены и, следовательно, им прощён первородный грех, то почему ребенок наследует грех Адама? Ведь ребенок рождается уже после того, как родители его не имеют этого первородного греха. Как понимать?

Ответ: Логичный вопрос и интересный. Действительно, можно  в тупик зайти, если размыслить. Что касается  рождения в грехах, то оспаривать не приходится.  Пс.50:7 – «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Иов.14:4 – «Кто родится чистым от нечистого? Ни один». 1Кор.7:14 – «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем  верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Нужно заново родиться и получить  рождение от Духа и воды.

Иоан.3:3 – «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Первородный грех, по учению Церкви, прощается, омывается в святом крещении. Но грех этот не на теле, а на душе был. При  зачатии же от двух крещённых, оба тела, участвовавшие в зачатии смертны, не освобождены от рабства тлению. Зачинается человек не от душ, получивших  освобождение  от греха в крещении. В этом и есть ошибка вопроса. Прем.Сол.7:2 – «И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от  семени мужа и услаждения, соединенного со сном». По плоти же зачатие даёт от двух смертных только смертное подобие. Быт.5:3 – «Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарёк ему  имя: Сиф».

 

Вопрос 137: Если муж неверующий, то можно ли научить его вере? Можно ли по любви выйти замуж за неверующего?

Ответ:  1Кор.6:12; 10:23 – «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать  мною».  «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает». На слово «можно ли?» ответ приходит из райской обители: Бог сотворил нас по Своему подобию: потому мы и наделены страшным и дивным даром –свободой.  Жена не должна мужа учить, но ей  заповедано учиться  и быть молчаливой. 1Тим.2:11,12 – «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». 1Кор.14:35 – «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви». Этот регламент дан для семьи, где муж верующий. Но если он споткнулся, то вместе с ним падает и его кафедра, – отныне он пусть  учится у благоразумной супруги, она может его учить святому.   1Кор.7:16 – «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?» Сложнее дело, когда парень верующий, а она неверующая или наоборот; и вот она тянется туда, в мир, к кучерявому  полузнакомому Аглаиду.  2Кор.6:14 – «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?  Что общего у света с тьмою?  Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным»?

    Это – противоестественно, совершенно ненормальное явление. Аномалия в природе. Христос, когда послал нас в мир, то предупредил: наши отношения с миром весьма ограничены. Мф.10:16 – «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Овечка тянется к волку, и что от неё будет? Не про это ли пела ещё в детстве, что останутся бабушке рожки, да ножки.  И  рога наставит тебе неверный твой, неблаговерный, и ножки твои не помогут. Цветок сорван и он ушёл. Неверующий, это  уголовный кодекс с полным его нарушением в душе, уже готовый на всё тяжкое. Только бы случай представился...  Нет! Не торопись к сатане в пасть. Помолись и дождись своей доли у Бога. Иер.29:11 – «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». Втор.30:15,19 – «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». 1Кор.7:39 – «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».

 

Вопрос 138: Если мужчина был женат до обращения не на девственнице, может ли он стать священником?

Ответ: И сказал Господь Моисею: Лев. 21:13 – «В жену он должен брать девицу [из народа своего]: вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь [Бог], освящающий его». Апостольское правило  18: «Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную /актрису/, [ни] епископом, ни пресвитером, ни диакон, и никем в списке священного чина [не может быть]».

Принято считать, что всё, что было до крещения предано забвению, человек родился заново, и прошлое его не вспоминается. Даже бывшие до крещения разбойниками, как Моисей Мурин, становились пресвитерами. Ясно, что и этот побочный недостаток, бывший до крещения, не ставится в вину и не служит препятствием для рукоположения, и это – справедливо.

 

Вопрос 139: Если отец блудник, матерщинник, не признаёт за собой грехов, совсем неверующий – какое общение возможно с ним?

Ответ: В вопросе много неясного. Живёшь ли в родительском доме? Сам ли себя обеспечиваешь всем необходимым? Если в доме отца  находишься, то реши, остаёшься ли  дальше там. Если остаёшься, то провести  чёткую грань, где грех отца может на тебя повлиять. Если есть своя комната, то сделать крепкие запоры и всегда быть закрытым. Не видеть и не слышать ничего. Молись, ходи на посещения больных, к верующим на занятия,  и веди себя как отдельная автономия. Не мельтешись под ногами отца. Если невыносимо и опасно, переходи к верующим, только к верующим своего вероисповедания, и там будешь  уже, как общество с ограниченными правами. Отца не обличай, не упрекай. Если он бывает трезвый, то скажи ему по хорошему, когда этому представится случай, и он сможет тебя выслушать, что ждёт его за гробом. Расскажи о Христе.

