Вопрос 1432:  5 т. В газетах пишут иногда одно, потом другое. Так о местном епископе писали, что он буйствует, самодурствует по отношению священников, срывает кресты и рясы, а потом другие люди пишут, что он на самом деле кротчайший человек и ему просто нет равных во всей московской патриархии. Его избрал сам патриарх и благословил, чтобы он окормлял такой большой край, как Алтай. Так что же есть на самом деле?

Ответ: Относительно того, что сорвал крест с о.Павла Ермоленко из Камня-на Оби, на это есть живые свидетели тому. А что пишут другие, то и к ним нужно прислушаться. Что они имеют в виду, когда говорят? Одно то, что начинают этим эксцессам давать чисто патриархийное объяснение, что-де всё это ложь, что это происки зарубежной церкви, что это враги церкви пишут – одно это объяснение говорит, что защитники епископов лгут и в другом, практически же во всем лицемерят и лгут. Что происходит в епархии – это достойно пера Шекспира, а не места благодати.

Слово «окормлять» так звучно характеризует тех, кто кормится в подручных у архиереев; они получают на прокорм, прикормленные, окормляются. Раньше ЦК партии выбирала из 6 кандидатур в епископы, из самых «лояльных» к советской власти, то есть самых бесхребетных, самых лютых карьеристов и готовых выполнять любое повеление своих хозяев «чего изволите-с». Вот так и выбирают сегодня, но уже не партия, а синод, который, по словам о. Глеба Якунина, есть пятый отдел КГБ, их агитпункт, когда стали известны их агентурные клички. Вот такого они и выберут, чтобы он, как в народе говорят, «ни в зуб ногой», а вернее только этим зубодробительством и занимался, как Оренбургский Никон прославлен при жизни, провонял на весь мир.

«Год епископа Максима

Противоречивыми деяниями отмечено правление нового владыки Барнаульско-Алтайской епархии.

В последние несколько месяцев в Барнаульско-Алтайской епархии происходят события, вызывающие недо­умение и тревогу широкой общественности. Одно за другим следуют лишение креста, снятие с должности настоятелей храмов, опеча­тывание церковных касс. Причем нередко эти собы­тия разворачиваются не на периферии, вокруг малоизвестных фигур, а в самом сердце епархии – Барнауле – и касаются столпов алтайского православия.

Одна купель и одна касса?

На Крещение Господне, 19 января, в Барнауле был удиви­тельно светлый праздник, со­бравший вместе тысячи людей. Предводительствуемые влады­кой Максимом барнаульцы проследовали крестным ходом по улицам родного города к Оби, и многие из них приняли крещение в водах великой сибирской реки, освященной епископом. Такое случилось впервые за несколько послед­них десятилетий.

«Этот крестный ход – исклю­чительная заслуга Преосвященнейшего владыки Макси­ма», – говорит секретарь епар­хии настоятель Никольского храма протоиерей Михаил Капранов. По его словам, многие представители духовенства не были уверены в успехе возрождения традиции, но влады­ке удалось переломить сомнения.

Между тем сам отец Миха­ил, столь высоко отозвав­шийся о деяниях епископа, и окормляемый им приход с некоторых пор попали в не­милость к владыке. Коррес­понденты «СК» были свиде­телями того, как 20 декабря прошлого года в Никольском храме по распоряжению Преосвященнейшего опечатывалась касса. Присутство­вавший при этом его представитель отец Алексей Крючков от каких-либо комментариев отказался, сослав­шись на отсутствие благосло­вения владыки.

Такая же участь постигала в течение года Покровский со­бор и Знаменский женский мо­настырь. Управлявший в собо­ре до приезда владыки Макси­ма протоиерей Николай Войтович и настоятельница монасты­ря матушка Надежда (Чанова) получили порицание епископа. «За что? – недоумевает народ. – А в ответ – молчание. Вот и пол­зут по городам и весям края слухи один фантастичнее дру­гого.

