Вопрос 3746:
25 т. Всегда ли нужно подходить к священнику под благословение, когда видишь
его?
Ответ:
Мне самому было бы интересно выслушать, если бы на этот вопрос ответили разные
священники, живущие в разных регионах мира. Большинство из них абсолютно за то,
чтобы все подходили и брали у них благословение, когда видят в этот день его
первый раз. Я лично подхожу только к тем, кого вижу впервые или очень уж давно
не видел. И это делаю не только ради недостающего мне благословения и ради
успеха в трудах и безопасности, но и ради его самого, зная, насколько они
болезненно переносят, когда к ним не подходят, согнувшись, рука на руку
лодочкой и губы трубочкой. В Москве как-то встретился с Володей Седых, а он уже
стал священником. Между же нами были недопонимания – он раньше 30 лет стал
батюшкой. Он долго терпел в нашем разговоре меня, что я не подхожу, а уже при
расставании звякнул об меня кадило гнева разожжённого, заклеймил меня с
горьчайшей обидой, что я его унизил, не признав его священства. Тут тоже есть нюансы.
Подойти и не подойти и что за этим притаилось. В Новосибирске, в доме Андрея
Долгова, - встреча, и там два священника. Один – мой духовник, у которого я
причащаюсь. Я к нему в ноги бухнулся: «Благослови, отец Трофим». Он же –
кроткая душа, смущённо так: «Ну я же не старший здесь». Старший же по званию
был о.Павел Морозов из г.Фрунзе. Я к нему в ноги повалился: «Благословите, отче
святый». Он сурово, канонически выверенно по-старообрядчески смерил меня, как
козявку в ногах обретшегося, затем на мои сложенные руки и при всём честном
народе: «А я тебя не знаю. Может, ты еретик какой». (А он и приехал, чтобы
разоблачить меня, как лютого и неисправимого сектанта-баптиста и отлучить
навсегда от Церкви Христовой, что успешно и сотворил, нажаловавшись в архиепископию.
Позже же сам был запрещён, лишён сана с запретом его даже отпевать). Я так
и застыл пред ним, и оглянулся на о.Трофима – он же неделю назад меня
исповедовал и причащал. Но тот кротчайше смотрел на меня, ведомого уже на
заклание. И тут начал о.Павел мне делать полную диагностику от макушки и до
гузна, от кончика языка до дыхательных альвеол, ежели такие были во мне ещё.
Чтобы понять психологию священнослужителей и их реакцию на неподход под их
благословение рукой, нужно самому побыть в их образе, что мысленно я и
сотворил. Для них же это то же самое, как, если бы кто не подал руки при народе
кому-то и сделал бы это выборочно, и люди бы это поняли: «Он руки ему не
подал!» Значит я его в чём-то зазираю.
Когда наш батюшка о.Иоаким приезжает через
неделю сюда в храм, то люди все подходят к нему и берут благословение. Я этого
не делаю, ибо знаю, что будет богослужение, и я подойду, как положено, и не
менее торжественно, и настрой у меня будет соответствующий. Иные священники страсть
как любят покрасоваться перед другими, что вот их так и любят, и уважают
прихожане, что даже и во время богослужения стараются пройтись по храму, а
привыкшие к преклонению перед святостью и видимостью прихожане, забыв про
богослужение, кидаются к нему и кадят его пустому тщеславию. Он же раздаёт
милости налево и направо, и прямо, и сзади. И когда благословляет кого-то, то
как побирушка возле церкви, не смотрит на подающего милостыню или берущего
благословение, а устремлён взором на подходящую к нему очередную жертву. И этим
он лучше всего показывает, что ему крайне безразличны эти козявки с рыбьими
головами. 2Пар.30:27 – «И встали священники и левиты, и
благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище
Его на небеса». Евр.7:1 – «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник
Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его,
возвращающегося после поражения царей». Мал.2:2 – «если вы не
послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему,
говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши
благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца».
Нынче в ночь, лишь
только мрак спустится,
Выйдем мы тихонько на
дорогу.
Звёздный мир мерцает и
лучится.
Звёздным блеском пение
струится:
«Слава в вышних Богу!»
Недостойны мы идти с волхвами,
Нет у нас ни мудрости, ни злата,
Мы пойдём с простыми пастухами,
С овцами, с овчаркою косматой.
Меж волом и робкою ослицей,
И придя, мы станем у
порога,
И к земле истоптанной,
убогой,
Мы склоним обветренные
лица.
И чтоб взгляд трепещущий, нечистый,
Не коснулся яслей озарённых,
Мы затмим глаза покровом мглистым
Слёз смиренных, жгучих, умилённых..
…Таковое, радостное бремя
Нынче в ночь возложим мы на
плечи.
Всё забудем – мир,
пространство, время,
Засветим сердца свои, как
свечи.
И любви причастие принявши,
Позабыв о смертном тесном доме,
Будем славить Свет, нам воссиявший
В бедных яслях, на ржаной соломе.
И во тьме пустынными
полями,
Уходя в тяжёлую дорогу.
Воспоём мы детскими устами:
«Слава в вышних Богу!» Л.Глухова