Тут всё будет решать твоя христианская жизнь. Дела кричат впереди нас и намного громче наших слов. Это не то, что с налёту где-то выступить в доме культуры. Тут тебя, как облупленного знают, и сколько ты ешь, и когда встаёшь, какой подвиг  творишь, как  «чудотворствуешь». Если же родители уже в возрасте, то не пренебреги ими, хотя бы они были неверные. Прем.Сол.2:10 – «Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца». Если же ставят  условие: или живи здесь тихо, или прочь со своим Христом, фанатик…  Тогда уже ты волен уйти сразу, во всём положившись на Господа Иисуса. И Он не оставит нигде, будет всё только лучше и на пользу души. Другой вариант, когда родители верующие, а творят неподобающее. Или бывшие верными, и стали отступниками. Тогда уже по другому поступать с ними, даже если они и не против твоего жительства дома с ними. 1Кор.5:9-13 – «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;  впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.  Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.  Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?  Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращённого из среды вас». В записке нет определённости о семье, потому даю такой ответ пространный. Если что-то ещё есть своё в этой семье, то напишите дополнительно и мы посмотрим, что скажет Сам Господь Бог через Свое Писание.

 

Вопрос 140: Если при живом муже жена обвенчалась с другим, так как с первым они были разведёны, а дружки знали об этом, и однако, участвовали, то будет ли на них грех, так как они христиане?

Ответ: Если венчание было незаконное, то виноваты все участники. Нужно было предупредить священника, остановить, довести до сведения архиерея. Нужно жить не по лжи. Еф.5:11 – «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Откр.3:19 – «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся».  1Тим.5:22 – «…Не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым».

 

Вопрос 141: Если ребёнку возраст до году, то соблюдается ли для него пост в среду и пятницу? Если можно молочное грудным детям, то до какого возраста?

Ответ: Канонов на это нет. Но есть описание  того, как было раньше,  это можем узнать из Библии. Прем.1:1 – «И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного.  И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном,  и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми,  вскормлен в пеленах и заботах;  ибо ни один царь не имел иного начала рождения:  один для всех вход в жизнь и одинаковый исход».  2Макк.7:27 – «Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном  языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя». В житиях святых описывается, что малые дети постились и не хотели питаться грудью матери в среду и пятницу. Но этот феномен и остаётся, как чудо.  Нас в семье  было десять ребятишек, и как только мама отсаживала от груди, то уже все посты соблюдали. Грудью дольше года, пожалуй, никого и не кормили, и все выросли.

 

Вопрос 142: Скажите, почему в Библии говорится, Еф.5:33 – «Жена да боится своего мужа»? Почему она должна во всём слушаться? Муж – не Бог, может ошибаться и заблуждаться.

Ответ: Слушаться только в том, что не противоречит Священному Писанию. Поэтому скорее начинай изучать Библию, чтобы знать свои права. Не нужно было выходить замуж и сейчас  бы не пела: «словно ласточка свободная была. На свою беду тебя я повстречала, и забыть, как ни старалась – не могла». 1Кор.7:28 – «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые  будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль».  1Кор.7:33-34 – «А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:  незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а  замужняя заботится о мирском, как угодить мужу».

 

Вопрос 143: Быт. 3:17 – «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». Не значит ли это, что не нужно слушать голоса жены?

Ответ: Матриархат, эмансипация женщин – это изобретение диавола, его научение, начатое ещё в раю. 1Кор.14:35 – «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви».

1Тим.2:12 – «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Иоанн Златоуст говорит: «Если ты вышла замуж, превратись в камень». Более подробно в нашей книге «К истинному православию» в главе «О семье». В делах житейских, хозяйственных жена бывает острее мужа. Постарайтесь книгу «Домострой» сделать настольной, там это всё разложено по полочкам.

 

Вопрос 144: Женщина, которая ухаживает за своим  грудным ребёнком, чем может быть полезной для Церкви, чтобы не стать «диванной» христианкой?