«С духовным наставником Алтаю повезло»

Автор пришедшего в редак­цию «СК» письма Валентин Зайцев винит журналистов: «В последнее время в алтайских газетах периодически начали появляться статьи, критикую­щие местную православную Церковь и ее предстоятеля – епископа Барнаульского и Ал­тайского Максима. Возникает ощущение, что идет намерен­ная травля Преосвященного». Даша Кузьмина в «Московском комсомольце на Алтае», № 1-2 за 2003 год, в своей статье «Вра­зумление» под Новый год от епископа», пишет, что владыка Максим якобы отбирает деньги у храмов для того, чтобы ото­слать их в Москву для оплаты за свое епископство. Неужели Патриарху? Как только такое могло прийти ей в голову?!»

Все обвинения в алтайских газетах в адрес Церкви и Преос­вященного владыки – сплошная несуразица и ложь, считает ав­тор письма, краю повезло с ду­ховным наставником. Он высо­ко оценивает личностные каче­ства владыки Максима: истинно достойный монах, проявивший себя на ниве служения Господу, человек высочайшей морали, глубокого смирения, образования и в то же время – хороший организатор и хозяйственник. Наследство ему от прежнего епископа, безвременно ушед­шего владыки Антония, досталось богатое, но сложное. От­сюда, по мнению Валентина Зайцева, и все проблемы.

«Люди просили у владыки Антония открывать побольше храмов на алтайской земле и получали их. Стало катастрофи­чески не хватать священников. И владыкой с епархиальным со­ветом было принято решение – рукополагать во священство прихожан, не имеющих духовного образования, но истинно верующих. Но среди рукополо­женных оказались, к сожале­нию, случайные люди. Самочин­но вводили новшества, импро­визировали во время службы. Недостойно вели себя с прихо­жанами, не проявляя к ближне­му любви, завещанной Госпо­дом. Были даже случаи, когда на службу приходили пьяными. А некоторые превращали свою де­ятельность священника в про­поведь национализма и сеяли среди прихожан недоверие и к светским, и к церковным влас­тям... Промысел помог многим исправиться, а с некоторыми не­обходимо было расстаться. Принимать это неприятное ре­шение выпало уже владыке Максиму...»

В эти дни исполняется год с момента вступления в должность епископа Барнаульского и Алтайского Преосвященного владыки Максима.

Дистанция

Заметим, «СК» был одним из немногих изданий, которое не вмешивалось в церковные дела. Видимо, по этой причине автор письма решил изложить свое видение происходящего в на­шей газете и, казалось бы, разъяснил ситуацию. Действи­тельно, существует в огромной Алтайской епархии проблема кадров и чистоты веры. Для того и открывал в свое время владыка Антоний в Барнауле духовное училище, чтобы вос­полнить этот пробел.

Только к столпам алтайского духовенства, попавшим в опалу у владыки Максима, это никако­го отношения не имеет. Кассы самых крупных храмов Барнаула опечатываются, насколько известно «СК», для того, чтобы централизовать средства в епар­хии, что вызывает неприятие не только священников, но и при­хожан. Интеллигентная публи­ка отказывается жертвовать епархии. У Никольского прихо­да были планы по дальнейшей реконструкции храма, являю­щегося памятником культуры и архитектуры Барнаула.

Среди прихожан Покровско­го собора идут разговоры о том, что благочинного иеромонаха Романа Корнева отстранили от должности и «сослали» в Коробейниковский монастырь, а бывшего председателя приход­ского совета отца Николая Вой­товича лишили права ношения митры* и второго креста, чтобы освободить место в храме родственнику епископа – отцу Вла­димиру. Здесь же служит еще один родственник – отец Алек­сей. С другой стороны, ходят слухи о больших финансовых злоупотреблениях в Покров­ском храме. За это, мол, и был наказан протоиерей Николай Войтович, лишившийся многих церковных наград, которые ему, впрочем, постепенно воз­вращают. Идет следствие. При этом бухгалтер остается на ме­сте. А в среде прихожан обсуж­дается фантастическая для Барнаула сумма жалования ($ 5000), которую якобы поло­жил новому благочинному собора, мужу своей сестры влады­ка Максим. Что произошло на самом деле, никто не знает. Бывший редактор газеты «Ал­тайская миссия» Вера Ворсина признается, что после того, как ей самой (лицу не материально ответственному) попытались предъявить финансовые претензии, она начала сомневаться в справедливости обвинений, выдвинутых против других.

Узнать об истинных целях принимаемых решений от владыки журналистам попросту невозможно. Автор этого мате­риала в течение двух месяцев добивался встречи с еписко­пом, чтобы получить коммента­рий о ситуации в Покровской церкви села Быстрый Исток, прихожане которой (1350 чело­век) в письме к владыке проси­ли вернуть крест священнику отцу Борису Тарасову, но даль­ше общения с референтом Пре­освященного дело не пошло. Авторам письма из Быстрого Истока владыка тоже не ответил. Тамошняя церковная об­щина до сих пор пребывает в недоумении и надежде, что ей что-то разъяснят. Корреспон­денту же «СК» референтом Сергеем Гончаровым было ре­комендовано не поддерживать прихожан, а безоговорочно встать на сторону епархиально­го управления. На вопрос: «По­чему?» – Сергей Михайлович ответил лаконично-весомо: «Потому что мы здесь выше и умнее». Но разве можно в Цер­кви жить по закону курятника? Попасть на прием к владыке вообще достаточно сложно. И мирянам, и священнослужите­лям. И жаждущие общения со своим архипастырем просижи­вают часами под дверью при­емной. Но если кому повезет, говорят, общение может ока­заться и весьма душевным. Все зависит от настроения влады­ки.

Что привнес в жизнь православ­ных Алтая, в отношения между Цер­ковью и обществом первый год правления владыки Максима? От­зывы на сей счет достаточно противоречивы. У многих верующих вы­зывает недоумение нежелание вла­дыки разъяснять пастве принимае­мые им решения. На пользу ли это и Церкви, и обществу в целом?

Тамара ДМИТРИЕНКО.

“Митра – головной убор епископа и некоторых заслуженных священ­ников, надеваемый во время богослужения.

Над речной купелью 19 января православное духовенство Барнаула пребывало в благоговейном единении перед Господом. Протоиерей Михаил Капранов по правую руку от владыки, протоиерей Николай Войтович – по левую. Глядя на эту идиллию, человеку непосвященному и в голову не приходило, что правящую верхушку епархии раздирают противоречия.

Справка «СК»

В Алтайском крае насчитывается около 200 православных прихо­дов, около 300 священнослужителей, более 100 тысяч жителей ре­гулярно или периодически бывают в храмах

( «Свободный      курс» №6 06.02.03г. стр.14)

 

«Вновь нападки на церковь.

… Верующие края и церковный причт дол­го ждали нового назначения на место не­ожиданно умершего владыки Антония. Священный Синод не торопился, тщатель­но подбирал на этот важнейший пост цер­ковной иерархической лестницы истинно достойного монаха, проявившего себя на ниве служения Господу. Нужен был чело­век высочайшей морали, глубокого смире­ния и в то же время – хороший организатор и хозяйственник; и, конечно же, высокооб­разованный, глубоко верующий молитвен­ник. Отобрали не одного кандидата. Затем тщательно изучали каждого. В конце концов остановились на игумене Максиме – препо­давателе Тобольской духовной семинарии. Он обладал всеми перечисленными досто­инствами. За плечами семинария, академия, защита кандидатской диссертации.