Ответ: Бог каждому даёт по силам труд. Самое трудное, как наша мать говорила, – Богу молиться и с детьми водиться. А детей надо ещё и воспитывать. Это огромный и сверхответственный труд.  Это и для Церкви полезно. Постоянно молись, и  не теряй близкого общения с сёстрами, чтобы знать нужды Церкви, знать, о чём молиться.  Руф.4:16 – «И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою». 1 Тим.5:10 – «Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу».

Воспитывай дитя в страхе Божием, в уважении к Церкви, приучай его к молитве. Чтобы разгрузить других таких же кормящих мамок, можно на праздники объединиться и кто-то бы один оставался с группой детей, чтобы остальные могли сходить в церковь,  помолиться.

 

Вопрос 145: Игнатий Тихонович, как поступать с мужем, если он пьёт, курит, бранит матерно, неверующий и не отходит от телевизора?

Ответ: О такой жене, кротко всё переносящей, можно сказать – мученица. Как образец, почаще вспоминайте св. Монику, мать блаженного Августина и просите у Бога сил подражать ей. У неё муж был очень крутой  и драчливый, как и у многих из её подруг. Побитые и уничиженные после получки и аванса, с фингалами под глазами, её подруги удивлённо смотрели на неё, всегда аккуратно одетую, чистую и весёлую, не видя на ней следов субботнего «воспитания» мужа, и спрашивали: как ей удаётся обходиться без синяков при зверонравном характере её благоверного? «Любовью и кротостью, – отвечала она, – смирением и послушанием». Прочтите небольшую повесть «Судьба человека» М.А. Шолохова о рядовом советском гражданине Соколове. Он возвращался домой с работы иногда и «на первой скорости», так что и улицы не хватало, но жена его Ирина ни разу не попрекнула его, как он говорит, «знаю я таких шалав», да поступи она со мной иначе, и я бы, как Бог свят, завтра снова бы напился в дымину, а так утром я не смел глаза поднять от стола». Примеры правильного, неэмансипированного поведения женщин наполняют страницы житий святых. Читайте чудные повести о послушных жёнах.

1Пет.3:1-7 – «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.  Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,  но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.  Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.  Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.  Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». 1Тим.2:11,12 – «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Ни о каком разводе с плохим мужем не может быть и речи». Еф.5:22-32 – «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,  потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.  Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём.  Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё,  чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова;  чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.  Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.  Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь,  потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.  Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.  Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.  Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

 Апостол повелевает слушаться и быть в повиновении не только у хорошего мужа, и не ставит никаких других условий, и не нужно своими комментариями устранять прямое повеление послушания. Муж есть глава, основной компьютерный центр, а она тело. «Мудрые» жёны даже и здесь пытаются мудрить, говоря: «Если я тело, то шея относится к телу, и куда шея повернёт, туда и голова». Да, самое опасное в том, что этому пьянице, если она с ним венчана и брак законный, она должна повиноваться и в ложе. Будут рождаться дети недоумки, дебилы и олигофрены, нельзя этого и вообразить, но и здесь она должна положиться на волю Божию. Иногда о таких мужьях жёны молились, и Бог устранял их, как св. Анастасия Узорешительница, и они получали свободу, как св. Олимпиада, но нужно молиться об обращении мужа, а не о его смерти, добавляя «да будет воля Твоя». Но в послушании положен предел: когда требования мужа побуждают к нарушению заповеди Божией, тогда не покоряйся, но если нужно и умри. В нашей книге «К истинному православию» в главе «О семье» подробно об этом написано, а также в книге «Симфония на жития святых».

 

Вопрос 146: Могут ли родители, не спрашивая согласия выдавать своих детей замуж или женить? Можно ли в таком случае не подчиниться?

Ответ: В Ветхом Завете именно так и было, как и сейчас ещё в южных странах. Но сегодня, если бы на это родители пошли, то во время венчания нарушение было бы обнаружено. Священник спрашивает, по согласию ли, любишь ли? И, если приступающий скажет: «не согласен», то священник обязан отойти. Всё остальное есть беззаконие.

 

Вопрос 147: Может ли бес действовать не только через жену, но и через мужа-наставника?

Ответ: Сколько угодно. Конечно, мужу труднее и сложнее, потому что ему глава Сам Христос. И с каждым вопросом, с каждым своим упущением так запросто ты не обратишься, как жена к тебе. Жена должна иметь внутри критерий-определитель – Библию и сверять для себя всё с тем, что ей говорит муж. Если сказанное им не противоречит Библии, то следует всё исполнять беспрекословно и безмолвно. Главная задача каждой японской девушки – выйти замуж, и далее всю жизнь посвятить росту мужа, его карьере, ибо вместе с ним поднимается и она, как Хиллари с Клинтоном. А на это русских жён как раз и не хватает. Они часто из себя представляют сплошной остеомиелит. Пр.12:4 – «Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его». Прит.14:30 – «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей». В русских семьях идёт непрерывный Карабах за область влияния, за всё, что окружает. Когда муж сбивается с пути, жена занимает его место – кафедру; но это только в случае его отпадения от веры православной. 1Кор.7:16 – «Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?»

 

Вопрос 148: Можно ли попросить у мужа разрешения один-два дня помолчать?

Ответ: Счастливый муж, при смерти и вспомнит только эти два дня, когда он был действительно счастлив. Жене говорить-то бы и не о чем при послушании мужу, а у большинства из них вся словесная энергия уходит на сопротивление и оговорки. 1Тим.2:11 – «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью». 1Кор.14:35 – «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично  жене говорить в церкви». 1Тим.2:12 – «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». 1Пет.3:4«Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

У аварцев есть поучительный рассказ. У них тоже есть свои обычаи. Один из них состоит в том, чтобы сноха никогда не разговаривала в присутствии свёкра, и чтобы он даже не слышал её голоса. У одного почтенного и уважаемого аксакала женился сын и привёл в дом невестку. Отец не налюбуется на неё, какая она кроткая, ходит, опустив очи долу и весьма уважительна к нему. Эти законы горцев имеют ту особенность, что в частном порядке могут быть отменены, но только по решению собрания старцев данного аула, и только для него. У отца было два бычка в стаде, и он сказал сыну: «Сынок, я что-то стал недомогать, хочу заранее проститься с друзьями и собрать их к себе, заколи одного бычка». Насытившиеся и раздобревшие гости через старейшего решили спросить хлебосольного хозяина, по какой причине они собраны. Он попросил сына привести молодую жену, и, поставив её перед собранием сказал: «Я хотел бы вас попросить, уважаемые друзья, чтобы вы попросили мою сноху с завтрашнего дня разговаривать со мною».

Все были немало удивлены такой просьбе, а старейший из гостей сказал: «Я прожил долгую жизнь, но с такой просьбой встречаюсь впервые», и обратился к молодой женщине: «Ты удостоилась великой чести, дочь моя, что ради тебя признан не совсем умным наш старинный обычай, – значит, что-то наши отцы не предусмотрели. Мы просим тебя, будь свободна отныне и навсегда от этого обычая. Ты можешь разговаривать с твоим вторым отцом».

Хозяин едва дождался утра, чтобы услышать мелодичный голос, ласкающий его слух. Он встал чуть попозже обычного, ибо заснул только перед утром и нашёл сноху доящей корову. Подойдя к ней, он остановился рядом и подумал, с чего бы начать с ней говорить. И тут она обернулась и довольно раздражённым голосом сказала: «Чего зря стоишь истуканом, подержи корове хвост, которым она бьёт меня по лицу». Так он и стоял с хвостом в руках. Едва она окончила доить, он тут же возвратился и прилёг на свою тахту. Ему почему-то вдруг действительно занемоглось сегодня с утра пораньше. Сноха, войдя в дом, прервала его мысли: «Чего разлёгся, только встал, а уже лежишь, видишь, малый ребёнок, лезет куда попало, возьми его на колени к себе, и пойди с ним на улицу». День показался ему длинным-длинным, как никогда. Когда сын вернулся с поля, он снова обратился к нему: «Мне что-то стало совсем плохо, заколи второго бычка и созови моих друзей». И в конце ужина он снова был спрошен, ради чего же они собраны. Он постоял, помолчал, а потом и говорит: «Я хотел просить вас, почтенное собрание, чтобы вы упросили мою сноху больше никогда при мне не разговаривать». Старейший из них обвёл всех глазами, как бы спрашивая: «Ну что?» – и сказал: «О, выходит, наши предки были правы и в этом, и мы это поняли, когда съели двух бычков. Слава Богу, что и наш  почтенный  друг это тоже понял, только обошлось ему  это в два бычка, таких вкусных и хороших».