Наследство от прежнего владыки доста­лось богатое, но и сложное… Но не исправившиеся люди даже уйти до­стойно не сумели. Начали писать по инстан­циям не только жалобы, но и кляузы. В том числе и в газеты. Некоторые журналисты, почуяв запах «жареных» фактов, ринулись по церквам. А так как благословение на ин­тервью они нигде не получили, то довольс­твовались теми фактами, которые изложили в своих письмах клеветники. Так и появи­лись «разоблачительные» статьи в алтайс­ких газетах. Но постепенно разоблачитель­ный накал этих писаний перешел на личность Патриарха и всю Русскую право­славную церковь…

Но по ходу этой статьи становится по­нятным – откуда «ветер дует»: в пример «чистоты» ставится Русская зарубежная церковь, а она, как известно, никакого канонического отношения к Русской Право­славной Церкви не имеет. То есть не вла­дыка Максим уже объект критики, но сеется недоверие к РПЦ вообще. И кажется уже не странным, что эти «правдоискательские» статьи появляются во время кампа­нии многочисленных нападок прессы на Церковь по поводу школьного предмета «Основы православной культуры».

Несмотря на большую занятость (ведь владыка Максим руководит обширным епархиальным хозяйством края, в то же время сам ведет службы в храмах, одновре­менно он – ректор духовного училища, глав­ный редактор газеты «Алтайская миссия»), находит время и для приема граждан. Вни­мательно выслушает, даст духовные сове­ты, наставления. Если в его силах, то помо­жет в чем-либо. Мне, простому верующему, пришедшему по личному делу, еще летом, владыка уделил часа полтора. В разговоре он был мягок, добродушен, чрезвычайно внимателен, впрочем, как и полагается мо­наху. И наводит порядок в своей епархии так же спокойно, по-деловому. А в крити­ческих газетных статьях владыка Максим прямо-таки «Фантомас разбушевался»!

Сейчас владыке Максиму очень тяже­ло. Тяжелы и финансовые проблемы в епархии. При первой беседе с ним я посо­чувствовал: «Большие долги вам доста­лись». «Они меня смиряют», – проговорил он доверительно, как верующий верующе­му. Этой небольшой фразы для меня было достаточно, чтоб понять: и на этот раз на­шему краю повезло с епископом.

Каждый воцерковленный мирянин зна­ет, что критиковать священнослужителя – большой грех, тот, кто истинно хочет по­мочь – должен молиться.

В «Писаниях мужей апостольских» свя­той Игнатий – тот самый, кого ребенком носил на руках Господь Иисус Христос, говорит: «Смотрите на епископа, как на самого Христа». Эти слова Богоносца от­носятся как к священникам, так и к миря­нам. А в «Книге правил» говорится: «Кто критикует епископа, тот отлучается от церкви». Однако тех газетчиков, которые кри­тиковали преосвященного, отлучать не на­до, они и без того вне Церкви. Тогда что же их подвигает к нападкам?

Все обвинения в алтайских газетах в адрес Церкви и преосвященного владыки – сплошная несуразица и ложь. Я не буду разбирать эти статьи, и тем самым добав­лять масло в огонь. Да и страшусь, как бы своими опровержениями не организовать два противоборствующих лагеря, чего и добиваются, вольно или невольно, люди, затеявшие клевету на Церковь и владыку. Впрочем, я не удивлюсь, если окажется, что все эти статьи заказные и направлены на раскол Церкви.

Я шесть лет публикую свои статьи на православные темы в разных изданиях, а потому знаю жизнь приходов не понаслыш­ке. Могу твердо утверждать, что высокая мораль осталась лишь в лоне Церкви. Так не покушайтесь же на этот последний ост­ровок нравственности. Поверьте, Церковь сама разберется в своих проблемах и спра­вится, как разбиралась и справлялась в те­чение двух тысяч лет».

ВАЛЕНТИН ЗАЙЦЕВ, редактор газеты «+Надежда». (№6 05.02.03г.)

Hosted by uCoz