 

Вопрос 149: Можно ли ученику бросать начатое учение из-за лени, из-за того, что отстал и стыдно? Как выйти из этого положения?

Ответ: Против лени лекарство у родителей,  не очень  приятное для ученика, но пока другого не получено. Пусть познакомится с методом Соломона. Рассказать, кто он такой ленивец, и как с ними нужно обходиться. Прит.6:6,9,11 – «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то,  как источник, придёт жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]»

Прит.10:4,26 – «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его». Сир.33:25 – «Корм, палка и бремя — для осла; хлеб, наказание и дело — для раба».

Прит.10:13;13:25;22:15; 23:13,14;29:15 – «В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит её от него.  Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт;  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей  матери.  Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство».

Прит.12:24,27; 13:4;15:19;18:8 – «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.  [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать]».

Прит.19:24;20:4;21:25;22:13;24:30 – «Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести её до рта своего. Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего. Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!» Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного».

Прит.26:13;26:14,15,16 – «Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!» Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.  Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести её до рта своего.  Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно». Обязательно прочтите с ленивым все определения его, как Бог рассматривает положение ныне и на Суде Божием. Мф.25:26 – «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и  собираю, где не рассыпал». Сир.4:33 – «Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих».

Сир.22:1,22 – «Грязному камню подобен ленивый: всякий освищет бесславие его.  Воловьему помёту подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку».

Сир.37:12,13 – «Не говори с немилосердым — о благотворительности, с ленивым — о всяком деле, с годовым наёмником — об окончании работы, с ленивым рабом — о большой работе». Не давай ему есть, чаще указывай на эти стихи и применяй средство пониже спины, там растут его уши, по-Ушинскому, которого нарицают отцом  русской  педагогики.

 

Вопрос 150: По заповеди Христа «Почитай отца  своего и мать» нужно ли мне навещать свою мать, если она неверующая и часто пьёт, курит и т.п. Она плачет, просит, чтобы я приехала. Я не хочу этого всего видеть, и меня не тянет туда. Что мне делать?

Ответ: Если  родители (речь только о родителях, а не о родственниках)  желают, чтобы их посещали, то это нужно делать, но не участвовать с ними в том, что  противно здравому смыслу и Писанию Божию. Может быть,  удастся  трезвыми их застать. И тогда улучить подходящий момент и засвидетельствовать  о любви Божией. От нас очень многое сокрыто, и неизвестность  побуждает трудиться. И неудача, что не зависело от нас, да не огорчит пусть нас. За труды ты всё равно получишь от Бога награду. Главное от нас – быть верным  Ему во всём, исполнить Его святую волю. 1Тим.5:8 – «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного». Сир.3:7 – «Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его». Быть может, уже у них наклон к молитве такой: Пс.70:9«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня», Тут-то и сгодится ваша помощь и ласковое слово. Сир.3:13 – «Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей». Теперь очень дорого стоит переезд, поездка. Тут тоже бери всё во внимание. Может быть полезнее просто написать письмо или пригласить их сюда. Не  дома они и пить будут меньше? Поставьте опредёленные условия: не курить. Убедите их, что это стоит того, чтобы побыть вместе.

 

Вопрос 151: Разрешается ли христианам вступать в брак с людьми другой религии?

Ответ: Согласно канонов Церкви, разрешается только в одном случае, если та половина ещё и не крещена, но письменно и твёрдо обещает присоединиться к Православию. Думаю, что это дело очень рискованное. Так у старообрядцев  приобретение новых прозелитов,  «миссионерство», идёт через смешанные браки. Что из этого получается, они лучше расскажут. Практически  всё мёртвым слоем покрывается и ждать большего не приходится. 2Кор.6:15 – «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?».  Овечка выходит замуж за волка? Кому шашлык будет? За 40 лет наблюдений сделал для себя вывод: удачных браков не видел. И если всё-таки как-то отступник возвращается, то это полутруп. Легче приобрести того, кто ещё не был христианином, вторую половину  привести ко Христу. Явно, что нет на то и воли Божией, чтобы так рисковать своей душой. И воспитание детей какое будет? Чернота всегда  задавливает белизну; – посмотри на браки с неграми.

 

Вопрос 152: Скажите, перед крещением женщине нужно обязательно избавиться от всех противозачаточных средств?

Ответ: Зачатие и рождение всегда было благословением, всё остальное от лукавого. 3Ездр.3:12 – «Когда начали размножаться обитающие на земле, и умножились сыны и народы и поколения многие, и опять начали предаваться нечестию, более нежели прежние». Ос.4:10 – «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу». Если не нужны дети, то этого можно достичь только удалением друг от друга по согласию. 1Кор.7:5 – «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а  потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Советую настоятельно, прочесть у Л.Н. Толстого «Крейцерову сонату». Она даст вам полный ответ почти на все семейные  вопросы.

 

Вопрос 153: Сын работает и живёт с родителями. Как ему надлежит распорядиться своим заработком?

Ответ: Непонятно, с какими родителями, с матерью или с тёщей. Тов.10:12 – «Потом сказал дочери своей: почитай твоего свекра и свекровь; теперь они — родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе. И поцеловал её. И Една сказала Товии: возлюбленный брат, да восставит тебя  Господь Небесный и дарует мне видеть детей от Сарры дочери моей, дабы я возрадовалась пред Господом. И вот, отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай её». Если вопрос о заработке, то если вы питаетесь общим котлом, – всем положить поровну. Если все верующие и постятся равно. Но вначале, после получения пенсии и заработков, сразу же отделить точно одну десятую часть священству и отдать скорее. Потом подумать, будет ли что на вторую часть – для храма. И третья – на нуждающихся в вашей помощи. Остальные деньги также поровну за коммунальные услуги  и прочее. У каждого должны быть капиталы на накопление. На покупку для себя или кому-то в подарок. Не претендовать на то, что другому по праву принадлежит, хотя бы вам и казалось, что это не так. Если же дети уже взрослые и, живя с вами, ещё не женаты, ваша власть тоже не совсем бесконтрольна над ними. Если сын не пьяница, то жить на равных. Не давить возрастом и не козырять: родила, воспитывала. Если же пьяница и не слушается, то расстаньтесь, или сдайте его в милицию. Втор.21:18-21 – «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, —  то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания  и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»;  тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся». 

Прит.23:21 – «Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». Огромная и страшная беда, если чадо наркоман или токсикоман. Пропал весь ваш товар... Тут только чудо Божие спасёт вас. Не приведи, Господи! 1Кор.5:11 – «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе». 1Кор.6:10 – «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».

 

Вопрос 154: Я очень люблю своего мужа, своих детей. Не грешу ли я этим против Бога?

Ответ: Сложность получения правильного ответа состоит в том, что нет в мире ни одного слова, ни одного понятия, даже библейского, которое имело бы однозначность. Так и слово «любить» в большинстве случаев понимается превратно, и редко – в божественном смысле. Любить, значит содействовать спасению, делаться сродственным Божескому естеству. Если ваша любовь стоит в этом ряду, да будет она благословенна и вознаградится сторицею. В каждом вопросе всегда нужно ставить четыре подвопроса, чтобы правильно понять написанное в Писании. 1. Кто сказал. 2. Когда. 3. Кому. 4. С какой целью.

В разрешении неопределённости  своих поступков, человеку также нужно ставить четыре вопроса, решая, делать это или не делать. 1. Чего я ищу этим действием: духовного или телесного;  вечного или временного? 2. Что об этом говорит Библия? 3. Что об этом говорит моя совесть? 4. Не принесу ли я соблазна этим поступком кому-либо? Получив положительные ответы по этой анкете, можешь смело претворять в дело задуманное. Любовь не бывает бесконфликтной, особенно в семье. Арсений Великий говорит, что на небе тысячи Ангелов и одна воля, а на земле тысячи человек и тысячи воль. Подавляющее большинство неурядиц, скандалов, ссор, обид, разводов, побоев и убийств в семье случается из-за несоблюдения табели о рангах. Муж есть глава, жена – тело. 1Кор.11:3 – «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». 1Тим.2:11,12 – «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Любить, значит влечь на небеса, и с любимыми поступать согласно Писания, не потворствуя его слабостям, вожделениям и непокорности. Если у вас такая любовь и вы живёте бесконфликтно, то вы выходите из ряда обыкновенных жён.

Hosted by uCoz